г. Ессентуки |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А15-7080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Махачкалинское взморье" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.02.2024 по делу N А15-7080/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Махачкалинское взморье", г. Махачкала (ОГРН 1040502524292, ИНН 0561051201) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, г. Махачкала (ОГРН 1030502623612, ИНН 0562043926), Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкалы (ОГРН 1110570004203, ИНН 0573000018) о признании незаконными и отмене решений налоговых органов, при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан Насибова К.Д. (доверенность от 29.11.2023), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Махачкалинское взморье" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкала (далее - инспекция) от 11.03.2019 N 13694098, N 13694099, N 13694100 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - УФНС по РД, управление) от 21.06.2019 N 16-24/07079@ в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы на решение инспекции от 11.03.2019 N 13694098 (дело N А15-4861/2019).
Определением суда от 15.12.2021 выделены в отдельное производство требования общества о признании недействительными решения инспекции от 11.03.2019 N 13694100 и решения управления от 21.06.2019 N 16-24/07079@ в части признания незаконным решения инспекции от 11.03.2019 N 13694100. Делу присвоен номер А15-7080/2021.
В связи с реорганизацией налогового органа произведена замена инспекции на правопреемника - управление.
Решением от 15.02.2024 признаны недействительными решение инспекции от 11.03.2019 N 13694100 в части начисления земельного налога за 2017 год в размере 2 940 110, 97 руб., соответствующих сумм пени и штрафа и решение управления от 21.06.2019 N 16-24/07079@ в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы общества на решение инспекции от 11.03.2019 N 13694100 в части начисления земельного налога за 2017 год в размере 2 940 110,97 руб., соответствующих сумм пени и штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о снижении размера штрафа, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования в этой части. Не оспаривая принятый судебный акт по существу, общество указывает на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, указанных в статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации, а также неверное применение пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
От УФНС по РД поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФНС по РД поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, полагал, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой обществом части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.02.2024 по делу N А15-7080/2021 в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекция провела камеральную налоговую проверку в связи с представлением обществом 25.09.2018 уточненной налоговой декларации (расчет) по земельному налогу (номер корректировки 3 (регистрационный номер 13167581) за период с 25.09.2018 по 31.12.2018, в ходе которой установила занижение обществом земельного налога за 2017 год в размере 1 188 664 руб.
По результатам камеральной проверки инспекция составила акт налоговой проверки N 13579728 от 16.01.2019 и приняла решение N 13694100 от 11.03.2019, которым привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 2 062 672,80 руб. штрафа, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - 515 668, 20 руб. штрафа, начислила обществу пени на сумму 627 117 руб. и предложила обществу уплатить недоимку по земельному налогу за 2017 год по 27 земельным участкам на общую сумму 5 156 682 руб.
Решением управления от 21.06.2019 N 16-24/07079@ жалоба общества на решение инспекции N 13694100 от 11.03.2019 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд установил все значимые фактические обстоятельства по делу, исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 54.1, 110, 119, 122, 188, 389, 391, 393, 395, 398, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление N 54), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 218-ФЗ), Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N283-ФЗ), статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности заявленного обществом требования о признании недействительными оспариваемых решений налоговых органов в части начисления обществу земельного налога за 2017 год на сумму 2 940 110, 97 руб., соответствующих пени и штрафов.
Согласно части 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Частью 2 статьи 16 Закона N 218-ФЗ установлено, что датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
В пункте 1 постановления N 54 разъяснено, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 данного постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано, как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Проанализировав представленные в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также приняв во внимание обстоятельства, установленные в деле N А15-4861/2019, суд первой инстанции правомерно заключил о том, что в 2009 году общество зарегистрировало право собственности на 28 земельных участков, в том числе 5 земельных участков с кадастровыми номерами 05:40:000020:738, 05:40:000020:739, 05:40:000020:740, 05:40:000020:741, 05:40:000020:742 с разрешенным видом использования - под домами индивидуального жилищного строительства (ИЖС); право собственности на указанные земельные участки в спорном периоде не прекращены, в Единый государственный реестр недвижимости соответствующие записи не вносились; доказательства, свидетельствующие об отказе общества от принадлежащего ему права собственности на указанные земельные участки, не представлены.
Установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000020:738, 05:40:000020:739, 05:40:000020:740, 05:40:000020:741, 05:40:000020:742 предоставлены обществу в 2009 году на праве собственности с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, учитывая вступившие в силу с 01.02.2010 изменения, внесенные в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Законом N 283-ФЗ, согласно которым в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам для индивидуального жилищного строительства после 2010 года, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции оснований для начисления обществу земельного налога за 2017 год с применением коэффициента 4 на сумму 2 940 110, 97 руб. В остальной части оспоренное решение в части начисления обществу земельного налога за 2017 год по земельным участкам в общем размере 2 216 571, 03 руб. является обоснованным.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией суда округа, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2023 по делу N А15-4861/2019 с аналогичными фактическими обстоятельствами, но за предыдущий налоговый период (2015 год).
В жалобе общество выражает свое несогласие с выводами суда относительно отсутствия оснований для уменьшения размера штрафных санкций.
Проверяя данные выводы суда, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как следует из положений пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Если деяния, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, совершены умышленно, то в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации это влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовой ответственности, предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации при наложении санкций за налоговые правонарушения налоговый орган или суд, рассматривающий дело, устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение таких правонарушений, и учитывает эти обстоятельства в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, право относить те или иные фактические обстоятельства, прямо не предусмотренные статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, установленных законом, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Налоговый орган при рассмотрении материалов проверки не установил обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность.
Суд первой инстанции учел, что согласно протоколу допроса от 21.12.2018 N 10/917 руководителя общества Салихова Ш.М., ему было известно об отмене распоряжением от 24.06.2014 Комитета по управлению имуществом г. Махачкала, предоставленной обществу льготы по арендной плате земельных участков в связи с нарушением инвестиционного соглашения от 22.08.2011; льгота по уплате земельного налога за 2017 год обществу не предоставлялась; составление обществом искаженной бухгалтерской и налоговой отчетности и предоставление её налоговому органу, применение обществом необоснованной налоговой льготы носили умышленный характер.
Кроме того, общество привлекалось к налоговой ответственности (дело N А15-5265/2021).
Поэтому суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для возможности снижения размера назначенного обществу штрафа.
Суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение в обжалуемой части, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы оснований для отмены (изменения) судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.02.2024 по делу N А15-7080/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рамазанову Рашиду Рамазановичу из средств федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по чеку по операции от 14.03.2024 в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-7080/2021
Истец: ООО " МАХАЧКАЛИНСКОЕ ВЗМОРЬЕ "
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г.МАХАЧКАЛЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН