г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А56-112677/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Целищевой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: Вечтомова О.Д. - по доверенности от 01.12.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7573/2024) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2024 по делу N А56-112677/2023 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" (адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр-кт, дом 32-34, литер А, помещ. 40Н, ОГРН 1057811870500);
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1037843045734);
третье лицо: Федоров Дмитрий Сергеевич
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра, Управление) от 03.11.2023 N КУВД001/2023-31974758/5 об отказе в государственной регистрации прав и обязании Управления осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:135 от заявителя к гражданину Федорову Дмитрию Сергеевичу на основании заключенного договора купли-продажи недвижимого имущества от 06.11.2020 N 20201106-67-В-135.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федоров Дмитрий Сергеевич (далее - Федоров Д.С.).
Решением суда от 26.01.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.01.2024 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) необходимым основанием для наделения лица статусом застройщика является объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, в отношении которого необходимо осуществить работы, направленные на изменение его основных характеристик путем строительства, реконструкции и капитального ремонта, что не имело место быть в рассматриваемом случае, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал.
Управление Росреестра и Федоров Д.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (продавец) и гражданином Российской Федерации Федоровым Д.С. (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 06.11.2020 N 20201106-67-В-135 (далее - договор), по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить земельный участок площадью 1245 кв.м., расположенный по адресу: 188730, Ленинградская область, Приозерский район, тер. массив Снегиревка, ДНП Сосново, уч. 67, кадастровый номер 47:03:1208003:135 (далее - земельный участок).
Во исполнение условий договора покупатель произвел в полном объеме оплату стоимости земельного участка, что подтверждается справкой продавца от 21.07.2023 N б/н.
Согласно пункту 3.1.2 договора продавец обязуется предоставить в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области документы, необходимые для регистрации перехода права собственности на земельный участок.
21.07.2023 стороны обратились в Управление с заявлением N КУВД-001/2023-31974758 о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок от продавца к покупателю.
Уведомлением от 03.08.2023 N КУВД-001/2023-31974758/1 Управление сообщило продавцу о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81), которым со 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ участником Общества является общество с ограниченной ответственностью "Свердловка 60", единственным участником которого в свою очередь является Ундина Трейдинг Лимитед (страна происхождения Кипр)
Как указало Управление в уведомлении от 03.08.2023, Обществу с целью проведения регистрационных действий необходимо представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку письмом от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 Департамент финансовой политики разъяснил, что лицам, являющимся застройщиками в соответствии с ГрК РФ и находящимся под контролем иностранных лиц, совершающих недружественные действия, выдано разрешение, действующее без ограничения срока на исполнение сделок, влекущих возникновение права собственности на недвижимое имущество, заявитель обратился в Управление, приложив дополнительные документы, подтверждающие наличие у него статуса застройщика.
Впоследствии уведомлением от 03.11.2023 N КУВД001/2023-31974758/5 Управление сообщило Обществу об отказе государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Посчитав отказ в государственной регистрации прав незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).
Пунктом 2 части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный регистратор, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Как указано в части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 этого Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с этим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Согласно подпункту "б" того же пункта Указа N 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа N 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).
Так, указанными Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем, сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания Подкомиссии от 26.05.2022 N 43, согласно которой ей принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с ГрК РФ, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - это юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.
В силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и судом установлено, что Общество на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в Приозерском районе Ленинградской области вблизи дер. Снегиревка, на основании договоров подряда, в которых оно выступает в качестве заказчика, осуществляет строительство линейных объектов: дорог, сетей электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения.
Следовательно, по смыслу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ Общество, осуществляющее строительство объектов инженерной инфраструктуры (в том числе линейных объектов) на принадлежащих ему земельных участках, считается застройщиком, а потому последний вправе совершать сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
С учетом приведенного, приняв во внимание содержащееся в выписке из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 26.05.2022 N 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, а также представленные заявителем доказательства ведения им хозяйственной деятельности в качестве застройщика, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в регистрирующий орган сторонами сделки были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий, а потому оснований для отказа в государственной регистрации прав у Управления не имелось.
На основании изложенного заявленные требования обоснованно и правомерно удовлетворены судом первой инстанции, а потому суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, в связи с чем решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2024 следует оставить без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2024 по делу N А56-112677/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Н. С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112677/2023
Истец: ООО "ПЛЕМЕННОЙ ЗАВОД СОСНОВСКОЕ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: Федоров Дмитрий Сергеевич