22 мая 2024 г. |
А11-14348/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Коврова Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.02.2024 по делу N А11-14348/2021,
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области (ОГРН 1023303357472, ИНН 3329013633) к муниципальному образованию город Ковров в лице администрации города Коврова Владимирской области (ОГРН 1033302200381, ИНН 3305005930),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Совет народных депутатов города Коврова (ОГРН 1033302213075, ИНН 3305032700), акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области (ОГРН 1043303406464, ИНН 3329032820), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" (ОГРН 1033302205485, ИНН 3305037346), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" (ОГРН 1023301954510, ИНН 3305005834), общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (600005, г. Владимир, ул. Мира, д. 15в этаж 2, каб. 201), муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Жилэкс" (Владимирская область, г. Ковров, ул. Фурманова, д. 17, к. 2), муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Первомайский рынок" (Владимирская область, г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 136, корп. А), индивидуальный предприниматель Жукова Наталья Вячеславовна (ОГРНИП 314333234200042), муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (601902, Владимирская область, г. Ковров, ул. Першутова, д. 33), муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Коврова Владимирской области спортивная школа "Сигнал" (601901, Владимирская область, г. Ковров, ул. Лопатина, д. 46А), общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" (601911, Владимирская область, г. Ковров, ул. Грибоедова, д. 129), об обязании принять объекты недвижимости в муниципальную собственность,
при участии в судебном заседании представителей: от истца - Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - Волкова А.В. по доверенности N 56 от 26.12.2023 сроком действия по 31.12.2024 и диплому; от заявителя (ответчика) - муниципального образования город Ковров в лице администрации города Коврова Владимирской области - Краснова В.М. по доверенности от 19.01.2024 N 01-44/112 сроком действия по 31.12.2024 и диплому, от иных лиц- не явились, извещены,
установил.
Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Министерство, МИЗО, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному образованию город Ковров в лице администрации города Коврова Владимирской области (далее - администрация города Коврова), с требованием об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования город Ковров следующие объекты недвижимости:
1) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:650, наименование: газопровод низкого давления "МППУ "Водоканал", протяженностью 163 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, газопровод низкого давления "МППУ "Водоканал";
2) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:648, наименование: газопровод высокого давления "От ул. Лесхозная до котельной оранжереи", протяженностью 35 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, газопровод высокого давления "От ул. Лесхозная до котельной оранжереи";
3) сооружение с кадастровым номером 33:20:016404:383, наименование: газопровод, протяженностью 51 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Еловая, к больничному комплексу;
4) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:666, наименование: газопровод высокого давления, протяженностью 409 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Димитрова, газопровод высокого давления к котельной бани по ул. Сосновой;
5) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1984, наименование: газопровод, протяженностью 113 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Пугачева, Тургенева по ул. Ватутина (с учетом переноса (заглушки арх. N 590));
6) сооружение с кадастровым номером 33:20:015501:113, наименование: газопровод, протяженностью 47 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, проезд Восточный, д. 29а;
7) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:532, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 309 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Жуковского, газопровод низкого давления к школе N 9;
8) сооружение с кадастровым номером 33:20:012203:107, наименование: газопровод, протяженностью 62 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Лопатина, д. 48а, ДЮСШ Плавания и спортивных игр;
9) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:707, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 225 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Моховая, газопровод низкого давления к школе N 8;
10) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1939, наименование: газопровод, протяженностью 43 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Добролюбова, к котельной асфальтного завода;
11) сооружение с кадастровым номером 33:20:011621:109, наименование: газопровод, протяженностью 119 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Артемовская, д. 34;
12) сооружение с кадастровым номером 33:20:010905:430, наименование: газопровод, протяженностью 3 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 136а;
13) сооружение с кадастровым номером 33:20:011623:346, наименование: газопровод, протяженностью 190 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 18/26;
14) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:2034, наименование: газопровод, протяженностью 55 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, пл. Победы (к Обелиску погибшим);
15) сооружение с кадастровым номером 33:20:010404:1291, наименование: газопровод, протяженностью 260 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 4;
16) сооружение с кадастровым номером 33:20:011623:343, наименование: газопровод, протяженностью 112 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 4а, 4б;
17) сооружение с кадастровым номером 33:20:011608:75, наименование: газопровод, протяженностью 24 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Першутова, д. 35;
18) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:813, наименование: газопровод, протяженностью 657 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, к котельной КУД;
19) сооружение с кадастровым номером 33:20:011902:155, наименование: газопровод, протяженностью 44 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Свердлова, к бак. лаборатории;
20) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1957, наименование: газопровод, протяженностью 15 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Краснознаменная, (к котельной ЦРБ);
21) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1930, наименование: газоснабжение отопительного газоиспользующего оборудования, протяженностью 261 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Грибоедова, 129 на производственной территории МУП "САХ";
22) сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:667, наименование: газопровод, протяженностью 229 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Белинского к котельной КУД;
23) сооружение с кадастровым номером 33:20:011712:139, наименование: газопровод, протяженностью 18 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Правды, д. 51, "Дом комитета физкультуры и спорта".
Определениями Арбитражного суда Владимирской области от 29.11.2021, от 27.07.2022, от 15.02.2023, от 13.09.2023 в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет народных депутатов города Коврова, акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2", общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз", муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Жилэкс", муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Первомайский рынок", индивидуальный предприниматель Жуков Наталья Вячеславовна, муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Коврова Владимирской области спортивная школа "Сигнал", общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города".
Решением от 16.02.2024 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск. Обязал Администрацию принять в муниципальную собственность города Коврова спорное имущество.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорое имущество имеет специфическое назначение, на территории муниципального образования город Ковров статус специализированной организации имеет АО "Газпром газораспределение Владимир", которое располагает схемами, технической, разрешительной, правоустанавливающей документацией, специализированным персоналом и техникой для обслуживания указанного имущества. Администрация в свою очередь не является органов в чьих интересах и возможностях может осуществляться эксплуатация указанных объектов, поскольку не обладает технической и финансовой возможностью осуществления их обслуживания.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истцы в судебном заседании и отзыве просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в государственной собственности Владимирской области находятся объекты недвижимости: сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:650, наименование: газопровод низкого давления "МППУ "Водоканал", протяженностью 163 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, газопровод низкого давления "МППУ "Водоканал"; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:648, наименование: газопровод высокого давления "От ул. Лесхозная до котельной оранжереи", протяженностью 35 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, газопровод высокого давления "От ул. Лесхозная до котельной оранжереи"; сооружение с кадастровым номером 33:20:016404:383, наименование: газопровод, протяженностью 51 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Еловая, к больничному комплексу; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:666, наименование: газопровод высокого давления, протяженностью 409 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Димитрова, газопровод высокого давления к котельной бани по ул. Сосновой; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1984, наименование: газопровод, протяженностью 113 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Пугачева, Тургенева по ул. Ватутина (с учетом переноса (заглушки арх. N 590)); сооружение с кадастровым номером 33:20:015501:113, наименование: газопровод, протяженностью 47 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, проезд Восточный, д. 29а; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:532, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 309 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Жуковского, газопровод низкого давления к школе N 9; сооружение с кадастровым номером 33:20:012203:107, наименование: газопровод, протяженностью 62 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Лопатина, д. 48а, ДЮСШ Плавания и спортивных игр; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:707, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 225 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Моховая, газопровод низкого давления к школе N 8; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1939, наименование: газопровод, протяженностью 43 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Добролюбова, к котельной асфальтного завода; сооружение с кадастровым номером 33:20:011621:109, наименование: газопровод, протяженностью 119 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Артемовская, д. 34; сооружение с кадастровым номером 33:20:010905:430, наименование: газопровод, протяженностью 3 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 136а; сооружение с кадастровым номером 33:20:011623:346, наименование: газопровод, протяженностью 190 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 18/26; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:2034, наименование: газопровод, протяженностью 55 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, пл. Победы (к Обелиску погибшим); сооружение с кадастровым номером 33:20:010404:1291, наименование: газопровод, протяженностью 260 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 4; сооружение с кадастровым номером 33:20:011623:343, наименование: газопровод, протяженностью 112 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 4а, 4б; сооружение с кадастровым номером 33:20:011608:75, наименование: газопровод, протяженностью 24 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Першутова, д. 35; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:813, наименование: газопровод, протяженностью 657 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, к котельной КУД; сооружение с кадастровым номером 33:20:011902:155, наименование: газопровод, протяженностью 44 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Свердлова, к бак. лаборатории; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1957, наименование: газопровод, протяженностью 15 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Краснознаменная, (к котельной ЦРБ); сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:1930, наименование: газоснабжение отопительного газоиспользующего оборудования, протяженностью 261 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Грибоедова, 129 на производственной территории МУП "САХ"; сооружение с кадастровым номером 33:20:000000:667, наименование: газопровод, протяженностью 229 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Белинского к котельной КУД; сооружение с кадастровым номером 33:20:011712:139, наименование: газопровод, протяженностью 18 м, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Правды, д. 51, "Дом комитета физкультуры и спорта".
В соответствии с положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Владимирской области (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области), утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2005 N 739, на Министерство возложены функции по ведению учета объектов государственной собственности Владимирской области, управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, в том числе земельными участками, а также Министерство осуществляет полномочия по защите в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Владимирской области.
Во исполнение постановления Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 N 1288 "Об организации работы по передаче распределительных газовых сетей в государственную собственность Владимирской области" (далее - постановление N 1288) принято распоряжение Губернатора Владимирской области от 11.03.2014 N 105-р "О принятии имущества из муниципальной собственности города Коврова Владимирской области в государственную собственность Владимирской области".
В соответствии с указанным распоряжением в государственную собственность Владимирской области из муниципальной собственности города Коврова Владимирской области приняты вышеуказанные объекты недвижимости.
Указанные объекты газоснабжения предоставлены во временное владение и пользование открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Владимир" по договору аренды государственного имущества N 75/2014-01-ОГ40-0192 от 24.04.2015 для транспортировки газа юридическим и физическим лицам на территории города Коврова Владимирской области.
Постановлением администрации Владимирской области от 11.12.2019 N 860 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 02.04.2014 N 312 и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов области в сфере жилищно-коммунального хозяйства" признано утратившим силу постановление N 1288.
23.06.2021 администрацией Владимирской области предложено администрации города Коврова Владимирской области и Совету народных депутатов города Коврова Владимирской области рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность города Коврова вышеуказанного недвижимого имущества.
Совет народных депутатов направило главе города Коврова обращение администрации Владимирской области для рассмотрения и принятия решения (исх. N 01-04/293 от 05.07.2021).
Администрация города Коврова в письме N 01-27/1193 от 14.07.2021 отказала в принятии объектов в муниципальную собственность, так как в городе Коврове отсутствуют муниципальные предприятия, осуществляющие эксплуатацию и обслуживание объектов газового хозяйства, а также имеющиеся лицензию на данный вид деятельности.
Полагая, что отказ ответчика является незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает бездействие органов местного самоуправления незаконным, если установит, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2005 N 739, на Департамент возложены функции по ведению учета объектов государственной собственности Владимирской области, управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, также Департамент осуществляет полномочия по защите в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Владимирской области.
На основании Указа Губернатора Владимирской области от 17.10.2022 N 165 "Об органах исполнительной власти Владимирской области" с 01.01.2023 Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Таким образом, при рассмотрении спора о возложении на муниципальное образование обязанности принять имущество суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ закреплены, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Правоотношения по газоснабжению в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района газоснабжения поселений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Ковров Владимирской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Ковровского района от 15.06.2005 N 100 (далее - Устав), муниципальное образование город Ковров является самостоятельным муниципальным образованием в составе Владимирской области, обладающим статусом городского округа.
Закон Владимирской области от 03.11.2005 N 153-ОЗ "О порядке передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности Владимирской области" (далее - Закон Владимирской области N 153-ОЗ) определяет порядок передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности области, по инициативе исполнительных органов Владимирской области. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного закона при передаче в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности области, по инициативе исполнительных органов Владимирской области Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области составляет и направляет на согласование в орган местного самоуправления перечень имущества, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность, составленный в двух экземплярах, пронумерованных, прошитых и скрепленных печатью Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Владимирской области N 153-ОЗ решение органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями принимать решения о принятии имущества в муниципальную собственность, направляется в Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области.
Статьей 7 Закона Владимирской области N 153-ОЗ установлено, что разногласия между исполнительными органами Владимирской области и органами местного самоуправления по вопросам передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности области, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
В рассматриваемом деле спорные объекты расположены в границах муниципального образования города Ковров, используются для газоснабжения населения городского округа. У ответчика имеется фактическая заинтересованность в объектах, предназначенных для решения вопросов местного значения. Отсутствие волеизъявления ответчика на принятие объекта в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не подтвердил, что сети газоснабжения непригодны к эксплуатации по назначению в интересах населения муниципального образования.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ в принятии спорного имущества носит произвольный характер, данное имущество необходимо для решения вопроса местного значения, в связи с чем считает иск Министерства к муниципальному образованию город Ковров в лице администрации города Коврова Владимирской области об обязании принять объекты газоснабжения в муниципальную собственность подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции отклонен довод ответчика о том, что он не обладает финансовой возможностью обслуживать газопроводы, поскольку в соответствии с Законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения, в связи с чем отсутствием в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с принятием спорных объектов в муниципальную собственность, их содержание и ремонт, не является основанием, препятствующим процедуре передачи спорного имущества.
Отсутствие волеизъявления ответчика на принятие спорных объектов в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований. Напротив нахождение имущества в государственной собственности при наличии оснований для его передачи в муниципальную собственность и в отсутствие какого-либо решения относительно этого вопроса, нарушает права и законные интересы уполномоченного представителя собственника государственного имущества.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что заявитель жалобы является лицом, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.02.2024 по делу N А11-14348/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14348/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОВРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Владимир", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "КОВРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА ГОРОДА КОВРОВА", ИП Жукова Наталья Вячеславовна, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Коврова Владимирской области спортивная школа "Сигнал", МУП города Коврова "Жилэкс", МУП города Коврова "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", МУП города Коврова "Первомайский рынок", ООО "ВЛАДИМИРТЕПЛОГАЗ", ООО "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города", СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Молчанов Денис Викторович, МУП "Жилэкс"