г. Владивосток |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А24-3455/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей С.Н. Горбачевой, Д.А. Самофала,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-7832/2023
на решение от 27.11.2023
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-3455/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
о взыскании 724 288,90 руб.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатский городского округа - муниципального учреждения; федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края",
при участии:
от истца (в режиме веб-конференции): Ванжуло Е.С. (доверенность от 01.01.2024 сроком действия по 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт);
от ответчика (в режиме веб-конференции): Тимошкова А.М. (доверенность от 08.12.2023 сроком действия 31.122.2024, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт);
от третьи лица: представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", общество, истец) обратилось в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на основании пункта 10.10 государственного контракта от 28.12.2018 N 473ТС в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение, ответчик) о взыскании 794 028,20 руб., из которых: 679 869,28 руб. - долг по оплате тепловой энергии по контракту от 27.12.2018 N 473ТС в период с января по май 2023 года, 114 158,92 руб. - пени, начисленные за период просрочки с 10.02.2023 по 15.08.2023, с указанием на взыскание пеней по день фактической оплаты долга (с учетом принятого определением от 09.08.2023 увеличения размера исковых требований).
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 24.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатский городского округа - муниципального учреждения и федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края".
В судебном заседании от истца поступило письменное заявление об уменьшении размера исковых требований до 724 288,90 руб., из них: 603 671,09 руб. долга с января по май 2023 года и 120 617,81 руб. неустойки в виде пеней за период просрочки с 10.02.2023 по 21.08.2023 с начислением открытой неустойки с 22.08.2023, которое принято протокольным определением от 23.11.2023. Уточнение (уменьшение) исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 27.11.2023 в порядке удовлетворения исковых требований с ответчика в пользу истца взыскано 603 671,09 руб. долга, 120 617,81 руб. пеней и 17 204,00 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску; всего взыскано: 741 492,90 руб. Данным решением суд присудил:
- производить взыскание пеней, начисленных на сумму долга в размере 479 738,61 руб., начиная с 22.08.2023 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки;
- производить взыскание пеней, начисленных на сумму долга в размере 123 932,48 руб., с 22.08.2023 по 11.09.2023, исходя из 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 12.09.2023 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО "Камчатскэнерго". В обоснование своей позиции учреждение указало, что при вынесении обжалуемого решения суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. Суд не учел, что: в сложившихся обстоятельствах учреждение является сетевой организацией; оказание услуг в сфере теплоснабжения в отсутствие установленного тарифа на компенсацию потерь тепловой энергии является незаконным; в здании, расположенном по ул. Пограничная, д. 22б в г. Петропавловске-Камчатском, помимо ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края", находятся и иные организации с отапливаемыми помещениями.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 апелляционная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" принята к производству, судебное заседание по ее рассмотрению назначено на 31.01.2024. Определениями от 31.01.2024, от 28.02.2024 и от 25.03.2024 заседание по рассмотрению жалобы откладывалось до 24.04.2024. Определениями от 25.03.2024 и от 22.04.2024 изменен состав суда, рассматривающий жалобу, в связи с чем ее рассмотрение начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
В материалы дела от ПАО "Камчатскэнерго" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в тексте которого истец указал на обоснованность принятого судом первой инстанции решения, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от ФГБУ "ЦЖКУ" поступили дополнения к апелляционной жалобе в порядке статьи 81 АПК РФ. В представленных дополнениях ответчик-апеллянт сослался на установленные постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2023 N 361-Н тарифы в сфере теплоснабжения истцом для потребителей Петропавловска-Камчатского городского округа на 2024-2028 годы; полагал, что истец производит расчет тепловых потерь по завышенной стоимости.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 24.04.2024 коллегией заслушаны пояснения представителей истца и ответчика.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений к ней; считал обжалуемое решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве; считал решение суда первой инстанции правомерным, не подлежащим отмене.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с заключенным между ПАО "Камчатскэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" (потребитель) контрактом N 473ТС общество в период с января по май 2023 года (спорный период) поставило тепловую энергию (мощность), теплоноситель и горячую воду на согласованные в контракте объекты учреждения.
Дополнительными соглашениями контракт продлен на 2023 год.
В приложении N 1 к контракту стороны согласовали размер потерь тепловой энергии в тепловых сетях (в редакции протокола согласования разногласий 21.12.2018). В приложении N 3 стороны согласовали разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
На оплату поставленного ресурса истцом выставлены счета-фактуры, которые ответчиком оплачены в части.
Наличие на стороне ответчика задолженности в размере 603 671,09 руб. (с учетом принятого судом первой инстанции уменьшения размера исковых требований), фактически составляющей стоимость потерь тепловой энергии в сетях ответчика, послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Камчатского края.
Установив, что в силу принятых по контракту обязательств лицом, обязанным оплачивать потери в тепловых сетях, является именно ответчик, суд первой инстанции удовлетворил иск в уточненном размере.
Повторно оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Возникшие между сторонами правоотношения по поставке теплоснабжающей организацией тепловой энергии и теплоносителя сетевой организации для передачи конечным потребителям подлежат регулированию нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении, а также общими положениями об обязательствах, содержащимися в главе 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Установив соглашением соответствующие обязательства, стороны обязаны исполнить их надлежащим образом (статья 309 ГК РФ) и не вправе отказываться от их исполнения в одностороннем порядке (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1).
Как установлено пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ, абзацем 12 пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 808 границей балансовой принадлежности является линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании; граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Договор, по условиям которого поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, является договором ресурсоснабжения. Из пунктов 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, названными Правилами, а также иными нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В договоре ресурсоснабжения должно предусматриваться условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей, в том числе тепловых сетей, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома. Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления (пункты 5 и 6 Правил N 491).
Граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Лицо, владеющее на каком-либо праве объектами теплопотребления, обязывать оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил N 808).
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Приоритет имеет учетный метод исчисления объема (количества) поставленного ресурса; нормативно определены случаи, когда объем потребления определяется расчетным путем (пункты 1, 2 и 3 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ).
С учетом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии, часть ресурса расходуется на передачу по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил N 808, пункт 8 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Принадлежность тепловых сетей учреждению, за исключением сети теплоснабжения, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Пограничная, д. 22б (14-м), установлена при рассмотрении дела N А24-4619/2022 (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Относительно обязанности учреждения по оплате потерь тепловой энергии в сети теплоснабжения, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Пограничная, д. 22б (14-м), апелляционный суд исходит из того, что указанная тепловая сеть включена ответчиком в контракт, в связи с чем обязанность по оплате потерь тепловой энергии в сети теплоснабжения, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Пограничная, д. 22б (14-м), принята ответчиком при заключении контракта. Кроме того, как установлено при рассмотрении дела N А24-4993/2022, названная сеть является собственностью Минобороны России и находилась в оперативном управлении ФКУ "Военный комиссариат"; из материалов дела не следует, что сети передавались ФКУ "Военный комиссариат" кому-либо после расторжения договора от 01.11.2015 N 13-ТУ (то есть в период с 2016 года по настоящее время).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Федерального закона N 190-ФЗ, согласно которой количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ, Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 114 Правил N 1034 определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой.
Во исполнение Постановления N 1034 приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Методика N 99/пр).
На основании пунктов 10, 76 Методики N 99/пр при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в "Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
Произведенный истцом расчет объема потерь тепловой энергии в сетях ответчика на сумму 603 671,09 руб. в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, признан арифметически и по праву верным (статья 424 ГК РФ); ответчиком в установленном законом порядке не оспорен и не опровергнут, в том числе путем представления мотивированного контррасчета (статьи 9, 65 АПК РФ).
В связи с изложенным, требование иска о взыскании основного долга правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы учреждения, аналогичные доводам, заявленным ответчиком в суде первой инстанции, о том, что в расчете стоимости потерь неверно применены тарифы, утвержденные постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2021 N 348 и от 30.11.2022 N 475, ввиду того что в данных правоотношениях ответчик выступает в качестве теплоснабжающей организации, в то время как тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, истцу не утвержден, то оказание услуг в сфере теплоснабжения в отсутствие тарифов противоречит пунктам 4, 5 части 1, части 3 статьи 8, части 2 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ, коллегия руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной деятельностью которого является, в том числе, содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Учреждение также является организацией, оказывающей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Камчатского края, и в рамках возложенных на него полномочий осуществляет эксплуатацию котельных, посредством которых истец поставляет тепловую энергию и теплоноситель на различные объекты.
Однако, формальное соответствие ответчика определению теплоснабжающей организации не свидетельствует о том, что в спорной схеме теплоснабжения в рассматриваемом случае тепловая энергия, принятая в сеть учреждения, является приобретенной им, в том числе, с целью последующей продажи потребителям и (или) теплоснабжающим организациям.
Из условий контракта следует, что он заключен ответчиком в отношении точек поставки, являющихся объектами Минобороны России, которые самостоятельно не закупают тепловую энергию. Эту функцию принял на себя ответчик, который в рассматриваемом случае не выступает как теплоснабжающая организация, а лишь закупает тепловую энергию для объектов Минобороны России.
Таким образом, учреждение в рамках исполнения контракта закупает тепловую энергию для удовлетворения производственных нужд Минобороны России, а не для осуществления деятельности в качестве теплоснабжающей организации. В рассматриваемом случае, ответчик, вопреки ошибочному мнению, не является теплоснабжающей организацией. Иное из материалов дела не следует.
Образовавшаяся в спорный период задолженность по оплате стоимости потерь в тепловых сетях учреждения в сумме 603 671,09 руб. документально подтверждена. Доказательства оплаты долга в полном объеме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 65 АПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлены (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Помимо требования о взыскании основного долга истцом в иске (с учетом уточнения) заявлено о взыскании с ответчика пеней, начисленных на сумму долга, а также пеней, начисленных по день фактической оплаты долга.
Одним из способов обеспечения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Поскольку основное требование о взыскании задолженности документально подтверждено, то у истца возникло право начисления предусмотренной пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ пени, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 120 617,81 руб. пеней за период с 10.02.2023 по 21.08.2023, а также пени, начисленные на сумму основного долга в размере 603 671,09 руб., начиная с 22.08.2023 по день фактической его оплаты. Подготовленный истцом расчет пеней апелляционным судом проверен и признан арифметически и по праву верным; ответчиком в установленном законом порядке не оспорен и не опровергнут.
Основания для применения положений статьи 333 ГК РФ к размеру подлежащих взысканию с ответчика пеней апелляционным судом не установлены, исходя из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В системе действующего правового регулирования неустойка, являясь способом обеспечения обязательств и мерой гражданско-правовой ответственности, носит компенсационный характер. При этом выплата кредитору неустойки предполагает такую компенсацию его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Вместе с тем, поскольку в рассматриваемом случае, размер неустойки определен законом, а заявленная к взысканию сумма соразмерна последствиям нарушения, апелляционный суд не усмотрел правовых оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ к размеру подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца неустойки.
Ввиду приведенного нормативного и документального обоснования в настоящем постановлении апелляционный суд признал правомерными выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для удовлетворения исковых требований ПАО "Камчатскэнерго" к ФГБУ "ЦЖКУ" в уточненном размере.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, ответчиком-апеллянтом в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 АПК РФ, не представлено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта по правилам, установленным частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.11.2023 по делу N А24-3455/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Мокроусова |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3455/2023
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатский городского округа - муниципального учреждения, федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края", жилищно-коммунальная служба N 3 филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ТОФ), ФГБУ ЖКС N 3 филиала "ЦЖКУ" МО РФ по ТОФ