г. Красноярск |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А33-21119/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарцева А.В.,
судей: Зуева А.О., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фарносовой Д.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - индивидуального предпринимателя Жадаева Романа Юрьевича: Арефьева И.А., представителя по доверенности от 01.01.2023; Вовненко С.Л., представитель по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жадаева Романа Юрьевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" февраля 2024 года по делу N А33-21119/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жадаев Роман Юрьевич (далее - истец, ИП Жадаев Р.Ю.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (далее - ответчик, ООО "КРК") о:
- признании дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 к договору N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ничтожным;
- признании пункта 7 дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 к договору N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части распространения условий дополнительного соглашения на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020, ничтожным;
- взыскании денежных средств в размере 60 799,52 рублей;
- возобновлении договора N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на прежних условиях от 30.08.2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что при вынесении решения суд первой инстанции руководствовался статьями 178, 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, в то время как истец руководствовался статьями 1, 10, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также в апелляционной жалобе апеллянт указывает на то, что Приказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 N 77-2184-од, на который в том числе при заключении дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 ссылался ответчик, применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020, тогда как основной договор заключен между сторонами 30.08.2019.
Отзыв на апелляционную жалобу от ответчика в суд апелляционной инстанции не поступал.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 06.05.2024.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 22.03.2024, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы, дали пояснения по делу, в том числе по вопросам суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 N 1/1635-од ООО "КРК" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края, в состав которой входит, в том числе, город Красноярск (левый берег).
Между ООО "КРК" и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение N 13 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края от 10.08.2018.
Между ООО "КРК" (региональный оператор) и ИП Жадаевым Р.Ю. (потребитель) заключен договор от 30.08.2019 N КЭС-1000061797 (далее - договор) на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании пункта 2.1. договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре (Приложение N 1), и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2.2. договора порядок определения объема ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО определяются в приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 2.4. договора способ складирования ТКО: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов; адреса расположения контейнерных площадок и площадок для складирования крупногабаритных отходов указаны в приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 2.5. договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является "01" января 2019 года.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц (пункт 3.1.).
В силу пункта 3.2. оплата услуг по настоящему договору осуществляется в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Размер ежемесячной платы по договору определяется по формуле:
Р = Т х (N х n),
где:
Т - единый тариф на услугу регионального оператора;
N - утвержденный в установленном порядке норматив накопления ТКО;
n - количество расчетных единиц, на которые установлен норматив накопления ТКО.
Наименование и количество расчетных единиц (п) определено в Приложении N 2 к Договору.
Размер ежемесячной платы по договору определяется как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора, общего объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО потребителя, и периодичности вывоза ТКО.
Общий объем контейнеров, установленных в местах накопления ТКО потребителя, периодичность вывоза ТКО определяются в Приложении N 1 к договору.
В случае оказания в расчетном периоде услуг по обращению с крупногабаритными отходами, плата за оказание таких услуг включается в размер ежемесячной платы.
Размер платы за оказание услуг по обращению с крупногабаритными отходами определяется как произведение единого тарифа на услугу регионального оператора и объема крупногабаритных отходов, услуга по обращению с которыми оказана в расчетном периоде.
Согласно пункту 3.4. в случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО, размер ежемесячной платы подлежит изменению с даты вступления в действие утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и (или) нормативов накопления ТКО.
Информация об изменении единого тарифа на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО сообщается в средствах массовой информации, на сайте регионального оператора в сети интернет, любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением. Изменение тарифов и (или) нормативов накопления ТКО в период действия настоящего договора не требует его переоформления, заключения дополнительных соглашений (пункт 3.5).
Как предусмотрено пунктом 6.1 договора, стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", исходя из количества и объема контейнеров используемых потребителем для накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 10.1. договор считается заключенным сторонами с даты его подписания, указанной региональным оператором в правом верхнем углу на первой странице договора, распространяет действие на отношения сторон, возникшие с "01" января 2019 года и действует по "31" декабря 2028 года.
Договор может быть расторгнут до окончания срока его действия: по соглашению сторон; в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ (пункт 10.2).
На основании пункта 11.1 споры между региональным оператором и потребителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возникшие в связи с исполнением настоящего договора, разрешаются с соблюдением обязательного досудебного порядка их урегулирования, за исключением случаев обращения регионального оператора в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с потребителя - юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по оплате предусмотренных настоящим договором услуг и неустойки. Срок для ответа на претензию составляет 10 рабочих дней с даты ее получения стороной.
Согласно пункту 12.2 договора, все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами.
В приложении N 1 к договору сторонами согласован ежемесячный объем и место накопления ТКО:
п/п |
Полное наименование юридического лица (ИНН) |
Объём принимаемых отходов, |
Адрес оказания услуги (место сбора и накопления ТКО) |
Периодичность вывоза ТКО |
||||
|
|
|
Наименование района |
Населенный |
Улица |
N |
офис |
|
|
|
мЗ (в |
|
пункт |
|
дома |
|
|
|
|
месяц) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с |
|
|
|
|
|
|
|
|
СанПин |
1 |
Индивидуальный предприниматель Жадаев Роман Юрьевич (ИНН 246600161805) |
0,046 |
|
г. Красноярск |
ул. Высотная |
4, корп./ стр. 5,8 |
|
42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" |
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с |
2 |
Индивидуальный предприниматель Жадаев Роман Юрьевич (ИНН 246600161805) |
0,046 |
|
г. Красноярск |
ул. Михаила Годенко |
3 |
286 |
СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" |
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с |
3 |
Индивидуальный предприниматель Жадаев Роман Юрьевич (ИНН 246600161805) |
0,046 |
|
г. Красноярск |
ул. Михаила Годенко |
3 |
288 |
СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенньгх мест" |
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с |
4 |
Индивидуальный предприниматель Жадаев Роман Юрьевич (ИНН 246600161805) |
0,046 |
|
г. Красноярск |
ул. Молокова |
16 |
354 |
СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" |
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с |
5 |
Индивидуальный предприниматель Жадаев Роман Юрьевич (ИНН 246600161805) |
0,046 |
|
г. Красноярск |
ул. Молокова |
40 |
|
СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенньгх мест" |
Письмом от 25.02.2020 N Д/1126 региональный оператор сообщил потребителю о внесении изменений в тариф и норматив для расчета платы, просил истца предоставить уточняющие сведения по количеству расчетных единиц в соответствии с категорией объекта.
Письмом от 19.05.2023 N Д23-2508 региональный оператор сообщил потребителю о внесении изменений в тариф и норматив для расчета платы, в связи с чем направил потребителю подписанное в одностороннем порядке дополнительное соглашение N 1 от 18.05.2023 к договору от 30.08.2019 N КЭС-1000061797.
Истец дополнительное соглашение N 1 к договору от 18.05.2023 N КЭС-1000061797 подписал и направил в адрес регионального оператора.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения стороны пришли к соглашению п.3.2. Договора изложить в следующей редакции: "Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Размер ежемесячной платы по договору определяется по формуле:
Р = Т х (N х n),
где:
Т - единый тариф на услугу Регионального оператора;
N - утвержденный в установленном порядке для соответствующей категории объектов норматив накопления ТКО;
n - количество расчетных единиц, на которые установлен норматив накопления ТКО.
Наименование и количество расчетных единиц (n), категория объекта образования ТКО потребителя определены в Приложении N 1 к договору.
В случае изменения единого тарифа на услугу региональною оператора, нормативов накопления ТКО, размер ежемесячной платы подлежит изменению с даты вступления в действие утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и (или) нормативов накопления ТКО.
Информация об изменении единого тарифа на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО сообщается в средствах массовой информации, на сайте Регионального оператора в сети Интернет, любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением. Изменение тарифов и (или) нормативов накопления ТКО в период действия настоящего договора не требует его переоформления, заключения дополнительных соглашений".
На основании пункта 3 стороны пришли к соглашению Приложение N 1 к договору изложить в следующей редакции:
Период |
Адрес места образования ТКО |
Адрес места накопления ТКО |
Категория объекта образования ТКО |
Наименование расчетной единицы |
Количество расчетных единиц |
Периодичность вывоза |
с 01.01.2020 по 31.12.2028 |
Красноярск г, Высотная ул, 4, ст.8 |
Красноярск г, ул. Красной Армии, 137 |
Промтоварный магазин |
М2 |
937,0 |
В соответствии с утвержденным графиком |
с 01.01.2020 по 31.12.2028 |
Красноярск г, Михаила Годенко ул, 3, пом.288 |
Красноярск г, Михаила Годенко ул, 3 |
Промтоварный магазин |
М2 |
216,2 |
В соответствии с графиком МКД |
с 01.01.2020 по 31.12.2028 |
Красноярск г, Михаила Годенко ул, 3, пом. 286 |
Красноярск г, Михаила Годенко ул, 3 |
Промтоварный магазин |
м2 |
562,3 |
В соответствии с графиком МКД |
с 01.01.2020 по 31.12.2028 |
Красноярск г, Молокова ул, 40, пом. 327 |
Красноярск г, Молокова ул, 40 |
Промтоварный магазин |
м2 |
379,5 |
В соответствии с графиком МКД |
с 01.01.2020 по 31.12.2028 |
Красноярск г, Молокова ул, 40, пом. 324 |
Красноярск г, Молокова ул, 40 |
Промтоварный МЭД азин |
м2 |
206,8 |
В соответствии с графиком МКД |
с 01.01.2020 по 31.12.2028 |
Красноярск г, Молокова ул, 16, 354 |
Красноярск г, Молокова ул, 16 |
Промтоварный магазин |
м2 |
41,0 |
В соответствии с графиком МКД |
Обосновывая возможность признания дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 незаконным, истец приводит доводы о том, что при направлении в адрес ИП Жадаева Р.Ю. ООО "КРК" не разъяснило ряд положений закона умышленно, что привело к увеличению стоимости оказываемых услуг в несколько раз. Также истец указывает, что право выбора коммерческого учёта не может быть навязано ООО "КРК".
Потребитель в письме от 19.06.2023 предлагал региональному оператору признать дополнительное соглашение от 18.05.2023 N 1 к договору ничтожным, возобновить договор N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО на прежних условиях.
Письмом от 26.06.2023 N Д23-3163 региональный оператор сообщил потребителю, что основания для признания дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 ничтожным отсутствуют, предложил альтернативу в выборе способа коммерческого учета, а именно при установке индивидуального контейнерного оборудования потребитель может обратиться в адрес регионального оператора с заявкой на перезаключение договора.
Письмом от 05.07.2023 потребитель направил в адрес регионального оператора письмо с предложением расторгнуть дополнительное соглашение от 18.05.2023 N 1 к договору от 30.08.2019 N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО с 19.06.2023; исключить из дополнительного соглашения пункт 7 в части распространения условий дополнительного соглашения на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020; возобновить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на прежних условиях от 30.08.2019.
Письмом от 11.07.2023 N Д23-3399 региональный оператор сообщил потребителю, что основания для признания дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 ничтожным отсутствуют, предложил альтернативу в выборе способа коммерческого учета, а именно при установке индивидуального контейнерного оборудования потребитель может обратиться в адрес регионального оператора с заявкой на перезаключение договора.
Ссылаясь на то обстоятельство, что дополнительное соглашение от 18.05.2023 N 1 не соответствует требованиям законодательства, истец обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 к договору от 30.08.2019 N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО ничтожным; признании пункта 7 дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 к договору от 30.08.2019 N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО, в части распространения условий дополнительного соглашения на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020, ничтожным; взыскании денежных средств в размере 60 799,52 рублей; возобновлении договора NКЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО на прежних условиях от 30.08.2019.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
Так, согласно пункту 8(17) Правил N 1156 заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела, письмом от 25.02.2020 N Д/1126 региональный оператор сообщил потребителю о внесении изменений в тариф и норматив для расчета платы, просил истца предоставить уточняющие сведения по количеству расчетных единиц в соответствии с категорией объекта.
В письме от 25.02.2020 N Д/1126 региональный оператор ссылается на приказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 N 77-2184-од (далее - Приказ N N 77-2184-од), которым установлены нормативы накопления ТКО.
Пунктом 5 Приказа N N 77-2184-од установлено, что приказ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на правоотношения сторон не распространяется действие Приказа N 77-2184-од в связи с тем, что договор на оказание услуг по вывозу ТКО заключен 30.08.2019, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505) в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (пункт 5 Постановления N 505).
Пунктом 3.4. договора предусмотрено, что в случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО размер ежемесячной платы подлежит изменению с даты вступления в действие утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и (или) нормативов накопления ТКО.
Таким образом, на правоотношения сторон, возникшие после 01.01.2020 распространяют действие положения Приказа N N 77-2184-од, устанавливающие новые нормативы накопления ТКО для региональных операторов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что письмом от 19.05.2023 N Д23-2508 региональный оператор сообщил потребителю о внесении изменений в тариф и норматив для расчета платы, в связи с чем направил потребителю подписанное в одностороннем порядке дополнительное соглашение N 1 от 18.05.2023 к договору от 30.08.2019 N КЭС-1000061797.
Истец дополнительное соглашение N 1 к договору от 18.05.2023 N КЭС-1000061797 подписал и направил в адрес регионального оператора.
В судебном заседании представители истца пояснили, что истец, подписывая дополнительное соглашение, не обратил внимание на пункт 7, в котором указано, что дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020.
Как пояснил истец, на основании пункта 7 дополнительного соглашения региональный оператор произвел перерасчет размера оплаты за оказанные услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 18.05.2023 и числит за ИП Жадаевым Р.Ю. задолженность, составляющую разницу между фактически произведенной истцом оплатой и размером оплаты в пересчете на актуализированные нормативы. Размер оплаты за оказанные услуги по вывозу ТКО возрос в десятки раз.
Истец утверждает, что при подписании дополнительного соглашения был введен ответчиком в заблуждение и не мог предполагать, что будет произведен перерасчет размера оплаты за предыдущие периоды.
В абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление N 16) разъяснено, что в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
Поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ (абзац 3 пункта 9 Постановления N 16).
В пункте 10 Постановления N 16 указано, что при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. Так, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д.
Согласно пункту 8 Постановления N 16 в случаях, когда будет доказано, что сторона злоупотребляет своим правом, вытекающим из условия договора, отличного от диспозитивной нормы или исключающего ее применение, либо злоупотребляет своим правом, основанным на императивной норме, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает этой стороне в защите принадлежащего ей права полностью или частично либо применяет иные меры, предусмотренные законом.
При рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Как разъяснено в пунктах 7, 73 - 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 ГК РФ).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 этой статьи, являются ничтожными.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ ответчик не представил в материалы дела доказательств, опровергающих утверждения истца, в связи с чем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.
Суд полагает необходимым отметить, что в письме от 19.05.2023 N Д23-2508 ООО "КРК" в обоснование необходимости заключения дополнительного соглашения ссылалось на приказы Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 N 77-2184-од, от 30.04.2020 N 77-673-од, от 15.01.2021 N 77-51-од, от 05.03.2021 N 77-712-од, от 30.12.2022 N77-2161-од, актуализирующие нормативы накопления ТКО на территории Красноярского края. О последующем перерасчете размера оплаты за услуги по вывозу ТКО в указанном письме не сообщалось.
Ввиду крайней невыгодности условий дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1, учитывая фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, а также принимая во внимание, отсутствие у истца реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях, суд приходит к выводу о наличии злоупотребления правом со стороны ответчика, и наличии оснований для признания дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 ничтожным.
На наличие в действия ответчика признаков злоупотребления правом также указывает тот факт, что в решением Красноярского краевого суда от 08.02.2023 по делу N 3а-52/2023, оставленным без изменения постановлением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.05.2023, пункт 1.2 Приложения N 5 к Приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 N 77-2184-од, устанавливающий нормативы накопления ТКО на территории красноярской Левобережной технологической зоны Красноярского края, признан недействующим. Производство по указанному делу возбуждено Красноярским краевым судом 07.10.2022, то есть до направления письма от 19.05.2023 N Д23-2508. Ответчик, будучи профессиональным участником рынка, должен быть осведомлен о наличии указанного искового производства в суде общей юрисдикции.
Как следует из части 2 статьи 186 КАС РФ, в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.
Апелляционный суд отмечает, что в день подписания сторонами настоящего спора дополнительного соглашения, а именно 18.05.2023 было вынесено постановление Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, на основании которого решение Красноярского краевого суда от 08.02.2023, признавшее незаконным пункт 1.2 Приложения N 5 к Приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 N 77-2184-од. Причем данный пункт 1.2 Приложения N 5 признан недействующим с 31.12.2019.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у ответчика не имелось никаких препятствий для доведения до истца в наглядном и подробном виде той суммы задолженности, которая у него образуется в результате подписания оспариваемого дополнительного соглашения, а также учитывая, что примененный на основании дополнительного соглашения ответчиком к истцу способ расчета объема образовавшихся ТКО не соответствует закону с 31.12.2019, действия ответчика не соответствуют статьям 10, 168 ГК РФ, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в иске, в связи с чем решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ ввиду нарушения норм материального права.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, ИП Жадаевым Р.Ю. произведено перечисление денежных средств по платежным поручениям от 07.06.2023 N 893 на сумму 30 497,48 рублей, от 24.07.2023 N 1113 на сумму 30799,84 рублей. Указанные денежные средства по ошибке были перечислены в счет оплаты услуг по вывозу ТКО, оказанных ответчиком, по счетам от 31.05.23 N БК-4089, от 31.07.2023 N БК-2091, выставленным ответчиком за май и июль 2023 года соответственно. Истец пояснил, что это перечисления сумм перерасчета, дополнительно выставленных ответчиком, с которыми истец не согласен. Доказательств обратного ответчиком представлено не было.
На основании изложенного суд полагает необходимым признать ничтожным дополнительное соглашение N 1 к договору от 18.05.2023 N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенное между ИП Жадаевым Р.Ю. и ООО "КРК" и применить последствия недействительности сделки, взыскав с ООО "КРК" в пользу ИП Жадаева Р.Ю. денежные средства в размере 60 799,52 рублей.
Судом установлено, что при подаче искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края ИП Жадаевым Р.Ю. по платежному поручению от 04.08.2023 N 1159 произведена оплата государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в размере 12 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца о признании дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 к договору N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ничтожным включает в себя также требование о признании пункта 7 дополнительного соглашения от 18.05.2023 N 1 к договору N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части распространения условий дополнительного соглашения на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020, ничтожным.
Также поскольку в данном случае признание сделки недействительной и применение соответствующих последствий являются единым требованием, государственная пошлина по такому исковому заявлению в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 6 000 рублей. Денежные средства, излишне уплаченные истцом, подлежат возвращению истцу из федерального бюджета.
Аналогично апелляционный суд полагает, что требование о возобновлении договора N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на прежних условиях также является излишним, т.к. охватывается требованием об оспаривании дополнительного соглашения, поскольку договор от 30.08.2019 N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с ТКО не приостанавливает свое действие, он действует в том виде, как если бы оспариваемого дополнительного соглашения сторонами не заключалось.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчика, и подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере 9 000 рублей
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2024 года по делу N А33-21119/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования удовлетворить.
Признать дополнительное соглашение от 18.05.2023 N 1 к договору N КЭС-1000061797 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ничтожным.
Применить последствия недействительности сделки, взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (ИНН 2461223108, ОГРН 1132468043949) в пользу индивидуального предпринимателя Жадаева Романа Юрьевича (ИНН 246600161805, ОГРНИП 304246621900077) 60 799,52 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (ИНН 2461223108, ОГРН 1132468043949) в пользу индивидуального предпринимателя Жадаева Романа Юрьевича (ИНН 246600161805, ОГРНИП 304246621900077) 9 000 рублей - государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Жадаеву Роману Юрьевичу (ИНН 246600161805, ОГРНИП 304246621900077) из федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1159 от 04.08.2023.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
А.О. Зуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21119/2023
Истец: ЖАДАЕВ РОМАН ЮРЬЕВИЧ
Ответчик: ООО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕЦИКЛИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"