г. Пермь |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А50-31874/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей: Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
при участии:
от заинтересованного лица: Спренгель А.И., паспорт, доверенность N 30-01-10-28 от 26.02.2024, диплом; Лядов М.А., паспорт, доверенность N 30-01-10-15 от 27.01.2023;
заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 марта 2024 года
по делу N А50-31874/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (ОГРН 1065920021420, ИНН 5920025446)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (далее - заявитель, общество, ООО "Пермьуралнеруд") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заинтересованное лицо, министерство, Минприроды Пермского края) о признании незаконным бездействия, выраженного в нарушении общего срока процедуры внесения изменений в перечень участков недр местного значения по Пермскому краю об участке "Пограничный" по заявке от 01.11.2023.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены. На Министерство возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения по заявке общества от 01.11.2023 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении требований ООО "Пермьуралнеруд" в полном объеме.
Минприроды Пермского края в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неполно исследованы и оценены представленные в дело доказательства, неверно применены нормы материального права. Внесение изменений в перечень осуществляется в соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений, утвержденным приказом Роснедр от 29.05.2023 N 304 (далее - Порядок N 304). Министерством направлены необходимые материалы в органы государственной власти, указанные в подпунктах 1-4 пункта 12 Порядка N 304, которые рассматривают поступившую информацию о внесении изменений в перечень в течение 10 рабочих дней с даты ее поступления. На момент рассмотрения дела в суде в отношении участка недр отсутствовала информация Управления ФСБ России по Пермскому краю. Общество уведомлялось об отсутствии заключения Управления ФСБ России по Пермскому краю. Арбитражным судом Пермского края не дана правовая оценка отсутствия согласования на внесение изменения в перечень Управлением ФСБ России по Пермскому краю, обязанность по согласованию с которым предусмотрена подпунктом 1 пункта 12 Порядка N 304, на которое Министерство повлиять никак не может. Вина Министерства отсутствовала. Обязывание рассмотреть заявку в отсутствие заключения Управления ФСБ России по Пермскому краю приведет к нарушению требований Порядка N 304,
и нарушению прав и законных интересов Управления ФСБ России по Пермскому краю.
ООО "Пермьуралнеруд" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддерживают. Просят решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
От заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Заявление судом рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.11.2023 общество обратилось в министерство с заявкой на внесение изменений в перечень участков недр местного значения по Пермскому краю, включенный дополнением к перечню от 16.11.2021 по участку недр "Пограничный", в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 Порядка N 304.
Заинтересованным лицом направлены запросы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Российской Федерации от 09.11.2023, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации от 09.11.2023, Министерство обороны Российской Федерации от 09.11.2023, Управление Федеральной службы безопасности по Пермскому краю от 20.11.2023, от 27.02.2024.
Письмом Министерства от 30.11.2023 N 30-01-20.2-6747 общество извещено о том, что по состоянию на 30 ноября 2023 г. в отношении участка недр "Пограничный" не получена информация от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности по Пермскому краю. Также Министерством подготовлен запрос в Минприроды России о разъяснении возможности в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 Порядка полностью исключить участок недр местного значения из Перечня и случаях при которых данное исключение возможно.
Письмом Министерства от 27.12.2023 N 30-01-20.2-6747 общество уведомлено о невозможности внести изменения в перечень в части участка недр "Пограничный" до получения разъяснений Федерального агентства по недропользованию.
Письмом от 25.01.2024 N ДД-05-24/1677 Федеральное агентство по недропользованию направило запрашиваемые разъяснения.
Ответ на данное обращение в адрес общества не поступил.
Полагая, что бездействие по рассмотрению заявки от 01.11.2023 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции принял вышеприведенное решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменном отзыве, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 4 Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В силу статьи 2.3 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах, к основаниям возникновения права на пользование относится решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Согласно пункту 1 Порядка N 304 перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые (далее - перечень участков недр местного значения), формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании геологической информации об участках недр, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности и предложений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 5 (далее соответственно - заявка (предложение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения, заявка (предложение) на внесение изменений в перечень участков недр местного значения).
В силу пункта 3 Порядка N 304 общий срок процедуры подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или внесения в них изменений не должен превышать 17 рабочих дней с даты регистрации решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о начале процедуры включения участка недр в перечень участков недр местного значения или внесения изменений в перечень участков недр местного значения или с даты регистрации заявки (предложения) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения или на внесение изменений в перечень участков недр местного значения.
При этом пунктом 11 Порядка N 304 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку (предложение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения или на внесение изменений в перечень участков недр местного значения и прилагаемые к ней (нему) документы и сведения на предмет соответствия установленным настоящим Порядком требованиям в срок, не превышающий 2 рабочих дней с даты регистрации заявки (предложения). В случае, если заявка не соответствует требованиям данного порядка, заявка и прилагаемые к ней документы возвращаются заявителю в срок, не превышающий 2 рабочих дней с даты регистрации заявки (предложения), с указанием причин возврата.
Согласно пункту 12 Порядка N 304 в случае если заявка соответствует всем требованиям Порядка, орган государственной власти субъекта РФ в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня регистрации заявки, направляет запросы в Министерство обороны РФ и ФСБ РФ; в Министерство природных ресурсов и экологии РФ; в Министерство сельского хозяйства РФ; в уполномоченные органы субъекта РФ; пользователю недр.
Вышеназванные органы государственной власти РФ рассматривают поступившую информацию в течение 10 рабочих дней с даты ее поступления.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 304 в срок, не превышающий 2 рабочих дней с даты поступления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации всех документов и сведений, предусмотренных пунктами 5 - 8 и 12 настоящего Порядка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает заявку (предложение), решение о начале процедуры включения участка недр в перечень участков недр местного значения или внесения изменений в перечень участков недр местного значения и прилагаемые к ним документы и сведения.
По результатам рассмотрения заявки (предложения) и прилагаемых к ней (нему) документов и сведений, решения о начале процедуры включения участка недр в перечень участков недр местного значения или внесения изменений в перечень участков недр местного значения и прилагаемых к нему документов и сведений, а также с учетом информации, поступившей от 6 органов государственной власти Российской Федерации и пользователей недр, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 12 настоящего Порядка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение:
1) о включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения;
2) об отказе во включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения;
3) о внесении изменений в перечень участков недр местного значения;
4) об отказе во внесении изменений в перечень участков недр местного значения.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что факт бездействия заинтересованного лица по не рассмотрению заявки, в нарушении сроков, установленных Порядком N 304, подтвержден материалами дела. Не рассмотрение заявки нарушает права и законные интересы заявителя, препятствует ему в осуществлении предпринимательской деятельности.
При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что заинтересованным лицом направлены запросы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Российской Федерации от 09.11.2023, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации от 09.11.2023, Министерство обороны Российской Федерации от 09.11.2023, Управление Федеральной службы безопасности по Пермскому краю от 20.11.2023 с нарушением установленного двухдневного срока.
С учетом того, что заявка Общества не рассмотрена в течение более трех месяцев, в действиях заинтересованного лица имеются нарушения, выразившиеся в несоблюдении общего срока процедуры внесения изменений в перечень участков недр местного значения по заявке ООО "Пермьуралнеруд" от 01.11.2023.
Доводы министерства об обратном судом первой инстанции обоснованно отклонены, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Доказательств, свидетельствующих о рассмотрении или не рассмотрении заявки суду первой и апелляционной инстанции также не представлено.
При совокупности вышеизложенного, не рассмотрение заявки, мотивированное исключительно отсутствием согласования на внесение изменения в перечень Управлением ФСБ России по Пермскому краю, в нарушение общего срока процедуры внесения изменений в перечень участков недр местного значения правомерно признан незаконным судом, нарушающим права и законные интересы заявителя, как лица, подавшего заявку в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 Порядка N 304.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания бездействия Министерства в рассмотрении заявки, незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Довод министерства об отсутствии его вины в рассматриваемом случае не влияет на существо судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судом не допущены.
В удовлетворении жалобы министерства следует отказать.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 марта 2024 года по делу N А50-31874/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31874/2023
Истец: ООО "ПЕРМЬУРАЛНЕРУД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ