г. Москва |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А40-246956/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Комфорт Плюс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-246956/23
по заявлению ООО "Комфорт Плюс"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании приказа
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Аленков А.В. по доверенности от 27.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КОМФОРТ ПЛЮС" (далее - Заявитель, ООО "КОМФОРТ ПЛЮС", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании приказа от 18.10.2023 г. N 742/23 о назначении проведения проверки по осуществлению контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КОМФОРТ ПЛЮС", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом ФАС России от 18.10.2023 г. N 742/23 о проведении внеплановой выездной проверки сформирована инспекция для исполнения требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.10.2023 N 23-29-2023/623 в целях осуществления контроля в отношении Заявителя за соблюдением им требований действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с упомянутым приказом административного органа, полагая его вынесение безосновательным и не имеющим под собой документального обоснования, тем более при допущенных уполномоченным органом процессуальных нарушениях порядка его издания, ущемляющих права и законные интересы Заявителя и фактически лишившие его возможности защиты своих нарушенных прав и законных интересов, Заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5.3.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение о ФАС России), а также согласно положениям пункта 11 части 1 статьи 23 и части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки коммерческих организаций, некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов и физических лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.05.2015 N 1076-О, при введении такой законодательной регламентации законодатель учитывал специфику антимонопольной деятельности, включая объективную сложность, с которой может быть сопряжено выявление указанных нарушений, имеющих порой неочевидный характер.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении, реализация предоставленных антимонопольным органам полномочий по проведению внеплановых проверок нормативно увязана с соблюдением установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантиями прав и законных интересов хозяйствующих субъектов от произвольного правоприменения.
Так, согласно статье 25.1 Закона о защите конкуренции проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа, который должен содержать в том числе цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, перечень административных регламентов, в соответствии с которыми проводится проверочные мероприятия по контролю, даты начала и окончания проведения проверки; срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки, и лишь в исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа (часть 9); органом, осуществившим проверку, составляется акт проверки. Эти положения получили конкретизацию в пунктах 1.4-1.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 (далее - Административный регламент).
При проведении проверки ООО "Комфорт Плюс" ФАС России соблюдены все установленные законодательством требования, гарантирующие обеспечение прав и законных интересов ООО "Комфорт Плюс" от произвольного правоприменения. Проверка осуществлена в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции и Административного регламента.
Довод Заявителя о том, что у ФАС России отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой выездной проверки, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Исходя из положений части 6 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции, проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Вместе с тем согласно абзацу 4 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022-2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 294-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям без согласования с органами прокуратуры.
Согласно требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.10.2023 N 23-29-2023/623 (вх. от 16.10.2023 N 158976-ДСП/23, далее - Требование Генеральной прокуратуры) ФАС России надлежало организовать проведение внеплановых выездных проверок в отношении ООО "Комфорт Плюс".
Таким образом, основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилось Требование Генеральной прокуратуры, что соответствует предусмотренному абзацем 4 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 основанию для проведения внеплановой выездной проверки, в связи с чем довод Заявителя об отсутствии соответствующих оснований подлежит отклонению.
Довод Заявителя о том, что Приказ ФАС России подписан лицом, не уполномоченным на подписание такого приказа, также не может быть признан судом обоснованным в силу следующего.
Как было указано ранее, на основании части 6 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
Согласно пункту 1.16 Регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 09.04.2007 N 105, на период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой руководителя ФАС России назначается временно исполняющий его обязанности.
В приказе об исполнении обязанностей указываются причины временного исполнения полномочий и должностных обязанностей, срок их исполнения, ограничения по исполнению полномочий (при необходимости).
Приказ ФАС России был подписан 18.10.2023 заместителем руководителя Таукеновой К.М., которая в соответствии с приказом ФАС России от 09.10.2023 N 1414-к/23 "О возложении обязанностей" в период с 18.10.2023 по 19.10.2023 временно исполняла обязанности руководителя ФАС России.
Вопреки доводу Заявителя о том, что в приказе ФАС России от 09.10.2023 N 1414-к/23 "О возложении обязанностей" на Таукенову К.М. были возложены обязанности лишь по кадровым вопросам, ФАС России сообщает, что из буквального содержания указанного приказа следует: "исполнение обязанностей руководителя Федеральной антимонопольной службы возлагаю на заместителя руководителя ФАС России Таукенову Карину Маратовну", то есть в период отсутствия руководителя ФАС России Шаскольского М.А., находившегося в служебной командировке с 18.10.2023 по 19.10.2023, на заместителя руководителя Таукенову К.М. было возложено исполнение обязанностей руководителя, при этом в указанном приказе также уточнено, что право принятия решения по кадровым вопросам также остается за Таукеновой К.М.
Таким образом, Приказ ФАС России подписан уполномоченным на то лицом, в связи с чем, довод Заявителя является несостоятельным.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
В целом доводы жалобы дублируют доводы, заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-246956/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246956/2023
Истец: ООО "КОМФОРТ ПЛЮС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА