г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А56-117775/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Осиповой А.Н.,
при участии согласно протокола судебного заседания от 14.05.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7405/2024) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-117775/2022, принятое
по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров N 1291150-2022/ТКО и N 1291162-2022/ТКО.
Учреждение уточнило заявленные требования, просило урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договоров N 1291150-2022/ТКО и N 1291162-2022/ТКО, признать договоры заключенными на условиях типового договора в редакции, изложенной в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") с датой заключения Договоров: 01 сентября 2022 года с изложением пункта 1.4 Договоров в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.09.2022 года" и с изложением пункта 8.1 Договоров в следующей редакции: "Настоящий договор заключается с даты его подписания сторонами по 31.12.2022".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 разногласия урегулированы следующим образом: признать договоры заключенными на условиях типового договора в редакции, изложенной в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") с изложением пункта 1.4 Договоров в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2022 года" и с изложением пункта 8.1 Договоров в следующей редакции: "Настоящий договор заключается по 31.12.2022 и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022".
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, 2) Вынести по делу новое решение: Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договоров 1291150-2022/ТКО и 1291162-2022/ТКО между акционерным обществом "Невский экологический оператор" (ИНН: 7804678913) и Государственным бюджетным учреждением Ленинградской областной клинической больницей (ИНН: 4700001254); Признать договоры N 1291150-2022/ТКО и N1291162-2022/ТКО заключенными на условиях типового договора в редакции, изложенной в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") с датой заключения Договоров: 01 сентября 2022 года с изложением пункта 1.4 Договоров в следующей редакции: Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.09.2022 года и с изложением пункта 8.1. Договоров в следующей редакции: Настоящий договор заключается с даты его подписания Сторонами по 31.12.2022 года.
Суд первой инстанции в своем решении не учел, что договор подлежит заключению на условиях типового договора, изложенной в редакции, содержащейся в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации" от 25 августа 2008 года N 641 с указанием дат заключения в соответствии с фактическими датами заключения Договора.
Таким образом, договоры 1291150-2022/ТКО и 1291162-2022/ТКО должны быть заключены на условиях типового договора с 01 сентября 2022 года и в связи с этим считаем необходимым изложить пункт 1.4 Договоров в следующей редакции: Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.09.2022 года, а пункт 8.1. Договоров в следующей редакции: "Настоящий договор заключается с даты его подписания Сторонами по 31.12.2022 года". Срок для рассмотрения протоколов разногласий и принятия мер по урегулированию разногласий истек 07.09.2022.
Протоколы согласования разногласий были получены Потребителем от регионального оператора только 06.10.2022.
Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводу Истца о том, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывались Ответчиком до 01.09.2022.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции. Истцом даны пояснения относительно того, что в период с 01.01.2022 услуги оказывало АО "Автопарк N 6 Спецтранс" по действующему договору; вывоз медицинских отходов класса "А" осуществляется в общем порядке, поскольку они не требуют особых условий утилизации.
Ответчик поддержал позицию о невозможности оказания услуг в спорный период иным лицом, представил суду для приобщения акты оказания услуг
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории города Санкт-Петербурга.
Между Учреждением и Обществом возникли разногласия при заключении договоров N 1291150-2022/ТКО и N 1291162-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО.
Во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156) истец подал ответчику заявку заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка и прилагаемые к ней документы были поданы 27.12.2021 непосредственно в организацию ответчика представителем Учреждения лично.
08.08.2022 Учреждением от Общества получены письма исх. N N КОП/2022-16361, КОП/2022-16364 от 29.07.2022 с приложением проектов договоров N 1291150-2022/ТКО и N 1291162-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учреждение, не согласившись с условиями, предложенными Обществом в проектах Договоров, направил последнему подписанный со своей стороны мотивированный отказ от 19.08.2022 исх. N 01.19/2805 с приложением протоколов разногласий к договорам.
По итогам рассмотрения указанных протоколов разногласий Общество направило в адрес Общества протоколы согласования разногласий, в которых отклонил все предложенные изменения.
В силу того, что преддоговорный спор между сторонами не урегулирован, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Фактически разногласия сторон сводятся к периоду действия договора. Учреждение ссылается на наличие заключенного договора (Контракта) с АО "Автопарк N 6 Спецтранс" N НЭП.0145200000421001305 от 22.11.2021, которое в период с 01.01.2022 по 31.08.2022 оказывало Учреждению услуги по вывозу отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона об отходах).
При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах).
Закон об отходах устанавливает, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены Правилами обращения с ТКО.
К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения Правил обращения с ТКО применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 Правил обращения с отходами).
Правила об обращении отходов также раскрывают понятие "потребитель", которым является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Пункт 2 Правил обращения с отходами).
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством заключения соответствующего договора с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При рассмотрении дела установлено, что Учреждением был заключен с третьим лицом договор на оказание услуг по вывозу отходов. Кроме того, истец представлял суду платежные поручения об их оплате. Следовательно, в силу наличия действующего договора на оказание услуг по вывозу ТКО, заключенного с другим лицом, имеющим право оказывать такие услуги, взыскание спорной суммы в пользу лица, не предоставлявшего фактически соответствующие услуги, является необоснованным.
Указание в статье 24.6 Закона об отходах о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Кроме того, при рассмотрении спора имеет значение подтверждение ответчиком места накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО и в том случае, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
При доказанности того, что ответчик помимо медицинских отходов и сдачи вторсырья в макулатуру образует и ТКО, подлежащие вывозу Региональным оператором, последний должен представить доказательства из какого именно места накопления отходов в спорный период производился забор и вывоз ТКО Учреждения (т.е. реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории соответствующего муниципального образования и отражение на Территориальной схеме).
В соответствии с пунктом 4 Обзора судебной практики от 13.12.2023, договор, заключенный потребителем на сбор и вывоз ТКО с иным лицом до начала деятельности регионального оператора, сохраняет силу до прекращения обязательств в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Договор с региональным оператором начинает действовать с момента прекращения договора, заключенного с иным лицом.
В настоящем случае, контракт N НЭП.0145200000421001305 от 22.11.2021 между Учреждением и АО "Автопарк N 6 Спецтранс" заключен до начала деятельности ответчика, исполнялся, услуги оплачивались.
Проекты договоров были получены потребителем 08.08.2022. Протоколы разногласий с мотивированным отказом были направлены 19.08.2022 и получены Региональным оператором 25.08.2022.
Вместе с тем, рассмотрены последним только 06.10.2022.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что истцом представлены надлежащие и достаточные доказательства того, что услуги до 01.09.2022 оказаны иным лицом, требование об установлении даты оказания услуг ответчиком в договоре - 01.09.2022 - правомерно, подлежало удовлетворению. Доводы ответчика в указанной части противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела.
Решение суда при указанных обстоятельствах подлежит изменению в части указания даты начала оказания услуг и действия договора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-117775/2022 изменить, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции.
Урегулировать разногласия, возникшие между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница (ИНН: 4700001254) и акционерным обществом "Невский экологический оператор" (ИНН: 7804678913) при заключении договоров N 1291150-2022/ТКО и N 1291162-2022/ТКО, признать договоры заключенными на условиях типового договора в редакции, изложенной в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") с изложением пункта 1.4 Договоров в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.09.2022 года" и с изложением пункта 8.1 Договоров в следующей редакции: "Настоящий договор заключается по 31.12.2022 и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.09.2022".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117775/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"