г. Вологда |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А66-506/2024 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2024 года (резолютивная часть от 05 марта 2024 года) по делу N А66-506/2024,
УСТАНОВИЛ:
Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы (адрес: 121099, город Москва, улица Новый Арбат, дом 36; ОГРН 1117746153480, ИНН 7704776811; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к индивидуальному предпринимателю Алексееву Николаю Алексеевичу (адрес: 171256, Тверская область; ОГРНИП 314774633001132, ИНН 773506330926; далее - Предприниматель) о взыскании 12 841 руб. 77 коп. расходов, связанных с проведением работ по демонтажу, транспортировке, хранению и утилизации информационных конструкций.
Решением суда от 12 марта 2024 года (резолютивная часть от 05 марта 2024 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что в решении суд неправомерно ссылается на Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Требования Департамента связаны с демонтажем вывесок (информационных конструкций), а не рекламных конструкций, и соответственно, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве" (далее - Правила N 902-ПП). Указанными Правилами не предусмотрена обязанность по направлению в адрес владельца информационной конструкции предписания об их демонтаже.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указывает истец, Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы согласован дизайн-проект от 29.12.2017 N КВ-2017-03530-1 по размещению информационных конструкций по адресу: г. Зеленоград, Солнечная аллея, к. 900.
Предпринимателем, были установлены информационные конструкции с нарушением действующего законодательства; выше, чем предусмотрено дизайн-проектом.
В соответствии с абзацем первым пункта 34 Правил N 902-ПП Объединение административно-технических инспекций города Москвы (далее - Инспекция) выдало Департаменту предписания о демонтаже информационных конструкций, не соответствующих установленным законом требованиям.
В адрес Департамента было направлено предписание Инспекции от 17.03.2022 N 22-43 -Р01-00232 на проведение работ по демонтажу, транспортировке, хранению и утилизации незаконно установленных информационных конструкций, принадлежащих ответчику и расположенных по адресу: г. Зеленоград, Солнечная аллея, к. 900.
В соответствии с абзацем третьим пункта 41 Правил N 902-ПП работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации или продаже демонтированных вывесок осуществляются государственным бюджетным учреждением города Москвы "Городская реклама и информация" (далее - Учреждение).
Учреждением по предписанию Инспекции от 17.03.2022 N 22-43-Р01-00232 были проведены работы по демонтажу, транспортировке, хранению и утилизации незаконно установленных информационных конструкций.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 41 Правил N 902-ПП расходы на выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет собственника или иного законного владельца информационных конструкций по требованию Департамента.
По расчету Департамента расходы на проведение работ по демонтажу, транспортировке, хранению и утилизации рекламных и информационных конструкций составили 12 841 руб. 77 коп.
Поскольку в досудебном порядке спор не был разрешен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При взыскании убытков доказыванию подлежит факт противоправных действий причинителя вреда, наличие и размер ущерба, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда, наличие вины причинителя вреда.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. Ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Требования к размещению и содержанию информационных конструкций, размещаемых в месте фактического нахождения организации или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в городе Москве, установлены Правилами N 902-ПП.
В соответствии с пунктом 3.5 указанных Правил вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины и окна, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
В случае размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов) запрещается нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок (за исключением случаев размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, автозаправочных станциях); нарушение установленных требований к местам размещения вывесок; вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывески; размещение вывесок выше линии перекрытий между первым и вторым этажами (за исключением крышных конструкций, а также случаев размещения вывесок в соответствии с дизайн-проектом); размещение вывесок на козырьках зданий, строений, сооружений; размещение вывесок на глухих торцах фасада (за исключением случаев размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, автозаправочных станциях); размещение вывесок на кровлях лоджий и балконов и (или) на лоджиях и балконах; размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине); размещение вывесок на расстоянии ближе чем 1 м от мемориальных досок; перекрытие (закрытие) указателей наименований улиц и номеров домов; размещение настенных вывесок одна над другой (за исключением случаев размещения вывесок в соответствии с дизайн-проектом); размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга, а также одной консольной вывески над другой; - размещение вывесок (за исключением уникальных информационных конструкций) путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами); размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны (телевизоры), бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине с использованием электронного носителя - экрана (телевизора); перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, витражей и витрин, а также окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин (за исключением размещения непосредственно на поверхности остекления витрины вывесок, указанных в пункте 3.5.1 настоящих Правил, в виде отдельных букв и декоративных элементов из декоративных пленок); замена остекления витрин световыми коробами; устройство в витрине конструкций электронных носителей - экранов (телевизоров) на всю высоту и (или) длину остекления витрины; размещение вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением афиш, а также использования баннерной ткани в качестве лицевой поверхности световых коробов) и других мягких материалов; размещение вывесок с использованием неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов; размещение вывесок, содержащих информацию о номерах телефонов и адресах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; размещение в витрине, а также на (в) окнах букв и (или) символов, не отвечающих требованиям к вывескам, указанным в пункте 3.5.1 настоящих Правил (пункт 10.2 Правил N 902-ПП).
В соответствии с пунктами 35-41 Правил N 902-ПП выявление вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется Департаментом.
Департамент в случае выявления вывесок, не соответствующих установленным требованиям, в семидневный срок направляет информацию о выявлении указанных вывесок в Инспекцию.
Инспекция проводит проверку сведений о выявлении вывески, не соответствующей установленным требованиям, и, в случае их подтверждения выдает Департаменту предписание о демонтаже такой вывески.
Демонтаж вывески представляет собой разборку информационной конструкции (вывески) на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба конструкции вывески и другим объектам, с которыми демонтируемая вывеска конструктивно связана, ее снятие с внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, на которых указанная вывеска размещена.
Приведение вывески в соответствие с установленными требованиями осуществляется владельцем указанной вывески за счет его собственных средств.
Демонтаж вывески в добровольном порядке осуществляется владельцем вывески с последующим восстановлением внешних поверхностей объекта, на которых она была размещена, в том виде, который был до установки конструкции, и с использованием аналогичных материалов и технологий ( пункт 39 Правил N 902-ПП).
Если вывеска не была демонтирована ее владельцем в добровольном порядке в установленный срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется Департаментом по предписанию Инспекции в двухнедельный срок со дня получения указанного предписания ( пункт 40 Правил N 902-ПП).
Ответственность за нарушение требований Правил к содержанию и размещению информационных конструкций (вывесок) несут владельцы данных вывесок, в том числе в части безопасности размещаемых конструкций и проведения работ по их размещению (пункт 48 Правил N 902-ПП).
Из буквального толкования пунктов 39-40 Правил N 902-ПП усматривается владельцу вывески должно быть предоставлено право на приведение ее вывески в соответствие с установленными требованиями; демонтаж информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется в случае, если вывеска не была демонтирована ее владельцем в добровольном порядке в установленный срок.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Согласно положениям статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В рассматриваемом случае надлежащих доказательств того, что владельцем рекламной (информационной) конструкции и размещенной на ней информации является именно Предприниматель, истцом не представлено; доказательств направления в адрес арендаторов или иных владельцев помещений, разместивших рекламные (информационные) конструкции, уведомления о необходимости их демонтажа либо приведения в соответствие, не имеется (Департамент не отрицает, что предписания не направлялись).
Так как истец не доказал как факт противоправных действий (бездействий) Предпринимателя, так и причинно-следственную связь между возникшими на стороне Департамента убытками и действиями (бездействиями) ответчика, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2024 года (резолютивная часть от 05 марта 2024 года) по делу N А66-506/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-506/2024
Истец: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы
Ответчик: ИП Алексеев Николай Алексеевич
Третье лицо: АС Тверской области