город Омск |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А81-6356/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3830/2024) Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-6356/2023 (судья Санджиев М.А.), принятое по иску акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (ИНН: 8911004036, ОГРН: 1028900860174) о взыскании 328 228 руб. 01 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017727, ОГРН: 1068901005854),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - истец, общество, АО "Ямалкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (далее - ответчик, Департамент) о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги в отношении муниципального жилищного фонда за период с 01.01.2023 по 31.03.2023 в размере 328 228 руб. 01 коп.
До рассмотрения спора по существу от истца поступило заявление об уменьшении исковых требований до 67 327 руб. 56 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции принял уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-6356/2023 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-6356/2023 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "Ямалкоммунэнерго" к Департаменту в части взыскания задолженности за потребленный коммунальный ресурс по жилому помещению по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологоразведчиков, д. 9, кв. 18.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что в отношении жилого помещения N 18, расположенного по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологоразведчиков, д. 9 обязанным лицом оплачивать коммунальные услуги является ответчик при наличии ордеров на жилые помещения.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Ямалкоммунэнерго" высказалось против доводов ответчика.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение возложенных на ресурсоснабжающую организацию обязанности по обеспечению холодной водой Пуровского района, АО "Ямалкоммунэнерго" в период 01.01.2023 по 31.03.2023 осуществил передачу холодной воды в жилые помещения, расположенные на территории города Тарко-Сале, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 4 положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, утвержденного решением Думы Пуровского района от 24.03.2022 N 369, Департамент наделен правами юридического лица, является структурным подразделением Администрации Пуровского района и наделен полномочиями по решению от имени Администрации Пуровского района вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального округа Пуровский район.
Таким образом, полномочия собственника в отношении жилых помещений, расположенных на территории города Тарко-Сале, находящихся в казне муниципального округа Пуровский район, а именно, подписание контрактов на оказание коммунальных услуг, полномочия по оплате коммунальных платежей, в том числе погашение задолженности, возложены на Департамент.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате холодной воды у Департамента образовалась задолженность в размере 67 327 руб. 56 коп. (с учетом уточнения).
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате потребленного в спорный период ресурса послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Специфика отношений по поставке ресурсов через присоединенную сеть обусловлена тем, что при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации подача/потребление ресурса осуществляются непрерывно.
В рассматриваемом случае факт потребления поставленного истцом ресурса ответчиком не оспаривается (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Доводы подателя жалобы сводятся к отсутствию оснований для отнесения обязанности по оплате ресурса в отношении квартиры N 18, расположенной по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологоразведчиков, д. 9.
В частности, Департамент указывает на то, что согласно ордеров на жилые помещения в общежитии от 25.10.2004 серии 1-ФР N 265 и от 13.09.2004 серии 1-ФР N 139, выданных на основании распоряжения Главы Администрации г. Тарко-Сале от 09.08.2004 N 703, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологоразведчиков, д. 9, кв. 18, предоставлено физическим лицам.
Полагая, что на момент возникновения жилищных правоотношений с физическими лицами на основании обозначенных ордеров в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, то к возникшим правоотношениям в полной мере применимы нормы ЖК РФ в части, регулирующей жилищные отношения на условиях договора социального найма.
Другими словами, Департамент полагает, что наличие ордеров является достаточным основанием для отнесения обязанности по оплате коммунальных ресурсов на физических лиц.
Оценив доводы ответчика в обжалуемой части, коллегия судей учла следующее.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно статьям 153, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Таким образом, по общему правилу плата, в рассматриваемом случае, за коммунальную услугу по холодному водоснабжению вноситься собственником помещения.
Однако из данного правила имеются исключения, когда законом подобная обязанность на иное лицо.
В силу части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных настоящим кодексом (статья 60 ЖК РФ).
Как указано в части 3 статьи 153 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
В совокупности с данной нормой права, пункт 1 части 2 той же статьи предусматривает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 4 статьи 155 ЖК РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, когда внесение платы за коммунальные услуги осуществляется нанимателями ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма также закреплена в пункте 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ и пункте 3 статьи 678 ГК РФ.
Таким образом, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма, обязанность по внесению оплаты за коммунальные услуги, платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме лежит на нанимателе. Названная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
В качестве такого договора (договора социального найма) ответчик расценивает ордера.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Договоры социального найма были введены в действие одновременно с введением Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть с 2006 года.
До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальные жилые помещения предоставлялись исключительно по ордеру.
В связи с чем предоставление собственником физическому лицу жилого помещения, принятие последним такового в пользование, осуществление прописки и проживания в таком помещении, при отсутствии письменного договора социального найма, заключенного в соответствии со статьей 153 ЖК РФ, позволяет констатировать, что жилое помещение считается заселенным в порядке найма жилого помещения (фактически сложились отношения найма).
Другими словами, отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей, в том числе по внесению платы за жилые помещения и оплате потребляемых ими коммунальных услуг.
Следовательно, для установления факта сложившихся правоотношений по социальному найму жилого помещения необходимо установить не только факт выдачи ордера, но и фактическое предоставление жилого помещения нанимателю, то есть его принятие и заселение помещений, фактическое проживание в них нанимателей.
В настоящем случае, Департаментом представлены только ордеры на жилые помещения в общежитии от 25.10.2004 серии 1-ФР N 265 и от 13.09.2004 серии 1-ФР N 139.
Доказательств того, что физические лица, обозначенные в таких ордерах, фактически приняли спорное жилое помещение, вселились в него и проживают в нем, Департаментом не представлено и из материалов дела не следует (статьи 9, 65 АПК РФ). Факт регистрации физических лиц по спорному адресу также документально ответчиком не подтвержден.
В связи с чем на основании только ордеров, нельзя заключить о том, что между нанимателями и собственником фактически сложились договорные отношения по социальному найму муниципального жилого помещения.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключении из начислений жилого помещения N 18, расположенного по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологоразведчиков, д. 9 являются верными и обоснованными.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку Департамент на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина за подачу им жалобы не распределяется апелляционным судом.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-6356/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6356/2023
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района
Третье лицо: Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно - коммунального комплекса Ямало-ненецкого автономного округа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Восьмой арбитражный апелляционный суд, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пуровскому району