г. Ессентуки |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А25-2644/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А., Егороченко И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовым В.О., с участием: от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - Шобановой Ф.М. (доверенность от 09.01.2024), от индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Карданова Р.Р. - Кемова А.Н. (доверенность от 20.03.2024), Карданова Р.Р. лично (паспорт), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Карданова Р.Р. на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.02.2024 по делу N А25-2644/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Карданов Руслан Рауфович (далее - глава хозяйства) обратился в суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) о признании незаконным и подлежащим отмене решения об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору претендентов на получение гранта по программе "Развитие семейных ферм" в 2023 году, оформленного письмом от 29.05.2023 N 1981-05/1, признании за главой хозяйства права на участие в названном конкурсе.
Решением от 22.02.2024 оспариваемый отказ министерства признан незаконным. В остальной части требований отказано. Суд исходил из того, что отказ в допуске главы хозяйства к участию в конкурсе по мотиву регистрации члена крестьянского (фермерского) хозяйства в г. Черкесске, не соответствует законодательству. Вместе с тем на дату разрешения спора возможность восстановления нарушенных прав заявителя утрачена, так как отбор претендентов на получение гранта в 2023 году завершен, бюджетные средства распределены, участие заявителя в конкурсном отборе в 2023 году не представляется возможным.
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение в части удовлетворения требований. Указывает на то, что оспариваемый отказ соответствует действовавшему в спорный период Порядку предоставления грантов на развитие семейных ферм в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденному постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 117 от 29.03.2020 (далее - Порядок). Согласно Порядку, в целях предоставления гранта на развитие семейной фермы, глава и члены КФХ должны быть зарегистрированы на сельской территории или на территории сельской агломерации Карачаево-Черкесской Республики. Однако из представленных заявителем документов следует, что член КФХ Карданова Б.Ш. зарегистрирована в г. Черкесске.
Глава хозяйства в апелляционной жалобе просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований. Ссылается на нарушение судом пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, предписывающего указывать в резолютивной части решения суда на признание оспариваемого акта недействительным (решения незаконным) и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. По мнению заявителя, признав решение министерства незаконным, суд должен был указать способ исполнения решения суда в той форме, которая была сформулирована заявителем либо в иной форме.
В отзыве глава хозяйства просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы министерства.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, исследовав доводы жалоб, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует и судом установлено, что глава хозяйства обратился в министерство с заявкой от 16.05.2023 на получение гранта на развитие семейной фермы.
Письмом от 29.05.2023 N 1981-05/1 министерство отказало ему в допуске к участию в конкурсном отборе со ссылкой на то, что вопреки требованиям Порядка, член КФХ Карданова Б.Ш. является жителем г. Черкесска, который не относится к сельской территории или территории сельской агломерации.
Не согласившись с решением министерства, глава хозяйства оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие; статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что он регулирует механизм предоставления гранта, включая индивидуальных предпринимателей, за счет республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики и средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования в целях реализации проекта грантополучателя и создания на сельских территориях и сельских агломерациях новых постоянных рабочих мест.
Предоставление грантов осуществляется министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 3 Порядка гранты на развитие семейной фермы предоставляются из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 Порядка, в соответствии с решением конкурсной комиссии и с учетом собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства, указанных в бизнес-плане.
В пункте 2 Порядка определено, что семейная ферма - крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет два (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, зарегистрированные гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Карачаево-Черкесской Республики.
Предоставление гранта на развитие семейной фермы осуществляется на основании конкурсного отбора, организатором проведения которого является министерство, которое своим приказом образует конкурсную комиссию и утверждает ее состав, положение о ней. Грантополучателем является крестьянское (фермерское) хозяйство, соответствующее условиям, установленным Порядком и прошедшее конкурсный отбор в соответствии с его требованиями (пункт 4 Порядка).
Конкурсный отбор объявляется приказом Министерства. Прием документов осуществляется в течение 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления. Министерство в рамках организации конкурсного отбора также определяет сроки проведения конкурсного отбора (пункт 7 Порядка).
Требования, предъявляемые к крестьянскому (фермерскому) хозяйству для участия в конкурсном отборе перечислены в пункте 5 Порядка. В частности, глава крестьянского (фермерского) хозяйства (участник отбора) должен иметь гражданство Российской Федерации, регистрацию и осуществление деятельности на сельской территории Карачаево-Черкесской Республики или на территории сельской агломерации Карачаево-Черкесской Республики.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что для участия в конкурсном отборе крестьянское (фермерское) хозяйство представляет в министерство заявку, которая включает в себя документы (перечислены), необходимые для подтверждения соответствия крестьянского (фермерского) хозяйства требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка.
Министерство регистрирует заявку в день поступления в порядке очередности в журнале регистрации заявок, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема конкурсной документации проводит проверку представленных документов на предмет их соответствия требованиям, установленным в объявлении о проведении конкурсного отбора, и по результатам их рассмотрения принимает одно из следующих решений: о допуске заявки к участию в конкурсном отборе; об отклонении заявки от участия в конкурсном отборе (пункт 10 Порядка).
Основаниями для принятия министерством решения об отклонении заявки на участие в конкурсном отборе являются: несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка; несоответствие представленной заявки и приложенных к ней документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка, и документов, содержащих сведения, указанные в абзацах втором - четвертом пункта 11 Порядка, требованиям, установленным в объявлении о проведении отбора; недостоверность представленной заявителем информации в целях получения гранта на развитие семейной фермы, в том числе информации о месте нахождения и адресе крестьянского (фермерского) хозяйства; подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок в объявлении о проведении конкурсного отбора (пункт 12 Порядка).
Таким образом, одним из требований для получения гранта, несоблюдение которого служит основанием для отклонения заявки на участие в конкурсном отборе, является наличие у главы КФХ (участника конкурсного отбора) регистрации на сельской территории или на территории сельской агломерации Карачаево-Черкесской Республики.
Аналогичных требований к членам крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которого подана заявка, Порядок не содержит.
Более того, приложение к заявке документов, содержащих сведения о регистрации членов КФХ, в качестве необходимых для подтверждения соответствия крестьянского (фермерского) хозяйства установленным требованиям, Порядком не предусмотрено.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у министерства оснований для отказа в допуске главы хозяйства к участию в конкурсном отборе по мотиву, указанному в письме от 29.05.2023 N 1981-05/1.
Удовлетворение судом требований заявителя в части, касающейся признания незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе, соответствует положениям части 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы министерства об обратном, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Обжалуя решение суда, глава хозяйства указал, что суд не разрешил вопрос о восстановлении его нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее.
Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Таким образом, требования о возложении на орган, наделенный публичными полномочиями, обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если не установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
В рассматриваемом случае, незаконным решением министерства нарушены права главы хозяйства на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение гранта, объявленном в 2023 году.
В суде апелляционной инстанции представитель министерства пояснил, и глава хозяйства не оспаривал, что на дату принятия судом обжалуемого решения, конкурсные процедуры завершены, победители конкурсного отбора определены, причитающиеся суммы гранта перечислены грантополучателям.
В этой связи суд первой инстанции сделал выводы о том, что на дату разрешения спора, возможность восстановления нарушенных прав заявителя на участие в конкурсном отборе, утрачена. Требование о признании за главой хозяйства права на участие в названном конкурсе, удовлетворению не подлежит.
Выводы суда соответствуют нормам права и фактически установленным обстоятельствам.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционных жалобах доводам отсутствуют.
Судом принят законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.02.2024 по делу N А25-2644/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2644/2023
Истец: Карданов Руслан Рауфович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ