г. Владимир |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А43-30453/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.05.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2024 по делу N А43-30453/2023, принятое по заявлению государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (ИНН 5260372553, ОГРН 1135260016891) о признании частично недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13.07.2023 N052/06/105-1647/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Сырвачев Е.Е. по доверенности от 07.07.2023 N ЛШ/13455/23 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" - Поваляев М.В. по доверенности от 29.12.2023 N 02-24-105 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа нижегородской области" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечило, в отзыве (входящий N 01АП-2707/24 от 24.04.2024) ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Акционерное общество "Дорожное", общество с ограниченной ответственностью "Экострой" - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На сайте единой информационной системы в сфере закупок https:www.zakupki.gov.ru государственным казенным учреждением Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее по тексту - ГКУ НО "ЦРЗ НО", Учреждение) размещено извещение N 0832200006623000738 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Павловского и Сосновского, Вачского районов Нижегородской области", с начальной (максимальной) ценой контракта 497 609 891 рубль 89 копеек.
Акционерное общество "Дорожное" (далее по тексту - АО "Дорожное", Общество) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) с жалобой на действия организатора торгов - государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее по тексту - ГКУ НО "ГУАД" и уполномоченного учреждения - ГКУ НО "ЦРЗ НО" при проведении электронного аукциона.
Решением Управления от 13.07.2023 N 052/06/105-16472023 жалоба Общества признана обоснованной в части нарушения требований части 11 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) (пункт 1); установлено нарушение требований части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе (пункт 2); доводы жалобы в части результатов оценки заявок оставлены без рассмотрения (пункт 3); решено выдать заказчику, уполномоченному учреждению, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (пункт 4).
Не согласившись с пунктами 1 и 2 указанного решения антимонопольного органа, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным в части признания в действиях уполномоченного учреждения, заказчика нарушения части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО "Дорожное", ГКУ НО "ГУАД".
Решением от 04.03.2024 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, не согласно с решением суда в части признания пунктов 1 и 2 резолютивной части решения Управления относительно выводов о нарушении уполномоченным учреждением нарушения части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель ГКУ "ГУАД" в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
ГКУ НО "ЦРЗ НО" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
АО "Дорожное" отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Как следует из части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" под оценкой заявок понимаются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Как следует из материалов дела, оспариваемым пунктом 1 резолютивной части решения жалоба АО "Дорожное" на действия ГКУНО "Главное управление автомобильных дорог" (заказчик) и ГКУ НО "ЦРЗ НО" (уполномоченное учреждение) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Павловского и Сосновского, Вачского районов Нижегородской области", номер извещения 0832200006623000738, признана обоснованной в части нарушений требований части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Управлением в пункте 2 резолютивной части решения в установлено в действиях заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, также уполномоченного учреждения - ГКУ НО "ЦРЗ НО" нарушение требований части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Однако, как следует из содержания части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке и осуществление их оценки по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки) являются полномочиями исключительно комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с приложенным к ходатайству от 01.02.2024 в электронном виде приказом Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области ГКУ НО "ЦРЗ НО" от 15.06.2023 N 305-01-823/23П/од председателем комиссии по осуществлению спорной закупки и членами данной комиссии являются должностные лица заказчика - ГКУ НО "ГУАД", а не ГКУ НО "ЦРЗ НО".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указание в решении на наличие в действиях ГКУ НО "ЦРЗ НО", являющегося уполномоченным учреждением, а не комиссии по осуществлению закупок, нарушений части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не обосновано и противоречит положениям действующего законодательства.
Доводы Управления об обратном противоречат материалам дела и правомерно отклонены судом.
Довод антимонопольного органа о не нарушении прав и законных интересов Учреждения оспариваемыми пунктами решения обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку, учитывая факт направления Управлением решения в адрес Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области (л.д. 64 тома 1), само по себе отсутствие возбужденного в отношении Учреждения дела об административном правонарушении не может свидетельствовать об отсутствии нарушений прав и законных интересов ГКУ НО "ЦРЗ НО" пунктами 1 и 2 решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными пункты 1 и 2 резолютивной части решения Управления в части признания в действиях уполномоченного учреждения нарушения части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2024 по делу N А43-30453/2023 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30453/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: АО "Дорожное", ГКУ НО "Главное управление автомобильных дорог", ООО "ЭКОСТРОЙ"