город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2024 г. |
дело N А32-33972/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца посредством веб-конференции - представитель Щадин А.О. по доверенности от 01.01.2024,
от ответчика посредством веб-конференции - представитель Панасецкая А.П. по доверенности от 30.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Таманьнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 по делу N А32-33972/2023
по иску ООО "Трансойл"
к ЗАО "Таманьнефтегаз"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец, ООО "Трансойл") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к акционерному обществу "Таманьнефтегаз" (далее - ответчик, АО "Таманьнефтегаз") о взыскании убытков в размере 815 721,23 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в размере 19 314 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 с АО "Таманьнефтегаз" в пользу ООО "Трансойл" взысканы убытки в размере 815 721,23 руб. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 19 314 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, что спорные правоотношения по использованию вагонов-цистерн истца в целях перевозки в них грузов ответчику не находятся в сфере правового регулирования норм о перевозке и не применил специальный срок исковой давности, установленный ст. 797 ГК РФ и ст.126 Устава железнодорожного транспорта РФ (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ). Суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие причинно-следственной связи между выявленными неисправностями вагонов и действиями ответчика по выгрузке груза. Суд первой инстанции не принял во внимание довод ответчика о том, что истец по части вагонов не предоставил документов, подтверждающих расходы. Суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что акт общей формы (форма ГУ-23) является документом, достаточным для удостоверения обстоятельств возникновения ответственности ответчика без составления иных актов.
Посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 по делу N А32-33972/2023 без изменения, апелляционную жалобу АО "Таманьнефтегаз" без удовлетворения.
Также посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от истца и ответчика поступили ходатайства о проведении судебного заседания путем использования системы веб-конференции, которые были рассмотрены и удовлетворены судом.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
Суд вынес протокольное определение об участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителей истца и ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, по железнодорожным транспортным накладным в адрес грузополучателя АО "Таманьнефтегаз" прибыли груженые вагоны.
Грузы в адрес АО "Таманьнефтегаз" были направлены в технически исправных и коммерческих пригодных вагонах, принадлежащих ООО "Трансойл" на праве собственности и/или ином законном основании.
АО "Таманьнефтегаз" самостоятельно произвело выгрузку груза из цистерн на станции назначения.
После выгрузки вагоны в порожнем состоянии возвращены по железнодорожным накладным на станцию погрузки с исправным запорно-пломбировочным устройством (ЗПУ) АО "Таманьнефтегаз".
На станции назначения после снятия исправного запорно-пломбировочного устройства (ЗПУ) и внутреннего осмотра котла цистерны в вагонах выявлены: наличие в котле остатка ранее перевозимого груза свыше норм ГОСТ 1510-84, излом кронштейна штанги нсп, наличие в котле постороннего предмета, разрыв уплотнительного кольца (манжеты) клапана нсп, и др. что зафиксировано в актах общей формы ГУ-23/ГУ-7а.
Для приведения в надлежащее техническое состояние под следующий налив цистерны, указанные в расчете иска, направлены ООО "Трансойл" на подготовку (промывку, пропарку) и в ремонт. Стоимость работ по подготовке вагонов и устранению неисправностей согласно представленным актам выполненных работ (ремонт и подготовка), счетам-фактурам, платежным поручениям об оплате подготовки и ремонта составила 815 721,23 руб.
Указанные расходы являются убытками, возникшими вследствие причинения вреда по вине должника (статьи 1064 и 1082 ГК РФ).
Нормами транспортного законодательства непосредственно на АО "Таманьнефтегаз" возложена обязанность по очистке вагонов после выгрузки.
В соответствии со ст. 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузов, вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов. В рассматриваемом случае выгрузка осуществлялась ответчиком.
В силу пунктов 6 и 8 "Общих требований к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.05.2019 N 155, все находящиеся на вагоне, контейнере ЗПУ перед выгрузкой или погрузкой должны быть сняты грузополучателем (получателем) грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивается выгрузка или погрузка.
Перед предъявлением к перевозке порожних вагонов, контейнеров ЗПУ пломбируются двери, крышки люков или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков цистерн.
На основании Приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума" грузополучатели обязаны обеспечивать слив груза (пункт 31).
Пунктом 34 данных Правил установлено что, слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), а в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера), если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 36 вышеуказанных правил после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан: Очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама. Удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).
Установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.
Установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны.
Установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа.
Снять знаки опасности, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт.
Опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.
Восстановить транспортную маркировку об опасности (знаки опасности, таблички оранжевого цвета) ранее перевозимого груза, если после выгрузки опасного груза очистка, промывка вагона-цистерны не производились.
В соответствии с п. 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 21 - 22.05.2009 N 50) после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан: - установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора; - опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с настоящими Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.
Поскольку выгрузка осуществлялась силами грузополучателя - ответчика, на него возложена обязанность по обеспечению сохранности вагонов при выгрузке и пломбированию ЗПУ порожних вагонов.
Вышеперечисленные обязанности в нарушение требований УЖТ РФ и правил АО "Таманьнефтегаз" надлежащим образом не исполнены.
Суд первой инстанции в решении правомерно исходил из следующего.
Вступая в правоотношения по Уставу железнодорожного транспорта, ответчик должен был не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных указанным Уставом, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства РФ.
Согласно ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Перечень обстоятельств при которых составляется акт общей формы указан в разделе 3 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256. В п. 109 Правил составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, предусмотрено, что факт обнаружения на промывочно-пропарочных станциях, не принадлежащих перевозчику или владельцу инфраструктуры, цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки, оформляется без участия перевозчика, владельца инфраструктуры в порядке, установленном соглашением сторон.
Акт общей формы является допустимым доказательством факта наличия неисправности в цистерне без составления других актов.
Заявленные ООО "Трансойл" требования основаны на фактах выявления неисправностей и наличием остатка груза в ходе осмотра вагонов по их прибытию на станцию назначения и зафиксированы актами общей формы ГУ-23/ГУ-7а.
Вагоны прибыли с исправными пломбами, при снятии пломбы и открытии верхнего загрузочного люка произведен внутренний осмотр котла и запорной арматуры, в результате 4 чего выявлены неисправности / непригодности, которые по своему характеру являются следствием нарушения технологии выгрузки груза и нарушении технологии закрытия и опломбирования. Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ и п. 2 ст. 307 гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу.
При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков наряду с положениями статей 15, 16 ГК РФ определяется по нормам главы 59 ГК РФ (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.09.2020 N 302-ЭС20-4953 по делу N А19-9322/2019).
Положениями ч. 5 ст. 4 АПК РФ не предусмотрена обязанность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по требованию о возмещении вреда (гл. 59 ГК РФ, п. 3 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора).
Согласно пункту 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения ущерба предусматривает возмещение причиненных убытков.
В силу ст. 15 ГК РФ убытки определяются, как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из предмета и основания заявленного иска (ст.ст. 15 и 1064 ГК РФ), истец обязан доказать наличие состава правонарушения, который включает возникновение вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между его действиями и возникновением вреда, а также размер причиненного вреда. Согласно принципу генерального деликта - всякое причинение вреда презюмируется противоправным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.07.2010 N 4515/10 по делу N А38-2401/2008).
Как верно установлено судом первой инстанции, факт причинения истцу убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им обязательств грузополучателя документально подтвержден актами общей формы, документами, подтверждающими оплату ремонта и подготовки в ремонт. Истцом в подтверждение заявленного иска представлены в материалы дела 1) транспортные железнодорожные накладные о возврате порожних вагонов после выгрузки грузополучателями груженых вагонов; 2) акты общей формы (зафиксированы неисправности); 3) акты о недосливе цистерн; 4) дефектные ведомости (с указанием подлежащей устранению неисправности); 5) акты о годности цистерн под налив/для ремонта; 6) акты сдачи-приемки выполненных работ и услуг (с указанием вида выполненной работы); 7) перечень вагонов-цистерн, на которых выполнены работы; 8) счета-фактуры; 9) платежные поручения.
Совокупность указанных документов подтверждает расходы ООО "Трансойл" в виде оплаты стоимости работ по подготовке вагонов и устранению неисправностей в размере 815 721,23 руб. (без НДС), возникшие на стороне кредитора по вине должника.
Относительно доводов апеллянта о сроках исковой давности суд первой инстанции верно указал следующее.
Предметом искового заявления является требование о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда (деликтное обязательство). Ответчик произвёл выгрузку груза из вагонов, принадлежащих истцу, ненадлежащим образом, что подтверждается актами общей формы ГУ-23 и актами о недосливе цистерн ГУ-7а.
Для приведения цистерн в коммерчески пригодное состояние истец понёс расходы, которые являются его убытками и подлежат возмещению с виновной стороны.
Довод ответчика относительно применения к отношениям сторон положений о перевозке основан на ошибочном толковании норм материального права, которые к спорным отношениям не применяются.
В соответствии со статьёй 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
ООО "Трансойл" не является ни перевозчиком, ни грузоотправителем, ни грузополучателем, и договор перевозки груза, как и любые другие договоры, с ответчиком не заключало.
В своем требовании ООО "Трансойл" ссылается на основания возмещения убытков, возникших из обязательств вследствие причинения вреда, размер которых истец определяет с учетом его фактических затрат на устранение неисправностей вагонов.
Сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьёй 797 ГК РФ, не распространяется на требования, основанные на нормах главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ.
Данный вывод следует из позиции, изложенной в пункте 21 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, а также подтверждается выводом из Определения ВС РФ N 305-ЭС21- 15028 от 01.12.2021 по делу А40-12432/2020. Если требование о возмещении убытков возникло из обязательств вследствие причинения вреда, а не основано на договоре перевозки, то к нему применяется общий трехлетний срок исковой давности (п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022). В соответствии с пунктом 2 статьи 307 и подпунктом 6) пункта 1 статьи 8 ГК РФ обязательства возникают вследствие причинения вреда другому лицу.
На основании пункта 2 статьи 307.1. ГК РФ к обязательствам вследствие причинения вреда общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено соответственно правилами главы 59 настоящего Кодекса или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В настоящем деле ответчик не исполнил обязанности, возложенные на него законом, а именно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и вытекающими из данной статьи правилами, вследствие чего истец понёс убытки. Согласно пункту 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ст. 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения ущерба предусматривает возмещение причиненных убытков.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, настоящий спор возник вследствие несоблюдения ответчиком своей обязанности предусмотренной законом, в связи с чем истцу был причинен материальный ущерб в виде убытков, за возмещением которых он обратился в арбитражный суд. По требованиям о возмещении убытков применяется общий срок исковой давности, который в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Применительно к настоящему спору срок исковой давности определяется с момента составления актов общей формы ГУ-23 и актов о недосливе цистерн ГУ-7а, составляет 3 года и на момент обращения с иском в суд не пропущен.
Истец не является грузоотправителем гружёного вагона. Для определения причастности ответчика к возникновению убытков у истца в первую очередь необходимо установить момент обнаружения неисправностей.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" оператором железнодорожного подвижного состава, контейнеров является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
Грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе. Груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
ООО "Трансойл", являясь юридическим лицом, имеющим железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающее соответствующие услуги, является оператором.
В соответствии с п. 50 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, отправителем порожних вагонов является: владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Перевозка порожнего вагона-цистерны оформляется транспортной железнодорожной накладной, которая составляется отправителем (владелец вагона-цистерны) в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов (статья 25 Устава, пункт 86 Правил N 374, пункт 10.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, пункт 117 Правил составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 27.07.2020 4 N 256 (далее - Правила N 256), пункт 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30)).
Функция оператора (собственника вагона), как грузоотправителя порожнего вагона, только в оформлении накладной с помощью ЭЦП на основании Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП, и изменениями, утв. ОАО "РЖД" 05.05.2009, распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2009 N 2443р.
Иных функций на собственника, как грузоотправителя порожнего вагона после слива грузополучателем (ответчиком) не возложено, фактически грузоотправителем порожнего вагона является ответчик.
Предметом искового заявления по настоящему делу является возмещение убытков, которые возникли вследствие несоблюдения ответчиком обязанностей, как грузополучателя после выгрузки груза, возложенных на него транспортным законодательством.
Перечисленные в исковом заявлении неисправности и недостатки, зафиксированные актами общей формы (ГУ-23) и актами о недосливе цистерн (ГУ-7а), были обнаружены после снятия исправных ЗПУ, установленных ответчиком, и внутреннего осмотра котла цистерн.
Пункт 8 Приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245 применяется в отношении грузоотправителя, то есть лицо, которое направило груз в адрес ответчика.
В данном случае это АО "Таманьнефтегаз", которое является ответственным за исправность котла, арматуры, люков, прокладок, правильность заполнения вагона-цистерны, обеспечение безопасности в пути следования, порчу груза в результате налива в непредназначенный или неочищенный вагон-цистерну, вагон бункерного типа, а также за последствия неправильного их использования.
На основании ст. 20 Устава пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими.
В силу п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Грузоотправитель принял вагоны истца; возражений по их техническому состоянию и коммерческой пригодности не заявил.
Приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил соблюдение грузоотправителем требований правил перевозок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.09.2012 N 3659/12 по делу N А40-101821/09).
При передаче железной дороге (перевозчику) собственного или арендованного вагона-цистерны, загруженного опасным грузом, грузоотправитель обеспечивает исправное техническое состояние котла вагона, арматуры и сливного прибора вагона-цистерны, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза до станции назначения, включая этап выдачи груза, что подтверждается записью в графе накладной "Заявление отправителя" в соответствии с п. 3.5.3 настоящих Правил (п. 3.1.3 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утв. в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ). 5 Договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу грузополучателя (постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 3786/12). Исполнение по договору (выгрузка) осуществлялось ответчиком.
Таким образом, истец, требуя возложить ответственность на ответчика, исходит из того, что ответчик получил груз в исправных вагонах, осуществлял выгрузку, поэтому в таком же исправном виде вагоны подлежали возврату истцу.
В момент принятия гружёных вагонов от АО "Афипский НПЗ" ответчик от них не отказался, хотя имеет право это сделать (ст. 36 Устава).
Все спорные вагоны были выгружены и на них установлены запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) ответчика, после снятия которых и были обнаружены неисправности, которые не позволяют использовать вагон в коммерческом отношении (производить налив), и требуют устранения на станциях подготовки.
Учитывая характер обнаруженных неисправностей, а также тот факт, что ответчик являлся последним лицом, который имел доступ к котлу цистерны, крышке люка и сливному прибору, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неисправности возникли по вине ответчика.
Также в апелляционной жалобе ответчик указывает, что акт общей формы (форма ГУ-23) не является документом, достаточным для удостоверения обстоятельств возникновения ответственности ответчика без составления акта о повреждении вагона (форма ВУ-25).
Однако, суд первой инстанции относительно актов о повреждении вагонов формы ВУ-25 правильно указал следующее.
Акты о повреждении вагонов формы ВУ-25 не подлежали составлению, поскольку обстоятельства для их составления отсутствовали.
В соответствии с п. 93 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 акт формы ВУ-25 составляется во всех случаях повреждения вагона, устранение которых производится при капитальном, деповском, текущем ремонте или исключении вагона. Наличие в котле остатка ранее перевозимого груза свыше норм ГОСТ 1510-84, излом кронштейна штанги нсп, наличие в котле постороннего предмета, разрыв уплотнительного кольца (манжеты) клапана нсп и прочие неисправности, обнаруженные в спорных вагонах, не требуют их устранения при капитальном, деповском или текущем ремонте и не требуют исключения вагона. Данные неисправности устраняются на станциях подготовки вагонов, поскольку носят незначительный характер, не требуют перевода вагонов в нерабочий парк, однако, препятствуют дальнейшему наливу и перевозке груза в вагонах (коммерчески непригодные вагоны). ВУ-25 составляются при серьёзных повреждениях вагона: повреждениях ходовой части, боковых рам, надрессорных балок, колёсных пар и пр
Сход вагона с рельс (оформляется ВУ-25) является чрезвычайным происшествием на железной дороге и требует обязательного расследования.
Такие повреждения устраняются при текущем, деповском, капитальном ремонте или вагон исключается из инвентаря (при невозможности восстановления). Это абсолютно иной характер повреждений и размер понесённых расходов.
Также, основываясь на ошибочном толковании норм материального права, ответчик приравнивает факты коммерческой непригодности вагонов, которые фиксируются актами общей формы (ГУ-23), к повреждениям вагона, которые фиксируются актами о повреждении вагона (ВУ-25).
Между тем, это два разных обстоятельства, которые оформляются разными документами (акты формы ГУ-23 и формы ВУ-25).
В рамках настоящего дела повреждения вагонов отсутствуют, как и отсутствуют основания для составления актов о повреждении вагонов.
Пунктом 34 данных Правил установлено что, слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), а в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера), если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 36 вышеуказанных правил после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан: Очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама. Удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).
Установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.
Установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны. Снять знаки опасности, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт. Опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам. В соответствии с разъяснениями Минтранса России от 03 августа 2009 с 01.07.2009 на территории Российской Федерации применяются Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009, далее - международные правила перевозок грузов наливом).
Пунктом 3.3.9. международных правил перевозок грузов наливом предусмотрено, что грузополучатель после выгрузки (слива) груза из вагона - цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан: - установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора; - опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с настоящими Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.
Поскольку выгрузка осуществлялась силами грузополучателя (ответчика), на него возложены перечисленные обязанности, которые, однако, не были им исполнены. 7 В соответствии с пунктом 109 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 факт обнаружения на промывочно-пропарочных станциях, не принадлежащих перевозчику или владельцу инфраструктуры, цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки, оформляется без участия перевозчика, владельца инфраструктуры в порядке, установленном соглашением сторон.
Промывочно-пропарочные станции (ППС), на которых выполнялись работы по подготовке спорных вагонов принадлежат их владельцам на праве аренды (собственник ОАО "РЖД"), поэтому участие перевозчика в составлении актов формы ГУ-23 и ГУ-7а не требуется. Документами, подтверждающими выявление нарушений при вскрытии спорных вагонов, являются акты общей формы ГУ-23 и акты о недосливе цистерн формы ГУ-7а, приложенные к исковому заявлению.
Перевозчик в соответствии с правилами приема грузов к перевозке не осматривает цистерны на предмет коммерческой непригодности, ввиду того что вагоны уже опломбированы, а лишь удостоверяется в безопасности движения и наличии/отсутствии знаков опасности. Цистерна является крытым типом вагона и при её отправке производится только визуальный осмотр, наличие повреждений внутри котла при отправлении вагонов не производится и не относится к безопасности движения вагона (обязанность ОАО "РЖД" проверить при принятии вагона к перевозке).
Таким образом, заявленные в материалах дела неисправности возникают вследствие нарушения грузоотправителем технологических процессов выгрузки. Вагоны, прибывшие на станцию назначения (обнаружения неисправностей) были опломбированы, а неисправности выявлены при осмотре и снятии запорно-пломбировочных устройств, соответственно повреждения сливного прибора, люков заливной горловины являются неисправностями устройств, находящихся внутри цистерн и/или могут быть обнаружены только при снятии ЗПУ и открытии люка заливной горловины. Если в пути следования вагона не было выявлено отсутствие или нарушения ЗПУ неисправности универсального сливного прибора и запорно-пломбировочной арматуры являются следствием нарушения технологии работ на местах погрузки/выгрузки нефтеналивных грузов и могут быть отнесены на виновность грузоотправителя (грузополучателя).
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правомерный и обоснованный вывод о том, что акт общей формы является допустимым и относимым доказательством факта наличия неисправностей в цистерне без составления других актов.
При этом нормативно не предусмотрено указание в акте общей формы лица, по вине которого возникла обнаруженная неисправность. Акт общей формы фиксирует именно обстоятельство, которое привело к его составлению, но не виновное лицо.
Согласно ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее "Устав") обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В представленных ООО "Трансойл" актах общей формы ГУ-23 и актах формы ГУ-7а содержится информация о том, где именно составлены данные акты, когда и кем составлены, в отношении каких именно вагонов-цистерн; в актах также указаны обстоятельства, вызвавшие их составление.
Указанных сведений достаточно для установления обстоятельств, в целях фиксации которых они составлены.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Данный вывод поддержан постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2023 по делу N А32-48114/2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.12.2022 по делу N А32-50841/2021.
Относительно довода апеллянта о причинно-следственной связи суд первой инстанции правильно указал следующее.
Состав гражданско-правового института убытков рассмотрим на конкретном примере. Вагон N 50338953 (пункт 1 расчета 2.0.), гружёный газойлем, проследовал по накладной N ЭН053029 в адрес ответчика (грузополучателя).
В силу пунктов 6 и 8 "Общих требований к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.05.2019 N 155, все находящиеся на вагоне, контейнере запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) перед выгрузкой или погрузкой должны быть сняты грузополучателем (получателем) грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивается выгрузка или погрузка.
Перед предъявлением к перевозке порожних вагонов, контейнеров ЗПУ пломбируются двери, крышки люков или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков цистерн. Так на вагон N 50338953 было установлено ЗПУ ответчика ТП-350-01 N РЖДС8959063, что указано в накладной N ЭН218959. Установка ЗПУ на порожний вагон означает, что доступ третьих лиц внутрь цистерны невозможен, и внутреннее состояние котла вагона остается неизменным до момента снятия ЗПУ и осуществления промывочно-пропарочных, погрузочно-разгрузочных операций следующим участником перевозочного процесса.
После выгрузки на станции назначения порожний вагон N 50338953 проследовал на станцию Комбинатская под налив, однако, в вагоне была обнаружена коммерческая непригодность. Актом N440/02 от 28.02.2022 формы ГУ-7а установлено, что в вагоне N50338953 обнаружена коммерческая неисправность: наличие в котле остатка ранее перевозимого груза свыше норм ГОСТ 1510-84, который составил 5 см или 75 литров.
Закон раскрывает содержание пригодности вагонов, контейнеров в коммерческом отношении как состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров (решение Верховного Суда РФ от 14.03.2002 N ГКПИ2002-160).
Под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении для перевозки груза надлежит понимать такое техническое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза при перевозке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.01.2013 N 11637/12 по делу N А78-9635/2011).
"Наличие сверхнормативного остатка ранее перевозимого груза" является коммерческой непригодностью вагона, которая препятствует дальнейшему наливу груза в цистерну. Данная неисправность является нарушением пп. 31, 36.1. Приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245, согласно которому грузополучатель обязан очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама.
Пунктом 34 Приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245 установлено что, слив грузов из вагонов-цистерн должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла. Нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное. Представитель перевозчика от подписания акта отказался, о чём сделана соответствующая отметка.
На основании п. 80 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 в случае отказа пользователя услугами железнодорожного транспорта от подписания акта общей формы лицо, составляющее акт общей формы, в акте общей формы делает отметку об отказе пользователя услугами железнодорожного транспорта от подписания данного акта. Также следует отметить, что из телеграммы ОАО "РЖД" от 16.03.2011 N ЦФТОПР18/128 следует, что акты общей формы составляются при участии ОАО "РЖД" только на промывочно-пропарочных станциях, находящихся в распоряжении ОАО "РЖД. При передаче ППС в аренду сторонним организациям акты ГУ-7а и ГУ-23 перевозчиком не составляются.
Согласно Алфавитному указателю опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (Приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам), и Алфавитному указателю грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах для перевозки нефтебитума (кроме скоропортящихся), (Приложение N 1 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума), перевозимый в адрес ответчика газойль (N ООН - 1202) относится к категории наливного, опасного груза, допущенного к перевозке железнодорожным транспортом, знак опасности 3. Поскольку в вагоне N50338953 был обнаружен остаток ранее перевозимого опасного груза, что является коммерческой непригодностью вагона, такой остаток необходимо из вагона удалить. Необходимыми полномочиями и навыками по удалению опасных грузов из вагонов-цистерн обладают промывочно-пропарочные станции (ППС), которые обладают лицензиями на осуществление данного вида деятельности и нужной инфраструктурой для такого вида операций. Промывочно-пропарочные станции по очистке и пропарке цистерн (ППС) это предприятия, которые осуществляют массовую комплексную подготовку цистерн к наливу нефтепродуктов, а также производят их текущий ремонт (п. 1.2. "Типовой технологический процесс работы железнодорожных станций по наливу и сливу нефтегрузов и промывочно-пропарочных предприятий по очистке и подготовке цистерн под перевозку грузов" (утв. МПС СССР 03.05.1982 N Г-14540) (далее - ТТП).
Промывочно-пропарочная станция по очистке и пропарке цистерн должна иметь специально отведенную территорию, соответствующее путевое развитие, производственные сооружения, оборудование и оснащение. У ООО "Трансойл" заключены договоры с несколькими ППС в том числе, договор N ДД/ИП-779/13 от 01.12.2013 с АО "ПГК", которое удалило остаток газойля из вагона N 50338953 путём подготовки вагона под налив, о чём между сторонами подписан акт сдачи-приёмки выполненных работ N 1009/050322/0029 от 05.03.2022. Характер и объём работ ППС по подготовке вагонов определяется ТТП. 10 Так в п. 4.1. раздела 4 части 2 ТТП "Технология выполнения отдельных операций при обработке цистерн" указано, что удаление остатков из котла цистерны может быть как самостоятельной операцией, так и подготовительной при необходимости более тщательной очистки котла. Перед удалением из цистерн остатков продуктов с высокой вязкостью, особенно при низких температурах наружного воздуха, для придания им большей текучести производится предварительная пропарка котлов цистерн. Платежным поручением N 7212 от 24.02.2022 истец оплатил АО "ПГК", выполненные по акту N 1009/050322/0029 от 05.03.2022 работы. АО "ПГК" выставило в адрес ООО "Трансойл" счёт-фактуру N 1009/050322/0029 от 05.03.2022.
По результатам выполнения работ составлен акт формы ВУ-20 N 1404 от 28.02.2022, в котором указано, что вагон N 50338953 обработан и признан годным под налив; и перечень вагонов, в отношении которых проведена подготовка (строка 65).
Расходы на подготовку цистерны N 50338953 под налив составили 8742,05 рублей, что является убытком для истца, который не понёс бы указанные расходы в случае выполнения ответчиком обязанности по приведению в транспортное положение деталей сливо-наливной арматуры. Ответчиком не оспаривается, что он был грузополучателем спорных вагонов в спорный период. Российское законодательство содержит повышенный стандарт поведения предпринимателей в гражданских правоотношениях (п. 3 ст. 401 ГК РФ) и стандарт ожидаемого добросовестного поведения при ведении ими деятельности (ст. 10 ГК РФ) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.06.2016 N 308-ЭС14-1400 по делу N А20-2391/2013).
По смыслу ст. 15 ГК РФ взыскание убытков может производиться в целях защиты любого субъективного гражданского права. По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ). В п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, указано, что, как правило, для установления обстоятельств, подтверждающих позицию истца или ответчика, достаточно совокупности доказательств (документов), обычной для хозяйственных операций, лежащих в основе спора. Устранение неисправностей, указанных в расчете иска, произведено за счет истца, что подтверждается повагонными комплектами документов.
Между сторонами отсутствует спор относительно того, что истец фактически понес расходы в размере 22 295,97 руб., тем более, что факт их возникновения и размер подтверждены представленными в материалы дела актами об оказанных услугах, счетами-фактурами, актами формы ВУ-20, ВУ-19 и платежными поручениями.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, допустимо при любом умалении имущественной сферы участника оборота, в том числе выразившемся в увеличении его финансовых расходов при обстоятельствах, которые не должны были возникнуть при надлежащем (добросовестном) исполнении обязательств другим лицом (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.06.2022 по делу N 49-КГ22-5-К6).
При предсказуемости негативных последствий в виде возникновения убытков, которые нарушитель обязательства как профессиональный участник оборота мог и должен был предвидеть, причинная связь не подлежит доказыванию лицом, потерпевшим от 11 нарушения, а презюмируется (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). На этом основании выявленные коммерческие непригодности подлежат возмещению ответчиком. Факты коммерческой непригодности вагонов были выявлены после того как ответчик, как грузополучатель, произвёл выгрузку груза и установил на вагоны свои запорно-пломбировочные устройства.
Характер выявленных неисправностей свидетельствует о несоблюдении ответчиком обязанностей установленных ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Общих требований к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.05.2019 N 155, Приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009.
Исковые требования аргументированы причинением ответчиком вреда (ст. 1064 ГК РФ). Обязательства вследствие причинения вреда в доктрине традиционно именуются деликтными обязательствами (от лат. delictum - правонарушение). Деликтное обязательство тождественно понятию деликтной ответственности.
Возврат порожних цистерн в коммерчески непригодном состоянии является основанием для взыскания убытков на основании статей 15, 309, 310, 330, 393, 401, 421, 1064 ГК РФ (определения Верховного Суда РФ от 21.02.2022 N 309-ЭС21-29455 по делу N А07-19040/2020, от 31.03.2022 N 304-ЭС22-2998 по делу N А46-14183/2020).
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что истцом представлен исчерпывающий комплект документов, подтверждающих причастность ответчика к спорным обстоятельствам, его вину в нарушении обязательства, установленного законом, состав убытков истца, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и убытками истца.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (ст.ст. 8 и 9 АПК РФ)
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, согласуются с правовой позицией, отраженной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2023 по делу N А32-48114/2021, постановлении Арбитражного суда СевероКавказского округа от 12.12.2022 по делу N А32-50841/2021.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции законно и обосновано посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в своей совокупности не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из установленных фактов и сделанных выводов, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 по делу N А32-33972/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33972/2023
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: АО "Таманьнефтегаз", ЗАО "ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ"