г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А56-133683/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Бугорской Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой А.Н.,
при участии:
- от истца: Морозовой В.А. по доверенности от 15.04.2024,
Жамова А.Д. по доверенности от 15.04.2024,
- от ответчика: Курмаевой М.В. по доверенности от 11.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7391/2024) товарищества собственников жилья "Виктория"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2024 по делу N А56-133683/2022,
принятое по иску акционерного общества "Невский экологический оператор" к товариществу собственников жилья "Виктория"
о взыскании задолженности по оплате услуг
по встречному иску товарищества собственников жилья "Виктория" к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Виктория" (далее - Товарищество) о взыскании 693 284,88 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанных в период с 01.01.2022 по 30.09.2022, 77 011,16 руб. неустойки, исчисленной с 11.03.2022 по 22.12.2022, а также неустойки, начисляемой на сумму долга с 23.12.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки, а также о возмещении 70,80 руб. судебных издержек.
Товарищество обратилось со встречными требованиями к Обществу об обязании последнего произвести перерасчет платежей за период с 01.01.2022 по 30.09.2022, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО.
В ходе рассмотрения дела Общество уточнило размер исковых требований, просило взыскать с Товарищества 78 863,75 руб. неустойки, 70,80 руб. издержек.
Уточненные первоначальные исковые требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 27.01.2024 первоначальные исковые требования удовлетворены, во встречном иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора.
Указывает, что учет ТКО за спорный период с 01.01.2022 по 30.09.2022 следует производить исходя из количества и объема контейнеров, поскольку данный метод коммерческого учета ТКО использовался Товариществом ранее на протяжении значительного периода времени.
Товарищество полагает, что судом не дана оценка условиям договора от 19.02.2020 N 189, заключенного с ООО "Артэко СПб", которым предоставлены контейнеры для раздельного накопления ТКО. Указанные контейнеры находились в распоряжении Товарищества до 04.08.2022.
В жалобе отмечается, что впоследствии 01.08.2023 сторонами заключен договор N 1314626-2023/ТКО, по условиям которого стороны договорились производить коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема вывезенных контейнеров. При этом сбор ТКО осуществляется на прежних условиях в контейнеры, имевшиеся в 2021-2022 годах.
Товарищество также не согласно с выводами суда в части взыскания неустойки, полагает, что вина Товарищества в нарушении обязательств по оплате услуг отсутствует. Напротив, недобросовестность имеется в действиях Общества, которым допущена просрочка длительностью 2 месяца для направления в адрес Товарищества проекта договора и длительностью 5 месяцев для рассмотрения протокола разногласий к договору. В этой связи, Товарищество также просит применить положения статьи 333 ГК РФ
Более того, Общество не выставляло в адрес Товарищества счетов на оплату оказанных услуг, в расчете неустойки не учтен период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 08.05.2024.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно позиции, изложенной в отзыве, в спорный период отношения сторон регулировались условиями типового договора, условия которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Общество полагает, что осуществление коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, является допустимым в случае реализации потребителем системы раздельного накопления ТКО. Однако в данном случае Товарищество не представило доказательств организации раздельного накопления ТКО в спорный период с соблюдением требований законодательства. Из представленных фотоматериалов, напротив, следует, что Товарищество раздельного накопления ТКО не осуществляло, с запросом к Обществу о согласовании системы раздельного накопления ТКО обратилось только 18.10.2022, соответствующее решение принято общим собранием собственников 23.12.2022. В связи с указанными обстоятельствами, Общество полагает, что основания для расчета объема ТКО, исходя из количества и объема вывезенных контейнеров, за период с 01.01.2022 по 30.09.2022 отсутствовали.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Явившийся в судебное заседание представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Обществом после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 размещен текст оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Товарищество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в Санкт-Петербурге по адресам:
- Товарищеский пр-кт, д. 10, корп. 1, лит. А;
- Товарищеский пр-кт, д. 12, корп. 2, лит. А.
Письмом от 11.12.2021 исх. N 93, полученным 13.12.2021, Товарищество направило в адрес Общества заявку на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО в отношении указанных многоквартирных домов (л.д. 138).
Сопроводительным письмом от 03.02.2022, полученным 28.02.2022, Общество направило Товариществу для подписания проект договора от 30.12.2021 N 1186072-2022/ТКО (л.д. 140), пунктом 4.1 которого предусмотрено осуществление учета ТКО, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Не согласившись с рядом условий договора от 30.12.2021 N 1186072-2022/ТКО, в том числе с условием о коммерческом учете ТКО (пункт 4.1), Товарищество письмом от 01.03.2022 направило Обществу протокол разногласий, предложив производить учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров.
Письмом от 02.09.2022 исх. N 6018, полученным Товариществом 06.09.2022, Общество отклонило протокол разногласий.
Разногласия между сторонами не урегулированы, договор от 30.12.2021 N 1186072-2022/ТКО не подписан.
В период с 01.01.2022 по 30.09.2022 Общество оказывало Товариществу услуги по обращению с ТКО в отношении спорных многоквартирных домов, согласно универсальным передаточным документам и счетам на оплату, приложенным к иску.
Стоимость оказанных услуг за период с 01.01.2022 по 30.09.2022, исчисленная исходя из нормативов накопления ТКО, составила 1 659 981,81 руб., из которых Товариществом оплачено 966 696,93 руб. Задолженность на момент подачи искового заявления составила 693 284,88 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для начисления штрафных санкций и обращения Общества в суд с первоначальными исковыми требованиями.
В ходе рассмотрения дела, в связи с оплатой долга, Общество уточнило размер исковых требований, просило взыскать с Товарищества 78 863,75 руб. неустойки, начисленной за период с 11.03.2022 по 20.02.2023.
Возражая против удовлетворения иска, Товарищество указало, что им организовано раздельное накопление ТКО, в связи с чем, объем ТКО следует определять исходя из объема и количества фактически вывезенных контейнеров.
За период с 01.01.2022 по 30.09.2022 региональным оператором вывезено 2 410 контейнеров объемом 0,37 куб. м каждый и 2 контейнера с крупногабаритными отходами объемом 14 куб. м. Общий объем вывезенных ТКО составил 919,7 куб. м, исходя из чего стоимость оказанных услуг составила 986 890,17 руб. (л.д. 137).
Ссылаясь на некорректность выставляемых региональным оператором счетов на оплату услуг, Товарищество направило в адрес Общества претензию от 27.04.2023 с требованием о перерасчете стоимости оказанных услуг.
Письмом от 25.05.2023 Общество отказало Товариществу в перерасчете стоимости услуг, оказанных в период с 01.01.2022 по 30.09.2022.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения Товарищества со встречными требованиями к Обществу.
Суд первой инстанции, признав правомерным начисление платы за услуги, оказанные в период с 01.01.2022 по 30.09.2022, исходя из нормативов накопления ТКО, первоначальные требования удовлетворил, во встречном иске отказал.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав позиции сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 8(4) Правил N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 установлено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Как указано в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора.
Из приведенных норм следует, что, несмотря на неурегулирование сторонами разногласий по спорным пунктам, договор от 30.12.2021 N 1186072-2022/ТКО считается заключенным на условиях типового договора, предложенных региональным оператором в направленном в адрес Товарищества проекте, включая условие об осуществлении учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО.
Указанное обстоятельство не исключает права Товарищества на обращение в суд с самостоятельным иском об урегулировании разногласий в порядке пункта 2 статьи 445 ГК РФ.
Между тем, разногласия по спорным пунктам договора от 30.12.2021 N 1186072-2022/ТКО, включая пункт 4.1, между сторонами в судебном порядке не урегулированы, Товарищество с подобными требованиями не обращалось.
Материалами дела подтверждается, что между сторонами заключен договор от 01.08.2023 N 1314626-2023/ТКО, по условиям которого стороны договорились производить коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема вывезенных контейнеров. Названный договор распространяет свое действие на отношения сторон, начиная с 01.08.2023.
В рассматриваемом случае между сторонами имеются разногласия относительно порядка расчета стоимости и объема услуг, оказанных в период с 01.01.2022 по 30.09.2022 на условиях типового договора.
Товарищество, ссылаясь на организацию системы раздельного накопления ТКО, полагает, что объем ТКО подлежит определению, исходя из количества и объема вывезенных ТКО, в подтверждение чего представило журнал учета ТКО.
Общество, в свою очередь, полагает, что объем ТКО надлежит исчислять, исходя из установленного норматива накопления ТКО, в соответствии с условиями типового договора, форма которого утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО, исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО. Подобное правовое регулирование направлено на стимулирование потребителей к организации раздельного накопления ТКО.
Данная правовая позиция изложена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Порядок организации раздельного накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга установлен распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р.
В материалах дела отсутствуют доказательства, достаточным образом свидетельствующие об организации Товариществом в период с 01.01.2022 по 30.09.2022 системы раздельного накопления сортированных ТКО.
В материалы дела представлен договор от 19.02.2020 N 189, заключенный между Товариществом и ООО "Артэко СПб", по условиям которого Товарищество обязалось накапливать отходы V класса опасности в контейнеры, характеристики которых определены разделом 2 договора в зависимости от вида отходов, а ООО "Артэко СПб" обязалось вывозить отходы от мест установки контейнеров на собственные или сторонние объекты по обработке отходов.
Между тем, указанный договор сам по себе не подтверждает фактическую реализацию раздельного накопления ТКО в спорный период. Акт приема-передачи контейнеров для сбора сортированных ТКО датирован только 30.08.2022.
Напротив, Обществом в материалы дела представлены материалы с фотофиксацией контейнерных площадок МКД по состоянию на 05.04.2022, из которых следует, что складирование ТКО производилось в одинаковые контейнеры без сортировки отходов.
В материалах дела также представлено письмо от 17.10.2022 исх. N 78, согласно которому Товарищество обратилось к Обществу с предложением о согласовании пофракционной системы раздельного накопления ТКО только 17.10.2022. В названном письме также указано на готовность Товарищества приобрести за свой счет контейнеры для раздельного накопления ТКО.
Из протокола общего собрания собственников помещений в МКД следует, что решение об организации раздельного накопления ТКО принято собственниками помещений только 23.12.2022.
В указанных обстоятельствах, в отсутствие доказательств реализации в спорный период системы раздельного накопления ТКО, апелляционный суд находит правомерным исчисление платы за оказанные услуги, исходя из нормативов накопления ТКО.
В связи с этим, оснований для удовлетворения встречных исковых требований у суда первой инстанции не имелось, во встречном иске обоснованно отказано.
Задолженность по оплате услуг, оказанных в период с 01.01.2022 по 30.09.2022, оплачена Товариществом в ходе рассмотрения дела 20.02.2023.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 6 Типового договора предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 22 Типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Общество предъявило к взысканию 78 863,75 руб. пеней, начисленных за период с 11.03.2022 по 20.02.2023.
Приложенный к ходатайству об уточнении исковых требований расчет пеней повторно проверен апелляционным судом, признан арифметически верным, выполненным с учетом периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Товарищество, ссылаясь на отсутствие его вины в нарушении обязательства по оплате услуг, заявило о снижении неустойки по правилам статей 333, 401 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ основанием для уменьшения неустойки является только ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства.
Доказательств явной несоразмерности предъявленной к взысканию законной неустойки последствиям нарушенных обязательств Товариществом в материалы дела не представлено.
Товарищество полагает, что Общество недобросовестно уклонилось от урегулирования разногласий, направив Товариществу отказ в согласовании разногласий только 02.09.2022, в то время как протокол разногласий направлен Товариществом 01.03.2022.
Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не являлось препятствием к надлежащему исполнению Товариществом обязательств по оплате услуг.
Более того, Товарищество имело возможность в целях достижения определенности относительно порядка расчета стоимости услуг обратиться в суд с требованиями об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1186072-2022/ТКО, однако подобных действий не предприняло.
С учетом изложенного, принимая во внимание длительность периода просрочки, оснований для снижения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ не имеется, первоначальные исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2024 по делу N А56-133683/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133683/2022
Истец: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ТСЖ "ВИКТОРИЯ"