г. Санкт-Петербург |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А56-70694/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Янбиковой Л.И.
при участии:
от истца: Стефановича Д.И.,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-их лиц: 1) Стефановича Д.И. (доверенность от 30.12.2022), 2-4) не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6269/2024) федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2024 по делу N А56-70694/2023 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области"
к 1) Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2) Комитету по энергетике и инженерному обеспечению
третьи лица: 1) Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2) государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга";
3) Администрация Невского района Санкт-Петербурга; 4) Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга
о признании бесхозяйными инженерных коммуникаций,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) и Комитету по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) о признании бесхозяйными инженерных коммуникаций (участков тепловых сетей):
- Тепловой ввод (год прокладки неизвестен, диаметр 100 мм, длина 65 м, способ прокладки: подземная - 45 м, подвал - 20 м) от места врезки в тепловую сеть ГУП "ТЭК СПб" в подвале здания по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 23, до первых фланцев первых задвижек в индивидуальном тепловом пункте дома 21, корп. 2, лит. А по пр. Обуховской Обороны в г. Санкт-Петербурге;
- Тепловой ввод (год прокладки неизвестен, диаметр 70 мм, длина 115,26 м, способ прокладки: подземная (канальная) - 58,6 м, подземная (бесканальная) - 39,96 м, подвальная - 16,7 м) от ИТП с УУТЭ в здании неотапливаемой автостоянки по адресу: г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. Б, до первых фланцев первых задвижек в ИТП дома 51, корп. 1, лит. А по Кингисеппскому шоссе в г. Красное Село Санкт-Петербурга;
об обязании ответчиков выполнить (организовать, обеспечить выполнение) в отношении указанных инженерных коммуникаций (участков тепловых сетей) требования частей 6 - 6.5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление), государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие), Администрация Невского района Санкт-Петербурга и Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга.
Решением суда от 24.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель Учреждения, представляющий одновременно интересы Управления, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по энергетике возражал против ее удовлетворения, просил оставить решение от 24.01.2024 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на праве оперативного управления за Управлением закреплены принадлежащие на праве собственности Российской Федерации объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Невского и Красносельского районов г. Санкт-Петербурга, занимаемые Управлением в целях выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дел:
- нежилые помещения 1-Н, 2-Н, 3-Н, 4-Н, 5-Н, 6-Н, 7-Н, 8-Н, 9-Н, 10-Н, 11-Н, 12-Н общей площадью 5642,9 кв.м, находящиеся на 1, 2, 3, 4, 5 этажах, а также в подвале здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 21, корп. 2, лит. А;
- здание для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, площадью 3781 кв.м, 8 этажей, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. А.
В целях обеспечения теплоснабжения указанных объектов Управление заключило с Предприятием в 2018 году договор теплоснабжения в горячей воде от 04.09.2018 N 19918.046.1 (для объекта по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 21, корп. 2, лит. А) и договор теплоснабжения в горячей воде от 04.09.2018 N19404.040.1 (для объекта по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. А).
В соответствии с пунктом 2.1 договоров Предприятие обеспечивает подачу (поставку) абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя) на точку поставки, а абонент обязуется принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, горячую воду (теплоноситель), а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя).
Границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание тепловых сетей (включая инженерные системы внутри объекта теплоснабжения) между Управлением и Предприятием установлены актом (актами) разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 2 к договору). Схема теплоснабжения абонента с указанием границы раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности сторон) приведена в приложении N 3 к договору (пункт 2.3 договоров).
Договоры заключены на срок до 31.12.2020 с ежегодной пролонгацией на следующий календарный год на тех же условиях, если одна из сторон не позднее 30 дней до окончания срока действия договора не заявит об отказе от условий договора или об их пересмотре (пункты 9.1 и 9.2 договоров).
Согласно акту (приложение N 2 к договору N 19918.046.1) границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплуатационной ответственности сторон) от источника теплоснабжения (котельная по пр. Обуховской Обороны, д. 23) между Управлением и Предприятием является место врезки в тепловую сеть в подвале здания по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 23, в сторону здания по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 21, корп. 2, лит. А.
Согласно схеме теплоснабжения (приложение N 9 к договору N19918.046.1) тепловой ввод (год прокладки неизвестен, диаметр 100 мм, длина 65 м, способ прокладки: подземная - 45 м, подвал - 20 м) от места врезки в тепловую сеть в подвале здания по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 23, до первых фланцев первых задвижек в индивидуальном тепловом пункте дома 21 корп. 2 лит. А по пр. Обуховской Обороны в г. Санкт-Петербурге находится на балансе Управления.
Согласно акту (приложение N 2 к договору N 19404.040.1) границей разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплуатационной ответственности сторон) от источника теплоснабжения 8-Красносельская между Управлением и Предприятием являются первые фланцы отключающей арматуры на подающем и обратном трубопроводах УУТЭ, расположенном в здании неотапливаемой автостоянки по адресу: г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. Б, со стороны тепловых сетей Предприятия.
Согласно схеме теплоснабжения (приложение N 9 к договору N19404.040.1) тепловой ввод (год прокладки неизвестен, диаметр 70 мм, длина 115,26 м, способ прокладки: подземная (канальная) - 58,6 м, подземная (бесканальная) - 39,96 м, подвальная - 16,7 м) от ИТП с УУТЭ в здании неотапливаемой автостоянки по адресу: г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. Б, до первых фланцев первых задвижек в ИТП дома 51 корп. 1 лит. А по Кингисеппскому шоссе в г. Красное Село находится на балансе Управления.
В целях хозяйственного и сервисного обеспечения Управления в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 199-р создано Учреждение, к функциям которого в соответствии с Уставом, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2012 N 218, отнесены, в том числе, организация эксплуатации и содержание недвижимого имущества Управления. В целях исполнения возложенных на него функций Учреждение заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе договоры поставки тепловой энергии и горячей воды (теплоносителя) в целях обеспечения теплоснабжения занимаемых Управлением зданий и помещений, а также договоры о расчетах за тепловую энергию для оплаты тепловой энергии, поставляемой на объекты Управления в рамках заключенных последним договоров теплоснабжения.
В целях обеспечения расчетов за тепловую энергию, поставляемую в рамках договора N 19918.046.1, Учреждением с Предприятием заключен договор о расчетах за тепловую энергию от 04.09.2018 N 19919.046.3, а для обеспечения расчетов за тепловую энергию, поставляемую в рамках договора N 19404.040.1, - договор о расчетах за тепловую энергию от 04.09.2018 N 19405.040.3.
Плательщиком по названным договорам выступает Учреждение.
Договоры N 19919.046.3 и N 19405.040.3 заключены на период действия договоров N 19918.046.1 и N 19404.040.1 соответственно. Дополнительными соглашениями срок действия договоров продлевался, в том числе и на 2023 год.
Как указал истец, в ходе проверки обоснованности затрат на оплату коммунальных услуг, проведенной Контрольно-ревизионным управлением МВД России в 2022 году, установлено, что Учреждением в рамках исполнения договорных обязательств по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, по обеспечению теплоснабжения объектов Управления не рассматривается вопрос пересмотра границ балансовой и эксплуатационной ответственности сторон таких договоров, в результате чего энергоснабжающим организациям за счет средств федерального бюджета оплачиваются тепловые потери, образующиеся на участках тепловых сетей, правообладателем которых ни Учреждение, ни Управление не являются.
В целях урегулирования вопроса установления границ балансовой и эксплуатационной ответственности в отношении инженерных коммуникаций (тепловых сетей) указанных выше объектов Управления Учреждением в 2020-2023 гг. направлялись обращения в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга, Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга, КИО, МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в которых указывалось, что подводящие тепловые сети на балансе Учреждения и Управления не состоят, в оперативное управление не передавались, в связи с чем правовые основания для их обслуживания и эксплуатации у Учреждения отсутствуют.
Поскольку во внесудебном порядке разрешить вопрос разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договоров теплоснабжения, заключенных в целях обеспечения теплоснабжения объектов Управления, расположенных по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 21, корп. 2, лит. А и Санкт-Петербург, г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. А, а также вопрос балансовой принадлежности спорных участков тепловых сетей не удалось, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 2 статьи 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В качестве объектов муниципальной собственности в пункте 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 значатся объекты инженерной инфраструктуры городов.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" (далее - Информационное письмо N 15) объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
На основании изложенного и имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания, позволяющие отнести инженерные коммуникации (участки тепловых сетей) Тепловой ввод (год прокладки неизвестен, диаметр 100 мм, длина 65 м, способ прокладки: подземная - 45 м, подвал - 20 м) от места врезки в тепловую сеть ГУП "ТЭК СПб" в подвале здания по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 23, до первых фланцев первых задвижек в индивидуальном тепловом пункте дома 21, корп. 2, лит. А по пр. Обуховской Обороны в г. Санкт-Петербурге, и Тепловой ввод (год прокладки неизвестен, диаметр 70 мм, длина 115,26 м, способ прокладки: подземная (канальная) - 58,6 м, подземная (бесканальная) - 39,96 м, подвальная - 16,7 м) от ИТП с УУТЭ в здании неотапливаемой автостоянки по адресу: г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. Б, до первых фланцев первых задвижек в ИТП дома 51, корп. 1, лит. А по Кингисеппскому шоссе в г. Красное Село Санкт-Петербурга, к категории бесхозяйных вещей.
По смыслу положений абзаца 4 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 и разъяснений пункта 5 Информационного письма N 15 указанные Учреждением тепловые сети в силу закона относятся к собственности Санкт-Петербурга, поскольку являются объектом городской инфраструктуры.
Таким образом, в удовлетворении требования о признании спорного имущества бесхозяйным судом первой инстанции отказано правомерно.
Поскольку указанные Учреждением участки тепловых сетей не обладают признаками бесхозяйного имущества, правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по выполнению требований частей 6 - 6.5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которые регламентируют порядок действий органа местного самоуправления либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения в случае выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения, у суда первой инстанции не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о принятии судом первой инстанции неверного решения по существу спора.
Поскольку нормы права применены судом первой инстанции правильно, сделанные им выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2024 по делу N А56-70694/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70694/2023
Истец: ГУ ФКУ "ЦХиСО МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Администрация Невского района Санкт-Петербурга, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"