г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А56-79232/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Шерстобоева И.А. по доверенности от 14.08.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6969/2024) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-79232/2023, принятое
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Центр смазок"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 197349, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А; далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 18.05.2023 и предписания от 18.05.2023 по жалобе N Т02-262/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр смазок" (ОГРН: 5107746013810, адрес: 129085, Москва, пр-кт Мира, д. 95, пом. 235; далее - ООО "Центр смазок", третье лицо, Участник).
Решением от 06.02.2024 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и ООО "Центр смазок", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ПАО "Россети Ленэнерго" (Заказчик) 24.03.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) опубликовано извещение N 32312223412 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения рамочного договора поставки промышленных смазок для эксплуатационных нужд ПАО "Россети Ленэнерго" общим объемом не более 2 410 000,00 руб. с НДС (далее - Закупка).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), Единым стандартом закупок ПАО "Россети", версия 33 от 03.02.2023 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
В УФАС поступила жалоба (от 27.04.2023 вх. N 10499-ЭП/23), в которой ООО "Центр смазок" оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки ООО "Центр смазок" от участия в Закупке.
УФАС признало в действиях закупочной комиссии ПАО "Россети Ленэнерго" нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований к участникам закупки, которые не указаны в извещении, допущенное путем необоснованного отклонения заявки ООО "Центр смазок" в порядке, не предусмотренном Извещением.
ПАО "Россети Ленэнерго" выдано предписание, согласно которому Заказчику и его закупочной комиссии необходимо совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений при проведении запроса котировок путем отмены Протокола очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок и подведению итогов по запросу Закупки от 21.04.2023 N 231237-2, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки с учетом мотивировочной части решения от 18.05.2023 N Т02-262/23 в строгом соответствии с извещением о Закупке, действующим положением о закупках ПАО "Россети Ленэнерго" и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Из материалов дела следует, что закупочной комиссией Заказчика было принято решение об отклонении от участия в Закупке заявку ООО "Центр смазок" по следующим основаниям: "Заявка участника не соответствует требованиям, установленным в документации о закупке в п 3.4 пп 3.4.2. По решению Закупочной комиссии данные отклонения считать существенными, на основании п.5 п.п. 5.2.3 б) части I "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ" документации о закупке участника Участник N 147123 ООО "ЦЕНТР СМАЗОК" к дальнейшему рассмотрению не принимается".
В п. 3.4.1 Извещения указано, что заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в разделе 2 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ. ОТБОРОЧНЫЕ КРИТЕРИИ (ТРЕБОВАНИЯ). ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ. СОСТАВ ЗАЯВКИ", а также формы документов, установленные частью III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ" извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
На основании п. 3.4.3 Извещения сведения и документы, включающие в себя информацию о цене заявки участника закупки должны быть включены в предложения участника закупки о цене договора (цене закупки).
В п. 3.4.4 Извещения указано, что представление документов с отклонением от установленных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме форм может быть расценено Закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно п. 5.2.3 Извещения закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, в том числе, если сведения об участнике закупки отсутствуют в едином реестре субъектов МСП.
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме);
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения), представленная в своей заявке в отношении своего соответствия либо соответствия заявки указанным требованиям.
В соответствии с п. 5.3.1 Извещения рассмотрение ценовых предложений осуществляется в части непревышения ценового предложения участника начальной (максимальной) цены договора/цены закупки, стоимости единицы товара (продукции) (если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме), соответствия графика оплаты установленным требованиями, в части соблюдения требований по предоставлению Приоритетов, предусмотренных постановлениям Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Согласно п. 5.4.4 Извещения победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковая цена договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок. Победившей заявкой считается та заявка, которой присвоен меньший порядковый номер.
В соответствии с п. 3.5.2 Извещения в случае применения в закупке единичных расценок, либо использования в рамках формирования начальной (максимальной) цены договора (цены закупки) отдельных стоимостных позиций, при подаче ценовых предложений путем снижения общей стоимости заявки участник не вправе превышать единичные расценки либо отдельные стоимостные позиции, первоначально представленные им в заявке. При этом в случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги (далее также - продукция) участника не облагаются НДС, то единичные расценки, предложенные таким участником в заявке, не должны превышать установленные начальные (максимальные) единичные расценки без учета НДС.
Извещением предусмотрено, что предметом Закупки является право заключения рамочного договора поставки промышленных смазок для эксплуатационных нужд ПАО "Россети Ленэнерго" общим объемом не более 2 410 000,00 руб. с НДС.
В силу п. 5 Информационной карты Извещения начальная (максимальная) цена договора (цена закупки): 2 410 000,00 рублей с НДС.
Приложение N 1 к Техническому заданию Извещения содержит Номенклатурный перечень на право заключения рамочного договора поставки промышленных смазок для эксплуатационных нужд ПАО "Россети Ленэнерго" общим объемом не более 2 410 000,00 руб. с НДС
Подпунктом 10 п. 2 Информационной карты Извещения определено, что в состав заявки (формы, установленные частью III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ" извещения о проведении запроса котировок в электронной форме) (формы предоставляются в соответствии с инструкциями по их заполнению) в числе прочего входит Форма N 2 "Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме" (представляется в составе предложения участника о цене договора).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Участником вопреки требованиям Извещения в форме N 2 указана стоимость единичных расценок (49 007 руб. 40 коп.), а не полная итоговая стоимость, что, в свою очередь, являлось основанием для отклонения заявки участника.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что в Извещении не раскрывается понятие "итоговая стоимость заявки"; в извещении установлено только, что предложение о цене договора или предлагаемая цена договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора.
Согласно выводам Управления и суда первой инстанции, указанные требования соблюдены Участником, представившем в своей заявке оферту на участие в Закупке, где выражено согласие с тем, что предложение о цене договора не может превышать 2 410 000 руб. 00 коп. с НДС, при этом соответствующая информация приведена в форме N 2 в преамбуле, в п.2 и в п.3 заявки ООО "Центр смазок", где содержится согласие Участника исполнить условия договора в соответствии с извещением, а также в предоставленном участником графике оплаты поставки, где указана общая сумма договора - 2 410 000 руб. 00 коп. с НДС.
Как указал суд первой инстанции, ни инструкция по заполнению Формы N 2 "Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме" Извещения, ни иные его положения не содержат условий или требований, указывавших на то, что в графу "Итоговая стоимость заявки" участником закупки должно быть внесено предложение о цене договора.
Вместе с тем, Управлением и судом первой инстанции не учтено, что в документации указана информация в части необходимости отражения в заявке информации о стоимости заявки (форма N 2, форма N 4).
При этом в форме N 2 содержится требование об указании полной итоговой стоимости заявки. Указанная стоимость основывается на таблице цен (форма N 4), представляемой в составе предложения участника о цене договора, которая в свой очередь формируется на основании сведений о наименовании страны происхождения товара (форма N 6).
Расчет должен производится по следующей формуле:
Общая цена, руб. = Цена единицы, руб. (без НДС) * Количество продукции.
При этом форма N 2 Документации содержит информацию о том, что предложение включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях, в свою очередь условия договора предусматривают количество продукции.
В соответствии с 3.4.2. документации в случае неполного представления документов, перечисленных в разделе 2 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ. ОТБОРОЧНЫЕ КРИТЕРИИ (ТРЕБОВАНИЯ). ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ. СОСТАВ ЗАЯВКИ", а также в случае неполного предоставления форм документов, либо предоставление форм документов с нарушением порядка их заполнения, установленных частью 3 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ" извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, Закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.
При этом при заполнении остальных документов, где необходимо отражение полной стоимости, Участником указанно корректное стоимостное значение в размере 2 410 000,00 руб.
В соответствии с п. 3.1.1. документации предполагается, что участник закупки изучит все инструкции, формы, условия проекта договора, технические условия и другую информацию, содержащуюся в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, а также разъяснения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в случае их наличия. Никакие претензии Заказчику закупки не будут приниматься на том основании, что участник закупки не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или же подача заявки, не отвечающей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, или же подача заявки содержащей предложения по изменению условий проекта договора является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и отклонения участника от участия в закупке.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявка Участника обоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика, требования документации полностью соответствуют требованиям Закона о закупках, Закона о защите конкуренции и не содержат необоснованно завышенных требований к участникам конкурса, а также признаков необоснованного ограничения конкуренции, в связи с чем у УФАС по Санкт-Петербургу не имелось оснований для признания обоснованной жалобы ООО "Центр смазок" и вынесения оспариваемых решения и предписания от 18.05.2023 по жалобе N Т02-262/23.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 06.02.2024 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных ПАО "Россети Ленэнерго" требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4 500 руб. подлежат взысканию с Управления в пользу ПАО "Россети Ленэнерго".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 февраля 2024 года по делу N А56-79232/2023 отменить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18.05.2023 по жалобе N Т02-262/23.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" государственную пошлину по первой инстанции и по апелляционной жалобе в размере 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79232/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ЦЕНТР СМАЗОК"