г. Вологда |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А44-6233/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 января 2024 года по делу N А44-6233/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 17; ОГРН 1045300293411, ИНН 5321100694; далее - Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Фёдоровский ручей, дом; ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Теруправление) о возложении на ответчика обязанности принять в казну Российской Федерации нежилые помещения с кадастровым номером 53:18:0010418:225 общей площадью 11,5 кв. м, РФИ П13540001723, с кадастровым номером 53:18:0010418:226 общей площадью 51,4 кв. м, РФИ П13540001726, расположенные по адресу: Новгородская область, р.п. Хвойная, ул. Советская, д. 4.
Решением суда от 18 января 2024 года исковые требования удовлетворены.
Теруправление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. В случае отказа от права оперативного управления требуется время для предложения данного помещения заинтересованным лицам. Управление Росреестра не доказало факт бездействия ответчика по вопросу принятия имущества в казну.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области от 10.02.2020 N 53-35-р за Управлением Росреестра было закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение с кадастровым номером 53:18:0010418:218, общей площадью 103,0 кв. м, по адресу: Новгородская область, Хвойнинский район, р.п. Хвойная, ул. Советская, д. 4.
По заявлению Управления Росреестра 16.08.2022 были проведены кадастровые работы и подготовлен технический план помещения в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Хвойнинский муниципальный район, Хвойнинское городское поселение, р.п. Хвойная, ул. Советская, д. 4, в результате раздела исходного объекта недвижимости с кадастровым номером 53:18:0010418:218.
В результате раздела исходного помещения с кадастровым номером 53:18:0010418:218 образовалось помещение N 1 площадью 40,1 кв. м, помещение N 2 площадью 11,5 кв. м, которое является нежилым помещением вспомогательного использования, и помещение N 3 площадью 51,4 кв. м.
На основании технического плана от 16.08.2022 осуществлен государственный кадастровый учет указанных нежилых помещений с присвоением кадастровых номеров:
- 53:18:0010418:224, общей площадью 40,1 кв. м;
- 53:18:0010418:225, общей площадью 11,5 кв. м;
- 53:18:0010418:226, общей площадью 51,4 кв. м.
На указанные помещения зарегистрировано право собственности Российской Федерации 22.08.2022.
На основании распоряжения Теруправления от 23.12.2022 N 53-516-р нежилое помещение с кадастровым номером 53:18:0010418:224, общей площадью 40,1 кв. м, передано в оперативное управление федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Распоряжением Теруправления от 26.09.2022 N 53-381-р "О недвижимом имуществе, находящемся в оперативном управлении Управления Росреестра по Новгородской области" за Управлением Росреестра закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения с кадастровым номером 53:18:0010418:225, общей площадью 11,5 кв. м, с кадастровым номером 53:18:0010418:226, общей площадью 51,4 кв. м, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи N 53:18:0010418:225-53/033/2022-2, N 53:18:0010418:226-53/033/2022-2.
Управлением Росреестра 04.09.2023 принято распоряжение N 015-РО о закрытии рабочего места Боровичского межмуниципального отдела Управления Росреестра по адресу: Новгородская область, Хвойнинский район, р.п. Хвойная, ул. Советская, д. 4.
В Единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2023 внесена запись о снятии Управления Росреестра с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения Боровичский межмуниципальный отдел по адресу: Новгородская обл., Хвойнинский р-он, р.п. Хвойная, ул. Советская, д. 4, в связи с прекращением деятельности указанного обособленного подразделения.
Поскольку необходимость в использовании для целей и задач Управления Росреестра вышеуказанных помещений отпала, истец 27.09.2023 (исх. N 07028/2023) посредством МВ-портала обратился к ответчику с заявлением о прекращении права оперативного управления и изъятии от Управления Росреестра объектов недвижимого имущества.
Письмом от 26.09.2023 вх. N 03-00999/23 Росреестр согласовал Управлению Росреестра отказ от права оперативного управления на недвижимое имущество.
Управление Росреестра письмом от 28.09.2023 исх. N 07086/2023@ обратилось в Теруправление с просьбой сообщить о результатах рассмотрения ранее направленного обращения о прекращении права оперативного управления и изъятия объектов недвижимого имущества.
В ответном письме от 05.10.2023 исх. N 53-ТП/7651 Теруправление уведомило истца о направлении заинтересованным лицам предложений о принятии помещений в оперативное управление.
До настоящего времени вопрос об изъятии объектов недвижимости из оперативного управления истца ответчиком не решен.
Из материалов дела, в том числе технического плана от 16.08.2022, выписок из Единого государственного реестра недвижимости и акта осмотра от 27.12.2023, следует, что спорные объекты являются нежилыми помещениями, расположенными на первом этаже нежилого административного здания, состояние нежилых помещений удовлетворительное.
Полагая, что непринятие в казну Российской Федерации имущества, не используемого Управлением Росреестра, противоречит полномочиям в сфере деятельности истца, нарушает права истца, осуществляющего содержание невостребованного объекта недвижимости за счет бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ.
Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ Управления Росреестра от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приложением N 13 к приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях.
Из пункта 4 указанного Положения следует, что территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных пунктами 5.32 и 5.33 пункта 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.
Территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями.
Материалами дела подтверждено, что закрепленные за истцом объекты недвижимого имущества им не эксплуатируются; иная заинтересованность в недвижимом имуществе отсутствует; согласование прекращения права оперативного управления на объекты недвижимости истцом получено.
При указанных обстоятельствах, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности Управления Росреестра; отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 января 2024 года по делу N А44-6233/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6233/2023
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Ответчик: МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд