г. Вологда |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А44-7431/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Доверительное управление многоквартирным домом"Сытина М.В. по доверенности от 11.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доверительное управление многоквартирным домом" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 февраля 2024 года по делу N А44-7431/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Доверительное управление многоквартирным домом" (ОГРН 1195321006726, ИНН 5321201861; адрес: 173014, Новгородская область, Великий Новгород, улица Московская, дом 26, корпус 1, помещение 1; далее - общество, ООО "Доверительное управление многоквартирным домом") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 05.09.2023 N 12/СЦ-2023.
Решением от 06 февраля 2024 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие нецелевого расходования средств фонда капитального ремонта, собранных за счет минимального взноса. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, полагая законным и обоснованным решение суда первой инстанции.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в е отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании решения от 21.08.2023 N 12/СЦ-23 проведена внеплановая документарная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 05.09.2023 N 12/СЦ-23 и заявителю выдано предписание от 05.09.2023 N 12/СЦ-2023.
При проверке инспекцией установлено нарушение обществом списания денежных средств со специального счета многоквартирного дома N 2 по бульвару Лени Голикова в Великом Новгороде (далее - МКД) на цели, не соответствующие перечню работ, предусмотренному статьей 5 Областного закона Новгородской области от 03.07.2013 N 291-ОЗ "О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области" (далее - Закон N 291-ОЗ).
В связи с этим инспекция предписала обществу обеспечить восстановление денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта МКД, путем начисления собственникам помещений, соразмерно их доле в праве общей собственности на общее имущество суммы, перечисленной со специального счета МКД по договору о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (капитальный ремонт межквартирных лестничных площадок и лестниц) от 26.01.2021, заключенному между ООО "Доверительное управление многоквартирным домом" и обществом с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт" (далее - ООО "СтройЭксперт") в размере 1 504 506 руб., а также всех иных сумм, в случае если таковые будут установлены.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, оплата товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), и уплата процентов за пользование такими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 3 статьи 166 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 166 ЖК РФ установлено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (паи) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
В Новгородской области перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установлен статьей 5 Закона N 291-ОЗ и включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома;
7) разработка проектной документации в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется ее разработка.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что на основании протокола общего собрания собственников МКД от 22.04.2020 N 11/20 собственники помещений формируют фонд капитального ремонта МКД на специальном счете, владельцем которого является Общество.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД от 21.12.2020 N 28/20 собственниками приняты решения о проведении работ по капитальному ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц в многоквартирном доме согласно дефектной ведомости, представленной обществом, об оплате указанных работ за счет средств капитального ремонта, формируемом на специальном счете, владельцем которого является общество. В качестве подрядной организации для выполнения данных работ избрано ООО "СтройЭксперт", а также утверждена смета расходов стоимости работ на ремонт межквартирных лестничных площадок и лестниц в МКД в сумме 1 860 000 руб., избрано лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Также собственниками определено, что оплата работ производится за счет средств фонда капитального ремонта по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений ежемесячно долями в размере суммы взносов, поступивших от собственников в соответствующем месяце, до полного погашения задолженности.
Общество во исполнение указанных решений 26 января 2021 года заключило с ООО "СройЭксперт" (подрядчик) договор о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт межквартирных лестничных площадок и лестниц д. 2 по бульвару Лени Голикова) на общую сумму 1 860 000 руб.
Согласно пункту 3.2 договора оплата работ осуществляется путем перечисления на расчетный счет подрядчика 558 000 руб. (30 % общей стоимости работ) в виде авансового платежа, а также 1 302 000 руб. (70 % общей стоимости работ) по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений (ежемесячно долями в размере суммы взносов, поступивших от собственников в соответствующем месяце до полного погашения задолженности). Срок выполнения работ определен сторонами до 31.12.2024 (пункт 4.1 договора).
В подтверждение исполнения указанного договора общество представило акты о приемке выполненных работ от 05.05.2021 N 1, от 30.12.2021 N 2, от 10.03.2022 N 3, от 23.08.2022 N 4, от 28.12.2022 N 5, от 18.04.2023 N 6 и соответствующие справки о стоимости выполненных работ и затрат на общую сумму 1 552 024 руб.
Выполненные подрядчиком работы оплачены обществом в период с 02.02.2021 по 03.08.2023.
Инспекция при проверке установила, что согласно протоколу общего собрания собственников МКД от 07.04.2023 N 31/23 с 01.04.2023 собственниками МКД утвержден размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в размере 12,37 руб. на финансирование работ по капитальному ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц в многоквартирном доме.
Согласно постановлению правительства Новгородской области от 14.10.2022 N 549 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Новгородской области на 2023 год" для Великого Новгорода установлен минимальный взнос на капитальный ремонт в размере 10,37 руб.
На основании этого инспекция посчитала, что работы по ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц МКД не относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и выполнение которых может быть финансировано за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт
Соответственно взнос на капитальный ремонт в размере 12,37 руб. в полном объеме не может быть израсходован на финансирование работ по капитальному ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц в многоквартирном доме, на финансирование таких работ может быть потрачена только часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет превышения над минимальным взносом, а именно 2 руб.
При этом инспекция исходила из того, что в протоколе от 07.04.2023 отсутствуют указания о том, что 12,27 руб. является суммой превышения размера взноса над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт.
Поскольку за период с даты установления дополнительного взноса (01.01.2023) собственниками помещений МКД начислено 45 518 руб. (4 751,8 кв.м х 5 месяцев х 2 руб.), инспекция посчитала, что оплата спорных работ за счет средств, накопленных на специальном счете для формирования фонда капитального ремонта МКД, в сумме 1 504 506 руб. является нецелевым расходованием фонда капитального ремонта.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами инспекции.
Как следует из указанных выше норм, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, и часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно принятому собственниками помещений МКД 07.04.2023 решению взнос на капитальный ремонт общего имущества в размере 12,37 руб. определен именно на финансирование работ по капитальному ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц в многоквартирном доме.
В ходе проверки инспекцией не устанавливалось, какие решения о взносе на капитальный ремонт были приняты собственниками помещений МКД до 07.04.2023, соответствующие доказательства в суд при рассмотрении дела также не предоставлялись.
Соответственно инспекция не доказала, что установленный собственниками размер взноса на капитальный ремонт в размере 12,27 руб. не является суммой превышения размера взноса над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт.
При этом, как следует из решения собственников от 07.04.2023 N 31/23 размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в размере 12,37 руб. определен ими именно на финансирование работ по капитальному ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц в многоквартирном доме.
При этом решение о проведении работ по капитальному ремонту межквартирных лестничных площадок и лестниц в многоквартирном доме и их оплате за счет средств фонда капитального ремонта по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений ежемесячно долями в размере суммы взносов, поступивших от собственников в соответствующем месяце, до полного погашения задолженности, было принято собственниками помещений МКД 20.12.2020. Оплата спорных работ производилась в период с 02.02.2021 по 03.08.2023.
Кроме того, собственниками МКД на собрании от 20.12.2020 определено, что оплата спорных работ производится за счет средств фонда капитального ремонта по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений ежемесячно долями в размере суммы взносов, поступивших от собственников в соответствующем месяце, до полного погашения задолженности.
Следовательно, в любом случае оплата спорных работ может быть произведена за счет разницы между установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт и взносом на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений до полного погашения спорной задолженности.
Также инспекция в оспариваемом предписании обязала общество обеспечить восстановление денежных средств в сумме 1 504 506 руб., составляющих фонд капитального ремонта МКД, путем начисления собственникам помещений, соразмерно их доле в праве общей собственности на общее имущество суммы, перечисленной со специального счета МКД по договору о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Данное требование не соответствует положениям норм ЖК РФ.
Исходя из положений статей 155, 166, 170, 171 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений МКД ежемесячно исходя из установлено размера взносов. Иного положениями ЖК РФ не предусмотрено. Управляющей компании также положениями ЖК РФ не предоставлено право взыскивать с собственников помещений МКД взносы на капитальный ремонт, как предписано инспекцией в оспариваемом предписании.
Инспекцией также не приведены какие-либо нормы, обосновывающие указанное в предписании требование по его исполнению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные обществом требования удовлетворить, признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 05.09.2023 N 12/СЦ-2023.
В связи с удовлетворения заявленных обществом требований, а также его апелляционной жалобы, расходы по уплате госпошлине следует взыскать с инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 февраля 2024 года по делу N А44-7431/2023 отменить.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 05.09.2023 N 12/СЦ-2023.
Взыскать с Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Доверительное управление многоквартирным домом" (ОГРН 1195321006726, ИНН 5321201861; адрес: 173014, Новгородская область, Великий Новгород, улица Московская, дом 26, корпус 1, помещение 1) 4 500 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7431/2023
Истец: ООО "Доверительное Управление Многоквартирным Домом"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд