г. Москва |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А40-217397/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Филиала N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-217397/23
по заявлению Государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области"
к Филиалу N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: |
Талдытов А.З. по доверенности от 01.06.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Заинтересованное лицо, Фонд, ОСФР по г. Москве и Московской области) о признании недействительными решений Филиала N 7 отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 24.08.2023 N 060S19230046122, от 29.08.2023 N 060S19230046517, от 30.08.2023 N 060S19230046580, от 04.09.2023 N 060S19230047137, от 04.09.2023 N 060S19230047141, от 04.09.2023 N 060S19230047142, от 04.09.2023 N 060S19230047143, от 04.09.2023 N 060S19230047145, от 04.09.2023 N 060S19230047146, от 04.09.2023 N 060S19230047140, от 05.09.2023 N 060S19230047287, от 05.09.2023 N 060S19230047288, от 05.09.2023 N 060S19230047289, от 07.09.2023 N 060S19230047719, от 07.09.2023 N 060S19230047720, от 12.09.2023 N 060S19230048095, от 18.09.2023 N 060S19230048694.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024 заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ОСФР по г. Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Фонда при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ОСФР по г. Москве и Московской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Филиалом N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 03.08.2023 N 060S18230040630, от 08.08.2023 N 060S18230041057, от 09.08.2023 N 060S18230041269, от 14.08.2023 N 060S18230041834, от 14.08.2023 N 060S18230041858, от 14.08.2023 N 060S18230041860, от 14.08.2023 N 060S18230041861, от 14.08.2023 N 060S18230041863, от 14.08.2023 N 060S18230041864, от 14.08.2023 N 060S18230041857, от 15.08.2023 N 060S18230041899, от 15.08.2023 N 060S18230041919, от 15.08.2023 N 060S18230041922, от 17.08.2023 N 060S18230042217, от 17.08.2023 N 060S18230042218, от 22.08.2023 N 060S18230042692, от 28.08.2023 N 060S18230043259 (далее - Акты, в отдельности - Акт).
Согласно Акту от 03.08.2023 N 060S18230040630, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития" (далее - Учреждение, Страхователь) позже установленного срока.
24.08.2023 Фонд вынес решение N 060S19230046122 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1000 рублей.
Согласно Акту от 08.08.2023 N 060S18230041057, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 3 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
29.08.2023 Фонд вынес решение N 060S19230046517 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1500 рублей.
Согласно Акту от 09.08.2023 N 060S18230041269, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 3 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
30.08.2023 Фонд вынес решение N 060S19230046580 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 2500 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041834, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047137 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041858, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047141 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041860, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 3 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047142 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1500 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041861, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 3 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047143 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 5500 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041863, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047145 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1500 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041864, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047146 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1000 рублей.
Согласно Акту от 14.08.2023 N 060S18230041857, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
04.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047140 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1000 рублей.
Согласно Акту от 15.08.2023 N 060S18230041899, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июль 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
05.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047287 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1000 рублей.
Согласно Акту от 15.08.2023 N 060S18230041919, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за август 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
05.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047288 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 15.08.2023 N 060S18230041922, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за август 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
05.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047289 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 17.08.2023 N 060S18230042217, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за август 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
07.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047719 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 17.08.2023 N 060S18230042218, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за август 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
07.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230047720 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 22.08.2023 N 060S18230042692, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за август 2023 года в отношении 1 застрахованного лица Учреждения позже установленного срока.
12.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230048095 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно Акту от 28.08.2023 N 060S18230043259, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за август 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока.
18.09.2023 Фонд вынес решение N 060S19230048694 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1000 рублей.
Общая сумма финансовых санкций по оспариваемым решениям составила 21 000 рублей.
Вынесение Фондом вышеуказанных решений о привлечении Страхователя к ответственности послужило основанием для обращения Заявителя в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Распоряжением Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации" Учреждение наделено полномочиями по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям и усыновителям, в том числе по договорам возмездного оказания услуг, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми" (далее - Порядок) определен механизм и условия назначения и выплаты за счет средств бюджета Московской области ежемесячного вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области (далее соответственно - вознаграждение, законный представитель).
Вознаграждение назначается каждому законному представителю, имеющему место жительства в Московской области, заключившему договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях либо договор о приемной семье, не предусматривающий выплаты вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц (далее - договор) (пункт 2 Порядка).
Вознаграждение назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее -орган опеки и попечительства Московской области) по месту учета ребенка в беззаявительном (проактивном) порядке со дня заключения договора (пункт 3 Порядка).
Вознаграждение выплачивается законному представителю государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (пункт 4 Порядка).
Выплата вознаграждения прекращается на основании распоряжения Министерства социального развития Московской области (пункт 6 Порядка).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка взаимодействие органа опеки и попечительства Московской области и Учреждения при перечислении вознаграждения осуществляется на основании соглашения (далее - Соглашение).
Пунктом 2.1 установлено, что Соглашение регулирует порядок взаимодействия Сторон по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, назначение и начисление которых производится окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области (далее - ОУСР) посредством ЕАИС СОЦ МО и ИСПДн "Семья" (далее - выплаты).
Согласно пункту 3.1.1 Соглашения ОУСР обязано:
- назначать и начислять выплаты гражданам, в сроки установленные законодательством;
- в ИСПДн "Семья" формировать выплаты и направлять в Учреждение информацию необходимую для осуществления выплат в установленных форматах информационного обмена.
В соответствии с пунктом 5.9.2 Соглашения ОУСР несет ответственность за полноту и своевременность направления информации и сведений в Учреждение.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 5 части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что Страхователь представляет в Фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно справке, выданной государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" с момента перепрофилирования Учреждения (апрель 2017 года) по состоянию на 22.09.2023 Учреждением не заключено ни одного договора гражданско-правового характера на вознаграждение с физическими лицами.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ Страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как следует из материалов дела, договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОСУР. Учреждение осуществляет уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных предоставленных ОУСР в соответствии с пунктом 3.3.9 Соглашения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, поскольку Учреждением не заключены трудовые договора и договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях (которые по своей юридической природе приравнены к договорам гражданско-правового характера) с застрахованными лицами, указанными в отчетах ЕФС-1, Учреждение не располагает данными о моменте заключения и расторжения указанных договоров, и согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ не может считаться Страхователем по отношению указанных застрахованных лиц.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, а именно постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2024 по делу N А40-154563/2023.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (в частности, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305- ЭС19-2960).
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Фонд должен не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Учреждения состава вменяемого правонарушения.
Из вышеизложенного следует, что оспариваемые решения о привлечении страхователя вынесены в отношении ненадлежащего лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об удовлетворении заявления Учреждения.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2024 по делу N А40-217397/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217397/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНЫЙ ВЫПЛАТНОЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Филиал N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и МО