г. Пермь |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А60-56750/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голдобиной Е.Ю.,
при отсутствии лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Ленина"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 февраля 2024 года
по делу N А60-56750/2023
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз им. Ленина" (ИНН 6642000083, ОГРН 1026600881680),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: государственное казенное учреждение Свердловской области "Ирбитское лесничество",
о взыскании вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства (незаконной рубки лесных насаждений),
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз им. Ленина" (далее - ответчик, СПК "Колхоз им. Ленина") о взыскании 782 387 руб. в возмещение вреда, причиненного лесам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 782 387 руб. Кроме того с ответчика взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 18 648 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на недоказанность состава деликтного обязательства. В данном случае, фактические границы лесосеки определялись (в соответствии с заключенным договором оказания услуг по отводу лесосек) силами и средствами ГКУ СО "Ирбитское лесничество", и ответчик при вырубке леса не вышел за границы лесного участка (лесосеки), фактически отведенного ему для вырубки специалистом ГКУ СО "Ирбитское лесничество". При этом считает, что фактически не был нанесён ответчиком вред окружающей среде (не было сверхнормативной вырубки леса), поскольку объём вырубленного леса не превышал объема вырубки, предусмотренного договором аренды. Обращает внимание, что согласно Постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.09.2022, вина со стороны арендатора лесного участка и его руководства отсутствует.
Министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2022 году в рамках государственного задания по государственной инвентаризации лесов от 24.12.2021 N 053-00012-22-01 ФГБУ "Рослесинфорг" в соответствии с Порядком проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденным приказом Минприроды России от 27.09.2021 N 686, Регламентом организации и проведения мероприятий по государственной инвентаризации лесов, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.05.2021 N 556 путем дистанционного мониторинга лесов на лесном участке в Горкинском участковом лесничестве Ирбитского лесничества в выделе 18 квартале 43 урочища колхоз им. Ленина была обнаружена вырубка лесных насаждений без оформленных надлежащим образом документов. По данному факту была создана карточка дешифрирования и направлена для проверки в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области 12.08.2022.
В связи с поступлением карточки дешифрирования с признаками нарушения лесного законодательства было организовано выездное мероприятие в выделе 18 квартала 43 урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества, о чем был составлен протокол инструментального обследования N 342 от 25.08.2022, в котором подтверждался факт незаконной вырубки лесных насаждений. В последующем для определения объема и суммы вреда, нанесенного лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства, был составлен акт о лесонарушении N 15 от 15.09.2022.
Согласно акту о лесонарушении N 15 от 15.09.2022 в выделе 18 квартала 43 урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества без надлежащего оформления документов (отсутствие декларации) на площади 0,11 га вырублено:
Порода дерева |
Площадь вырубки, га |
Объем вырубки, м.куб. |
Количество вырубленных деревьев, шт. |
Береза |
0,11 |
11,075 |
10 |
Сосна |
0,11 |
47,816 |
27 |
Общий итог: |
0,11 |
58,891 |
37 |
Ущерб составил 802 986 руб.
По данному факту 15.09.2022 директор ГКУ СО "Ирбитское лесничество" Тресков Ю.А. обратился с заявлением в правоохранительные органы (КУСП N 9869 от 15.09.2022).
В результате розыскных мероприятий установлено, что рубка лесных насаждений в выделе 18 квартала 43 урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества совершена арендатором лесного участка СПК "Колхоз имени Ленина".
Действуя в рамках договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 445 (зарегистрирован в органах Росреестра 01.07.2009 г. за N 66-66-33/019/2009-451) и в соответствии с декларацией от 25.03.2021 N 445 ответчик производил вырубку лесных насаждений в 13 и 20 выделе 43 квартале урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества и в результате некорректного отвода лесного участка для вырубки также вырубил лесные насаждения на площади 0,11 га в смежном выделе 18.
Сотрудниками МВД был произведен повторный сплошной перечет деревьев в выделе 18 квартала 43 урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества деревьев на площади 0,11 га, в связи с чем был уточнен объем и сумма вреда, причинённого окружающей среде.
Согласно запросу МО МВД России "Ирбитский" от 16.09.2022 N 22426 в выделе 18 квартала 43 урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества обнаружены пни сырорастущих деревьев породы "Береза" в количестве 9 шт., пни сырорастущих деревьев породы "Сосна" в количестве 28 шт.
Таким образом, по данным полиции в выделе 18 квартала 43 урочища колхоз имени Ленина Горкинского участкового лесничества на площади 0,11 га вырублено:
Порода дерева |
Площадь вырубки, га |
Объем вырубки, м.куб. |
Количество вырубленных деревьев, шт. |
Береза |
0,11 |
8,396 |
9 |
Сосна |
0,11 |
49,888 |
28 |
Общий итог: |
0,11 |
58,284 |
37 |
Применив Таксы и Методику определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" истцом произведен расчет суммы вреда лесному фонду:
Порода дерева |
Объем вырубки, м. куб. |
Стоимость 1 куб. м. древесины |
Предусмотренная законом кратность за нарушение лесного законодательства |
Сумма вреда лесному фонду, руб. |
Береза |
8,396 |
144,43 |
50 |
60 632 |
Сосна |
49,888 |
289,35 |
50 |
721 755659 |
Общий итог: |
58,284 |
|
|
782 387931 |
Таким образом, в результате вырубки лесных насаждений без оформления декларации лесному фонду нанесен вред в размере 782 387 руб.
В последующем 23.09.2022 следователем СО МО МВД России "Ирбитский" было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 УК РФ на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 27.03.2023 с требованием о возмещении ущерба в заявленном размере.
Ссылаясь на то, что ответчиком в добровольном порядке возмещение ущерба, причиненного лесонарушением, не произведено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта причинения ответчиком вреда лесам незаконной рубкой, наличии оснований для взыскания суммы ущерба, рассчитанной истцом.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Статьей 100 ЛК РФ предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущественная ответственность за причинение ущерба лесам регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Требования Министерства о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, мотивированы производством ответчиком как арендатором лесного участка, рубки лесных насаждений за пределами участка, указанного в лесной декларации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Как разъяснено в п.п. 6 - 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика. По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу положений ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации допускается использование лесов для целей заготовка древесины.
Использование лесов осуществляется в соответствии с лесной декларацией, которая представляет собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 26 ЛК РФ).
В соответствии с разъяснениями п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами (п. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Заготовка древесины осуществляется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17.
Согласно пунктам 2, 3 названного Порядка лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Таким образом, основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в уполномоченный орган.
Согласно пунктам 17 и 18 Правил заготовки древесины, отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке, осуществляется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Факт незаконной рубки лесных насаждений за пределами заявленного в лесной декларации участка, подтвержден материалами дела, ответчиком по существу не оспорен.
При этом, отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В рассматриваемом случае не имеет правового значения в целях рассмотрения заявленного иска то обстоятельство, что лесная декларация принята без замечаний, границы лесосеки определены лесничеством.
По смыслу приведенных выше норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации правовое регулирование отношений, возникающих из причинения вреда окружающей среде, осуществляется на основе гражданско-правового института внедоговорных (деликтных) обязательств. Гражданская ответственность за экологический вред носит имущественный (правовосстановительный) характер и призвана обеспечить в хозяйственном обороте реализацию принципа "загрязнитель платит", создать экономические стимулы к недопущению причинения экологического ущерба при ведении своей деятельности хозяйствующими субъектами.
Сам факт негативного воздействия на земли и почвы, включая загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, предполагает, что в результате таких действий (бездействия) происходит нарушение естественных плодородных и иных свойств почвы, то есть причинение вреда почве как объекту окружающей среды. Соответственно, при рассмотрении требования о возмещении вреда достаточно представления доказательств, которые с разумной степенью достоверности подтверждают негативный характер воздействия на земли и почвы хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности или иными лицами. Неблагоприятные экологические последствия могут проявляться спустя продолжительное время.
В соответствии с Правилами заготовки древесины именно ответчик должен был принять меры по надлежащему отводу лесосеки.
Доводы об обстоятельствах нарушения границ отвода не могут быть признаны обоснованными, поскольку заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 29 Лесного кодекса РФ), следовательно, именно ответчику надлежало удостовериться в правильности определения лесосеки.
С учетом изложенных обстоятельств, неправильный отвод лесного участка, соответствие объема фактически заготовленной древесины задекларированному объему, не может являться основанием для освобождения от ответственности.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что именно ответчик, осуществляющий экономическую деятельность в сфере заготовки леса, должен удостовериться в правильности определения лесосеки. Доказательства того, что смещение границ лесосеки произошло в результате действий (бездействия) министерства, в материалах дела отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2024 года по делу N А60-56750/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н. Якушев |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56750/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛХОЗ ИМ. ЛЕНИНА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ИРБИТСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"