г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А56-76531/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
- от истца: Кирдеевой Н.А. по доверенности от 28.12.2023,
- от ответчиков: 1) Васюк Н.А. по доверенности от 22.02.2024,
2) Сафоновой Е.Н. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4296/2024) администрации Выборгского района Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2024 по делу N А56-76531/2023,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к
1) администрации Выборгского района Санкт-Петербурга;
2) Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) и администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) о взыскании 46 490,24 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, 8 042,52 руб. неустойки, а также о взыскании неустойки, начисляемой с 01.08.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением суда от 30.01.2024 с Агентства в пользу Предприятия взыскано 33 289,41 руб. задолженности, 5 655,23 руб. неустойки, а также неустойка, начисляемая на сумму 33 289,41 руб. с 01.08.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ, 1 558 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Кроме того, с Администрации в пользу Предприятия взыскано 13 200,83 руб. задолженности, 2 387,29 руб. неустойки, а также неустойка, начисляемая на сумму 13 200,83 руб. с 01.08.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ, 623 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Указывает, что судом не принято во внимание, что комната N 1 в кв. 3 по адресу: Санкт-Петербург, Костромской пр., д. 21, передана на основании служебного ордера от 22.12.1978 Чертищевой Л.Д., которая зарегистрирована в помещении, начиная с 16.03.1982. В указанном случае Администрация полагает, что не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Кроме того, Администрация полагает, что настоящее дело рассмотрено с нарушением правил о подсудности.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 16.05.2024.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно позиции истца, изложенной в отзыве, жилое помещение - комната N 1 в кв. 3 по адресу: Санкт-Петербург, Костромской пр., д. 21, является служебным жилым помещением, относится к специализированному жилищному фонду, ввиду чего обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на собственника помещения, представителем которого выступает Администрация.
Агентство также представило отзыв с возражениями по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Отзывы приобщены судом к материалам дела.
Явившийся в судебное заседание представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Предприятия и Агентства против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Санкт-Петербурга находятся жилые помещения, расположенные по адресам:
- Костромской пр-кт дом 21, литера В, кв. 3 (17/40 доли в праве общей долевой собственности);
- Диагональная ул., дом 4, корпус 1, кв. 192, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Предприятием в соответствии с правилами статьи 157.2 ЖК РФ оказывались услуги по горячему водоснабжению и отоплению указанных помещений, оплата которых за период с 01.10.2021 по 30.04.2023 не произведена. Стоимость поставленных ресурсов за указанный период составила 13 200,83 руб.
Предприятие направило в адрес Администрации и Агентства претензии с требованиями об оплате задолженности. Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для предъявления Предприятием настоящего иска.
Суд первой инстанции, признав, что спорное жилое помещение является служебным, относится к специализированному жилищному фонду, удовлетворил заявленные исковые требования.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 544 ГК РФ, абонент оплачивает фактически принятое и потребленное количество энергии в соответствии с данными учета.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора "оказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Данные отношения рассматриваются как договорные.
Обязанность по возмещению поставщику тепловой энергии стоимости потребленного ресурса для собственников жилых помещений обусловлена положениями статьи 210 ГК РФ, а также нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно положениям статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (в силу части 3 статьи 153 ЖК РФ).
Факт поставки в жилое помещение, расположенное по адресу: Костромской пр-кт дом 21, литера В, кв. 3, тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в период с 01.10.2021 по 30.04.2023 подтверждается материалами дела, ответчиками не оспаривается.
Возражая против удовлетворения иска, Администрация ссылалась на то, что комната N 1 площадью 16,6 кв. м в указанном жилом помещении, на основании служебного ордера от 22.12.1978 передана нанимателю Чертищевой Л.Д., которая зарегистрирована в указанном помещении с 16.03.1982, что подтверждается справкой по форме 9. В этой связи, как полагает Администрация, именно наниматель является лицом, обязанным оплачивать тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Как указано в пункте 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Вместе с тем, согласно позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Из приведенных разъяснений следует, что предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ возложение на нанимателя жилого помещения обязанности по оплате коммунальных услуг не распространяется на случаи, когда речь идет о найме жилого помещения специализированного жилищного фонда, а плата за коммунальные услуги вносится непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, обязанность по внесению платы за тепловую энергию, поставленную в период с 01.10.2021 по 30.04.2023 в жилое помещение по адресу:
Санкт-Петербург, Костромской пр-кт дом 21, литера В, кв. 3, лежит на собственнике помещения в лице города Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3 статьи 214, пункту 1 статьи 125 ГК РФ, от имени публично-правового образования города Санкт-Петербурга, как собственника спорных нежилых зданий, в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
Пунктом 4.23 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации района.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции администрации.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что к компетенции администрации района относится, в том числе осуществление полномочий Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании приведенных положений судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что исковые требования в части взыскания 13 200,83 руб. задолженности, а также неустойки, начисленной в связи с просрочкой, подлежат удовлетворению за счет Администрации, выступающей в силу закона в качестве представителя собственника жилых помещений.
Доводы Администрации о рассмотрении настоящего дела с нарушением правил о подсудности отклоняются апелляционным судом, как противоречащие частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также сложившейся правоприменительной практике.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2024 по делу N А56-76531/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76531/2023
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"