г. Москва |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А40-300531/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: С.М. Мухина, Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной почтовой таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2024 г. по делу N А40-300531/23, по заявлению Акционерного общества "Почта России" к Центральной почтовой таможне, о признании незаконным и отмене постановлений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Крайков А.С. по доверенности от 24.10.2023;;
от заинтересованного лица: Полетаева А.А. по доверенности от 08.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ПОЧТА РОССИИ" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Центральной почтовой таможни (далее - таможенный орган) от 29.11.2023 N 10014000-693/2023 в части размера административных штрафов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2024 требования удовлетворены частично.
Постановление Центральной почтовой таможни от 29.11.2023 N 10014000- 693/2023 о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности изменено в части назначения административного наказания, штраф снижен до 300 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований общества в полном объёме.
Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал. 11.03.2024 представил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2024.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Постановлением Центральной почтовой таможни от 29.11.2023 N 10014000-693/2023 АО "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Посчитав постановления незаконными и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд полагает, что заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Так, изменяя решение таможенного органа в части штрафа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
18 января 2022 г. на Почтовый таможенный пост Пулковской таможни (с 1 февраля 2022 г. переподчинен Центральной почтовой таможне и переименован в таможенный пост Аэропорт Пулково (почтовый)) для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении (далее - МПО) в месте международного почтового обмена Пулково (предъявлено МПО N ES020569414FI, следующее из Финляндии в Россию.
18 января 2022 г. Почтовым таможенным постом Пулковской таможни принято решение об отказе в выпуске МПО N ES020569414FI и сформировано таможенное уведомление N 10221030/180122/0001082 о необходимости проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в МПО N ES020569414FI по месту нахождения адресата - Акуловский таможенный пост Московской областной таможни.
В связи с отсутствием информации о совершении таможенных операций в отношении МПО N ES020569414FI, находящегося под таможенным контролем, таможенным постом Аэропорт Пулково (почтовый) Центральной почтовой таможни у УФПС Московской области направлен запрос от 08 декабря 2022 г. N 130-14/01591.
05 сентября 2023 г. получено письмо от УФПС Московской области АО "Почта России" от 29 декабря 2022 г. N Ф50-06/6388, согласно которому "при проведении проверки в УФПС Московской области установлено, что МПО N ES020569414FI вручено в ОПС Красногорск 143410 адресату, что подтверждается информационными системами АО "Почта России", однако в связи с затоплением 30 мая 2022 г. отделения почтовой связи Красногорск 143410 документы, подтверждающие вручение МПО адресату, уничтожены. 22 марта 2023 г. генеральному директору АО "Почта России" направлено письмо N 130-14/00393 о необходимости предоставления информации о выдаче МПО N ES020569414FI.
Согласно письму УФПС Московской области от 22 мая 2023 г. N 2.2.4.1-44/31, документы, подтверждающие вручение МПО N ES020569414FI адресату, не представляется возможным предоставить в связи с затоплением архивного помещения.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России, МПО N ES020569414FI получено адресатом 8 февраля 2022 г. По информации, полученной от Акуловского таможенного поста Московской таможни, (письмо от 12 сентября 2023 г. N 52-14/77), таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО N ES020569414FI (таможенное уведомление N 10221030/180122/0001082) на Акуловском таможенном посту не совершались. Следовательно, МПО N ES020569414FI выдано АО "Почта России" без разрешения таможенного органа.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза "международные почтовые отправления" - посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю.
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза. Исходя из статьи 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы Союза товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Союза в международных почтовых отправлениях, регламентируется ТК ЕАЭС (глава 40), Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденными приказом ГТК РФ от 3 декабря 2003 г. N 1381 (далее - Правила), а также приказом Минфина России от 11 сентября 2020 г. N 190н "Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов".
Согласно пункту 3 Правил пересылка через таможенную границу Российской Федерации МПО осуществляется с использованием почтовых документов, которые наклеиваются или прикрепляются к оболочке МПО способом, исключающим его утерю.
Пункт 4 раздела III решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации" устанавливает, что в качестве декларации на товары таможенным органом принимается бланк Е1 или его эквивалент ярлык EMS, формы которых установлены актами Всемирного почтового союза, сопровождающие международные почтовые отправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Прием, обработку, перевозку и доставку МПО обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в местах международного почтового обмена.
Места международного почтового обмена определяет ФТС России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (пункты 4, 5 Правил).
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (пункт 53 Правил).
Согласно пунктам 54, 55, 56 Правил, на накладной ф. 16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный" и письменную отметку "С уведомлением". Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф.22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Полученное от работника почтой связи уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товара (пункт 58 Правил).
Пункт 2 статьи 285 ТК ЕАЭС предусматривает, что международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в МПО.
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа (пункт 59 Правил). Фактом, подтверждающим таможенное оформление товара, является соответствующая отметка таможенного органа, однако МПО N ES020569414FI, находящееся под таможенным контролем выдано адресату без соответствующей отметки.
На территории Российской Федерации порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Всемирной почтовой конвенцией, а также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234 (до 31 августа 2023 г.), Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 17 апреля 2023 г. N 382 (с 1 сентября 2023 г.).
Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. В Российской Федерации такой организацией является АО "Почта России".
Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством Союза порядок осуществления таможенного контроля товаров, прибывших на таможенную территорию Союза.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, выражается в таких действиях виновного лица, как выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем Субъектом ответственности в данном случае является АО "Почта России".
Субъективная сторона административного правонарушения определяется по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Почта России" не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась для неукоснительного выполнения возложенных на него обязанностей.
Вина общества доказана и подтверждена материалами дела, и, по существу, не оспаривается заявителем.
Изменяя административное наказание, уменьшая размер штрафа, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
В данном случае факты совершения Обществом вмененных административных правонарушений (а именно, факты выдачи товаров без разрешения таможенных органов) подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Общество не оспаривается факт наличия в его действиях состава административного правонарушения, доводы заявителя сводятся к возможности уменьшения размера административного наказания с учетом положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, а также постановления Конституционного суда РФ от 25.02.2014 N 4-П.
Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц, составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
Таким образом, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией, допускается только в исключительных случаях. Необходимо отметить, что снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом суда. При этом реализация данного права не должна осуществляться при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Общество ранее привлекалось (систематически привлекается) к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что им самим и не оспаривается.
Рассматриваемое в настоящем деле административное правонарушение совершено АО "Почта России" в период, когда оно считалось подвергнутым административному наказанию, следовательно, оно является повторным.
Данные обстоятельства в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ являются отягчающими административную ответственность. Таким образом, обстоятельства рассматриваемого дела не позволили суду первой прийти к выводу о возможности снижения назначенного заявителю в данном случае штрафа, соответствующих доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в материалы дела в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ, обществом не представлено.
С учетом фактических обстоятельств дела, назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 руб. не отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания совершенному административному правонарушению.
Поскольку, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум 300 000 рублей, обеспечение индивидуального подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Соответственно, в таких случаях административное наказание утрачивает свой правовой смысл превенции и перерождается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу положений Конституции РФ и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, суд обоснованно снизил размер штрафа до 300 000 руб., что соразмерно совершенному заявителем правонарушению.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2024 г. по делу N А40-300531/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-300531/2023
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ ТАМОЖНЯ