23 мая 2024 г. |
А60-61321/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при неявке лиц, участвующих в деле о месте и времени рассмотрения дела, извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Невьянского городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2024 года
по делу N А60-61321/2023
по заявлению Администрации Невьянского городского округа (ИНН 6621002530, ОГРН 1026601327939)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице ОНД и ПР Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинского, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, Главному государственному инспектору Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоеву А.В.,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Невьянского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице ОНД и ПР Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинского, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, Главному государственному инспектору Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоеву А.В. о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 134/1 от 03.11.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым заявление Администрации удовлетворить.
В апелляционной жалобе, Администрацией приведены доводы о том, что при вынесении решения судом не приняты во внимание особенности Невьянского городского округа, сложный ландшафт, применен шаблонный подход к сложившимся правоотношениям, не дана оценка доказательствам, представленным Администрацией. В частности проигнорированы обстоятельства наличия естественных противопожарных барьеров - водоемов Невьянский пруд, озеро Таватуй, водоем без наименования и болото на южной границе с. Шайдуриха, автомобильной дороги в пос. Ребристый, железной дороги в с. Шурала, не учтено, что населенные пункты образовались стихийно в 16-19 веках до принятия нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, что границы населенных пунктов устанавливались по фактически занятым земельным участкам, что границы населенных пунктов одновременно являются границами земельных участков, принадлежащих третьим лицам, в связи с чем организация противопожарных барьеров на земельных участках, принадлежащим третьим лицам, приведет к нарушению их прав, а кроме того, в силу п. 67, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16.09.2020, является обязанностью самих правообладателей. Проигнорированы документы об отсутствии улицы Набережная в с. Шайдуриха, не получило оценки обстоятельство отсутствия в акте и предписании наименования улицы с домами 36, 38, 40 в с. Шайдуриха, предписание в этой части является непонятным и, как следствие, неисполнимым. Кроме того, установленный инспектором срок исполнения предписания - до 10.04.2024, учитывая особенности погодных условий в грядущий зимний период, является нереальным.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил (далее - Отдел) в период с 12.04.2023 по 20.04.2023 на основании протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российский Федерации по вопросу: "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий" от 08.02.2023, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 г. N Пр-267, решения Главного государственного инспектора Невьянского ГО, ГО Верх-Нейвинский, Кировградского ГО, ГО Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоева А.В. N 28 от "07" апреля 2023 г. в отношении Администрации Невьянского городского округа проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки Отделом в числе прочих выявлены нарушения федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской федерации от 16 сентября 2020 года N1479, специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно нарушения, связанные с невыполнением мероприятий по защите населенных пунктов от лесных и иных ландшафтных пожаров.
25.04.2023 Отдел выдал Администрации предписание N 28/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в частности обязал Администрацию устранить выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
В целях контроля выполнения ранее выданного предписания N 28/1 от 25.04.2023 Главным государственным инспектором Невьянского ГО, ГО Верх-Нейвинский, Кировградского ГО, ГО Верхний Тагил по пожарному надзору выдано распоряжение от 16.10.2023 N 134. На основании данного распоряжения Отделом в период с 23.10.2023 по 03.11.2023 проведена внеплановая выездная проверка Администрации по вопросу исполнения ранее выданного предписания N 28/1 от 25.04.2023 со сроком устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, отраженных в п.п. 2,4,5,8,10,11,14,16,22,23,25,28,29,31,33,34,36,38,39,41,42,44,47,48,49,51,54,57,60,63,64,66,67,68,70,74,75,77,79,82,84,85,86,91,95,97,100,102,103, допущенных в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023, расположенных на территории Невьянского городского округа.
В ходе проверки Отделом установлено, что Администрацией не исполнены пункты 4, 5, 8, 14, 16, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 36, 41, 42, 44, 47, 51, 54, 57, 60, 63, 64, 66, 67, 68, 70, 75, 77, 82, 84, 85, 91, 93, 95, 97, 100, 102, 103 предписания N 28/1 со сроком устранения 01.10.2023.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.11.2023 N 134.
03.11.2023 Отдел выдал Администрации предписание N 134/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В частности заявителю предписано: обеспечить дислокацию подразделения пожарной охраны в пределах нормативного времени прибытия на территорию населенного пункта, обеспечить населенные пункты системами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, выполнить мероприятия по защите населенных пунктов от лесных и иных ландшафтных пожаров, со сроком устранения нарушений до 10.04.2024.
Не согласившись с предписанием от 03.11.2023 N 134/1 в части пунктов 1-9, 11, 14-21, 23, 25, 28-30, 32-39 заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе: правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, при этом нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 названного Федерального закона.
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (далее - Положение N 868), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 2 Положения N 868).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленной ему компетенции.
Относительно законности и обоснованности оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно пунктам 1, 3, 6, 15, 17, 23, 25, 38 предписания, административным органом установлено, что дислокация подразделений пожарной охраны находится за пределами нормативного прибытия первого подразделения к месту вызова.
В силу ст. 76 Закона N 123-ФЗ здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут. Порядок и методика определения мест размещения зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктами 3.1, 3.2 "СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181) установлено, что определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов представляются органами исполнительной власти (администрацией).
Оспаривая предписание в данной части, администрация заявляет, что она не является учредителем добровольной пожарной охраны, не уполномочена принимать решения по увеличению ее численного состава или созданию подразделений в сельских населенных пунктах.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы.
В соответствии со ст. 4 Закона N 69-ФЗ пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
Требования по финансовой и материально-технической обеспеченности служб пожарной охраны - Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований (ст. 11.1 Закона N 69-ФЗ).
Согласно пунктам 24, 25, 26 статьи 6 Устава Невьянского городского округа к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа.
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 6.1 Устава Невьянского городского округа органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что Администрация обязана принимать все исчерпывающие меры для исполнения требований пожарной безопасности при выполнении первичных мер пожарной безопасности и как уполномоченный орган местного самоуправления должна обеспечить места дислокации подразделений пожарной охраны в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2, 4, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39 предписания, административным органом установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта подверженного угрозе лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров, вокруг территории населенного пункта не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В силу ч. 2 ст. 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесными насаждениями должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.
Населенные пункты, расположенные на территории Невьянского городского округа являются подверженными угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023.
В соответствии с п. 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Таким образом, в Правилах противопожарного режима предусмотрены некоторые виды приведения в надлежащее состояние прилегающих к лесу территорий, одним из которых является создание минерализованной полосы шириной не менее 10 метров. Выбор мероприятий по защите населенных пунктов от природных пожаров, в части устройства иного противопожарного барьера выбирается лицом, на которое возложена эта обязанность.
Вопреки доводам Администрации предписание от 03.11.2023 N 134/1 содержало требование по обеспечению пожарной безопасности на указанной территории не только путем создания противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, но и оборудования иных противопожарных барьеров.
Данные требования по обеспечению пожарной безопасности относятся в целом к населенному пункту, подверженному угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, а не к отдельной территории, примыкающей к лесу, в связи с чем соответствующие доводы Администрации о невозможности создания противопожарных минерализованных полос в связи с наличием общих границ земельных участков физических лиц с населенным пунктом и с землями лесного фонда являются несостоятельными.
Кроме того, как установлено судом, ГКУ СО Невьянское лесничество также рекомендовало создание минерализованных полос или иных противопожарных барьеров в границах территории населенных пунктов.
Также стоит отметить, что указанную меру законодатель не связывает с безусловной обязанностью произвести вырубку лесных насаждений на землях лесного фонда.
Из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, следует, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.
Таким образом, в тех случаях, когда вырубка леса запрещена, предупреждение пожаров может осуществляться путем создания противопожарных минерализованных полос в виде асфальтированных или грунтовых дорог с учетом входящих в них элементов (проезжие части, обочины, водоотводные канавы), железных дорог, а также путем организации иных мер предупреждения пожаров, не связанных со сплошными рубками лесных насаждений.
Ссылки Администрации о том, что в выданном предписании не учитывается наличие иных противопожарных барьеров (в том числе естественных преград), являются несостоятельными, поскольку с заявлением о разъяснении предписания администрация в Отдел не обращалась. Более того, согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023, населенные пункты, расположенные на территории Невьянского городского округа являются подверженными угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, что свидетельствует о том, что администрация владеет информацией о том, где и в каких местах выявлены факты несоблюдения противопожарных требований.
Ссылки апеллянта на невозможность устранения нарушений по причинам, не зависящим от заявителя, а именно наличие естественных преград, которые не позволят осуществить мероприятия, судом признаны несостоятельными, поскольку соответствующими доказательствами не подтверждены.
В силу изложенного, принимая во внимание, что законность предписания оценивается арбитражным судом на момент его вынесения, учитывая, что как в период проведения проверки, так и на момент вынесения оспариваемого предписания нарушения пункта 70 Правил N 1479 имели место быть, что отражено в акте проверки от 03.11.2023 N 134, соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению, как не свидетельствующие о незаконности предписания в части указанных пунктов.
При этом, суд отмечает, что соответствующие пояснения и документы могут быть представлены в административный орган в качестве доказательств выполнения предписания и соблюдения Правил противопожарного режима.
Как следует из пунктов 8, 28 оспариваемого предписания, в с. Аятское допускается устройство свалок горючих отходов (порубочные остатки) в районе примыкания участков ул. Нагорная к лесному массиву; в пос. Шурала в противопожарных разрывах между строениями ул. Садовая 40-62 допускается складирование мусора и возведение временных строений.
В соответствии с пунктами 68 Правил N 1479 на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
Запрещается устраивать свалки отходов на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельско-хозяйственного назначения (п. 69 Правил N 1479).
Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (п. 74 Правил N 1479).
Наличие данных нарушений установлено административным органом, зафиксировано в акте проверки и заявителем не опровергнуто (ст. 65 АПК РФ).
Доводы жалобы о том, что предписание в данной части не соответствует закону, поскольку устанавливает обязанность органа местного самоуправления содержать имущество, не находящееся в муниципальной собственности, отклоняются как основанные на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пожарной безопасности. Выполнение требований пунктов 68, 69, 74 Правил N 1479 направлено на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, обеспечение которых, в свою очередь, в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа (п. 10 ст. 16 Закона N 131-ФЗ), следовательно, именно Администрация как орган местного самоуправления является лицом, ответственным за выполнение мероприятий, указанных в пункте 68, 69, 74 Правил N 1479.
Доводы жалобы Администрации о неисполнимости предписания в ввиду отсутствия улицы Набережная в с. Шайдуриха, наименования улицы с домами 36, 38, 40 в с. Шайдуриха, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку в предписании указан конкретный населенный пункт, что позволяет выполнить предписание.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание в части пунктов 1-9, 11, 14-21, 23, 25, 28-30, 32-39 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания предписания недействительным в оспариваемой части не имеется, требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2024 года по делу N А60-61321/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н. Якушев |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61321/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Главный госудасрвтенный инспектор Невьянского городского коруга, городского округа Верх-нейвинского, Кировградского городских округов, городского округа Верхний Тагил Барахоев А.В., ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в лице ОНД и ПР Невьянского городского округа Верх-Нейвинского, Кировградского городских округов, городского округа Верхний ТАгил УНД и ПР МЧС РОССИИ