г. Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-222257/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен: 22 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семёновой А.Б.,
судей: Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны России на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2024 по делу N А40-222257/23 по иску (заявлению) Минобороны России (ИНН 7704252261) к ППК "ВСК" (ИНН 9704016606) при участии третьего лица ООО "Строй.Ка" о взыскании 25 878 630,31 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Жиляков Д.М. по доверенности от 24.04.2023,
от ответчика: Баландин А.А. по доверенности от 21.07.2023,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ППК "ВСК" (далее - ответчик) о взыскании неустойки по государственному контракту N 2123187377712554164000000 от 30.11.2021 за период с 19.07.2022 по 08.02.2023 в размере 25 878 630 руб. 31 коп.
Решением от 22.03.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение А40-222257/23, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда истец поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик по доводам апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, 30.11.2021 между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ППК "ВСК" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 2123187377712554164000000 (далее - контракт) на полный комплекс работ по объекту: "Строительство и техническое перевооружение производственных объектов в/ч 63341" в г. Рыбинск Ярославской области (шифр объекта Т-41/21-102). В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 504 948 884 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (Возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств: выполнение проектно-изыскательских работ - 18.07.2022; выполнение строительно-монтажных работ - 05.06.2023; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 26.06.2023. Согласно иску обязательства по контракту в полном объеме генподрядчиком не исполнены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Неустойка за нарушение сроков выполнения этапов работ по Контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
Согласно расчету истца размер неустойки за просрочку выполнения работ по этапу "выполнение проектно-изыскательских работ" с 19.07.2022 по 08.02.2023 (205 дней) составил 25 878 630 руб. 31 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно исходил из того, что государственным заказчиком и заказчиком не исполнены встречные обязательства в отношении генподрядчика в установленные контрактом сроки.
Предусмотренные контрактом проектно-изыскательские работы выполнены ответчиком в полном объеме, что подтверждается соответствующим актом сдачи-приемки выполненных работ N 1 от 28.08.2023 (письмо от 29.08.2023 NЦФО/39475-дсп). По указанному акту заказчик подтверждает, что выполненные работы полностью удовлетворяют условиям контракта и в надлежащем порядке оформлены.
В свою очередь оформленная документация передана истцу еще раньше по акту приема-передачи от 18.07.2023 N 1034-дсп (письмо от 18.07.2023 NЦФО/32236-дсп).
Между тем, сдача проектно-изыскательских работ за сроками, установленными п. 5. 2. контракта, обусловлена неисполнением истцом своих встречных обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 7.1.10 контракта на заказчика возложена обязанность до начала выполнения проектных работ передать генподрядчику в установленном порядке исходные данные.
Согласно п. 1.1.18. контракта исходные данные - документы необходимые генподрядчику для выполнения инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документаций, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
Согласно ст. 740 ГК РФ в обязанности заказчика входит создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ. В силу п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно ч. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
В свою очередь истец, являясь государственным заказчиком работ, определяющим объем работ и техническое задание на выполнение, необходимые данные, предусмотренные ст. 759 ГК РФ и контрактом, в установленный срок не представил.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 48, 49, ГрК РФ, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок препятствует подготовке проектной документации, прохождению государственной экспертизы проектной документации.
Письмом от 01.04.2022 N ОП - 6 /6924-дсп руководствуясь п. 7.1.10. контракта ответчик запросил у истца исходные данные необходимые для проектирования, а именно: кадастровый план земельного участка, градостроительный план земельного участка, утвержденное тактико-техническое задание, одновременно уведомив, что непредоставление указанных данных приведет к срыву сроков по контракту.
В ходе анализа полученных в рабочем порядке документов ответчиком установлено, что переданный земельный участок под строительство и техническое перевооружение производственных объектов в/ч 63341 с кадастровым номером 76:20:110201:1 находится в коммунально-складской и лесопарковой функциональных зонах, что противоречит ГрК РФ и требует перевода в функциональную зону для строительства режимных объектов.
Ответчик, руководствуясь ст. 716 ГК РФ, письмом от 15.06.2022 N ОП- 6/13357-дсп сообщил истцу о выявленных препятствиях и приостановил работы по контракту до их устранения. Истцом внесены изменения в градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) только 26.12.2022. Следовательно, просрочка истца в исполнении встречных обязательств по предоставлению исходных данных (предоставление ГИЗУ) от даты заключения контракта составила 391 день.
Кроме того, истец несвоевременно передал ответчику и технические условия на присоединение к инженерным сетям (переданы лишь в ноябре 2022).
Письмом от 14.04.2023 N ЦФО/16044-дсп ответчик сообщил истцу о невозможности исполнения работ по контракту в изначально согласованный срок по независящим от ответчика причинам.
В соответствии с п. 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) При несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Учитывая указанную позицию Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), а также просрочку истца в передаче ГПЗУ, срок 230 календарных дней для выполнения этапа работ ПИР должен рассчитываться с 27.12.2022 (следующий день от даты утверждения ГПЗУ). Таким образом, последним днем сдачи проектно-изыскательских работ истцу является 14.08.2023 (27.12.2022 + 230 дней = 14.08.2023)
Поскольку документация была сдана по акту приема-передачи от 18.07.2023 N 1034-дсп, обязательство ответчика по своевременному выполнению проектно-изыскательских работ не нарушено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2024 по делу N А40-222257/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222257/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"