г. Пермь |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А60-23299/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заявителя: Абраменко Е.И., паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом;
от заинтересованного лица: Кучина Е.А., паспорт, доверенность от 27.12.2023, диплом;
В судебное заседание явились:
от заявителя: Абраменко Е.И., паспорт, доверенность от 09.01.2024;
от заинтересованного лица: Кучина Е.А., паспорт, доверенность от 27.12.2023;
от Прокуратуры Свердловской области: Соромотина К.А., служебное удостоверение 333973, поручение от 05.04.2024.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства социальной политики Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2024 года
по делу N А60-23299/2023
по заявлению Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" (ИНН 6679996801, ОГРН 1146600000227)
к Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)
о признании незаконным отказа органа государственной власти в перечислении субсидии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751),
УСТАНОВИЛ:
Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" (далее - заявитель, фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) с требованием признать незаконным акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за февраль 2023 года N 07-19-02/130 от 24.04.2023 в отношении 335 получателей социальных услуг и приложение N 2 к указанному акту; признать незаконным в части акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за март 2023 года N 07-19-02/145 от 27.04.2023 в отношении 373 получателей социальных услуг и приложение N 2 к указанному акту; обязать Министерство социальной политики Свердловской области устранить нарушения прав и законных интересов Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным в части акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за февраль 2023 года N 07-19-02/130 от 24.04.2023 в отношении 335 получателей социальных услуг и приложение N 2 к указанному акту. Признан незаконным в части акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за март 2023 года N 07-19-02/145 от 27.04.2023 в отношении 373 получателей социальных услуг и приложение N 2 к указанному акту. На Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ".
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что судом не оценены представленные заинтересованным лицом документы в обоснование предъявленных требований.
Указывает, что акт о предоставлении социальных услуг не содержит информации об объеме предоставленной социальной услуги, только о количестве оказанных социальных услуг, в то время как исходя из пункта 17 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - Порядок), субсидия не предоставляется при несоответствии объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг получателей социальных услуг. Кроме того, факт оказания социальных услуг не является безусловным и единственным основанием для предоставления субсидии. В соответствии со статьей 3 и частью 3 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги устанавливаются в стандарте социальной услуги. Этот факт подтверждает законность проведения Министерством проверки соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам, предусмотренной пунктом 17 Порядка стандартам социальных услуг.
Заявитель и Прокуратура Свердловской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находят несостоятельными.
В ходе судебного заседания представитель Прокуратуры возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заявленные ходатайства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отложения судебного разбирательства до 21 мая 2024 года, о чем вынесено определение от 22 апреля 2024 года.
В ходе судебного разбирательства, представитель заинтересованного лица на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения. Представитель Прокуратуры Свердловской области указал на законность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" включен в реестр поставщиков социальных услуг в Свердловской области на основании протокола заседания комиссии Министерства социальной политики Свердловской области от 22.12.2016 N 29.
Приказом Министерства от 16.12.2022 N 487 "О признании юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей получателями субсидии из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан" Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" признан получателем субсидии.
10.03.2023 и 12.04.2023 Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" представил в Министерство документы для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за февраль, март 2023 года.
Министерством проведена проверка представленных Благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" документов для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в феврале, марте 2023 года, в результате которой выявлены неточности и ошибки в представленных документах.
В связи с чем, на основании части второй пункта 17 Порядка предоставления субсидий Благотворительному фонду помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" выданы акты о результатах проверки N 07-19-02/130 от 24.04.2023 и N 07-19-02/145 от 27.04.2023.
В актах о результатах проверки указано, что по результатам проверки Министерством выявлены неточности, ошибки по документам на 335 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в феврале 2023 года) и на 373 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в марте 2023 года).
Не согласившись с выводами Министерства, Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, установил основания для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 20 Закона Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-03 "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", регулирующим отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, полномочия по установлению порядка выплаты указанной компенсации и ее размера возложены на Правительство Свердловской области.
В целях исполнения указанных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - постановление N 885-ПП).
Пунктом 1 постановления N 885-ПП установлено, что выплата компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области (далее - реестр), но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществляется за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан.
Пунктом 2 постановления N 885-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - субсидия).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется по результатам отбора.
Для перечисления субсидии организация, индивидуальный предприниматель, признанные Министерством получателем субсидии, ежемесячно с 1 по 12 число представляют в Министерство документы согласно перечню, указанному в пункте 15 Порядка предоставления субсидий, в числе которых акты о предоставлении социальных услуг (далее - документы для перечисления субсидии).
Согласно части первой пункта 17 Порядка предоставления субсидий Министерство:
- в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации документов для перечисления субсидии, осуществляет проверку документов для перечисления субсидии (далее - проверка) на предмет: наличия неточностей, ошибок; соответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг; правильности взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату);
- в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о предоставлении субсидии, которое оформляется актом о результатах такой проверки с указанием размера субсидии, подлежащей перечислению получателю субсидии.
В соответствии с частью 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством в представленных документах для перечисления субсидии неточностей, ошибок, несоответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, несоответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг, неправильного взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату) (далее - нарушения) получателю субсидии направляется копия акта о результатах проверки и информация о выявленных нарушениях в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
В случае устранения нарушений, выявленных Министерством при проверке документов для перечисления субсидии, получатель субсидии представляет в Министерство документы для перечисления субсидии в соответствии с требованиями Порядка, в свою очередь Министерство принимает решение о предоставлении субсидии в установленном порядке (подпункт 3 пункта 17 Порядка).
Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии в случаях неполноты предоставления документов и представление документов для перечисления субсидии до истечения срока, установленного Порядком (пункт 16, абзац 1 пункта 15 Порядка).
При этом как правильно заключил суд, основания отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии Порядком не предусмотрены.
Судом из материалов дела установлено, что 10.03.2023 и 12.04.2023 Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" представил в Министерство документы для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за февраль, март 2023 года.
В ходе проверки представленных документов Министерством выявлены неточности, ошибки, несоответствия объемов оказанных социальных услуг договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг и в соответствии с п. 17 Порядка составлены оспариваемые акты N 07-19-02/130 от 24.04.2023 и N 07-19-02/145 от 27.04.2023.
При этом в актах о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерством не указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению.
Как пояснил представитель заинтересованного лица, выявленные Министерством нарушения связаны с несоблюдением заявителем стандартов социальных услуг, утвержденных приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг" (далее - Стандарты социальных услуг), обязанность по соблюдению которых установлена для поставщиков социальных услуг пунктом 20 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1149-ПП "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области". Также обязанность поставщиков социальных услуг соблюдать условия предоставления социальных услуг в соответствии со Стандартами социальных услуг предусмотрена пунктом 11 индивидуальной программы предоставления социальных услуг, являющейся согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ обязательной для поставщиков социальных услуг.
В информации о выявленных недостатках (приложение к акту) Министерство указывает на то, что получателем социальных услуг ежедневно предоставлялись услуги в объеме, значительно превышающем количество и периодичность социальных услуг, установленные Стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства от 11.08.2015 N 482 (с 21.01.2023 вступили изменения, которыми установлены отграничения по объемам и периодичности предоставления услуг получателям).
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ установлено, что индивидуальные программы для поставщика социальных услуг имеют обязательный характер. Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.
Индивидуальные программы сохраняют свое действие с установленной в них периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (пункт 2 статьи 14 Закона Свердловской области N 108-03).
При этом, доказательств наличия несоответствий представленных документов договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что индивидуальные программы были составлены в периоды до вступления в силу изменений в Стандарты социальных услуг и сохраняют свое действие с установленной ранее периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (п. 2 ст. 14 Закона Свердловской области N 108-03).
Расхождение в объемах оказанных поставщиками услуг с предельными объемами, предусмотренными Стандартами социальных услуг, возникло в связи с отсутствием в индивидуальных программах предоставления социальных услуг, составленных территориальными управлениями социальной политики, конкретного указания о необходимом гражданину количестве и периодичности предоставляемых услуг.
Однако поскольку в индивидуальных программах предоставления социальных услуг по некоторым предоставляемым получателям видам услуг установлен показатель "по необходимости", у поставщика соответственно есть возможность оказывать услугу в количестве, превышающем Стандарт социальных услуг.
При этом, судом первой инстанции верно установлено, что Порядок предоставления субсидии не содержит условие о проведении Министерством проверки документов для перечисления субсидий на соответствие Стандартам.
Поставщик социальных услуг в соответствии со статьей 16 Закона N 442-ФЗ оказывал услуги в соответствии с индивидуальной программой получателя социальной услуги. То обстоятельство, что Министерство не согласно с перечнем или объемом услуг, которые были определены гражданам в индивидуальных программах, не может служить основанием к невыполнению финансовых обязательств по оплате фактически оказанных услуг.
Учитывая социальную направленность деятельности, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных предпринимателем затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям, является недопустимым.
Вопреки доводам Министерства, акты проверок документов и сами документы фонда были предметом рассмотрения дела.
Ссылки Министерства о том, что акты возврата документов не должны содержать конкретных оснований возврата (указаний на конкретные ошибки, неточности, несоответствия), подлежат отклонению.
Целью получения субсидии является возмещение недополученных доходов поставщику социальных услуг. При этом установленный Порядок не предусматривает оснований для отказа в получении субсидии. Для реализации права поставщика, ему в любом случае предоставляется возможность, в случае выявления каких-либо неточностей в предоставленных документах, устранить выявленные нарушения и повторно обратиться за получением компенсации.
Не указывая конкретных нарушений в актах возврата документов, Министерство лишает заявителя возможности повторно обратиться за получением субсидии.
Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что акты о предоставлении социальных услуг не являются документом подтверждающим факт оказания услуг получателям суд апелляционной инстанции исходит из того, что Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 31.12.2014 N 783 "Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг и формы акта о предоставлении социальных услуг" утверждены форма договора о предоставлении социальных услуг и форма акта о предоставлении социальных услуг. Акт о предоставлении социальных услуг является единственным подтверждением факта оказания социальных услуг. Каких-либо иных документов, подтверждающих факт предоставления социальной услуги, Министерством не утверждено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2024 года по делу N А60-23299/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23299/2023
Истец: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ С АУТИЗМОМ И С ГЕНЕТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ "Я ОСОБЕННЫЙ", ОСП ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ