г. Москва |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А40-161419/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Промсвязь" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2023 по делу N А40-161419/23 принятое
по заявлению ООО "УК Промсвязь" к 1. Госинспекции по недвижимости, 2. ГБУ "МКМЦН"
о признании незаконным действия,
при участии:
от заявителя: |
Новиков С.Ю. по доверенности от 02.10.2023; |
от заинтересованных лиц: |
1. Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 27.12.2023; 2. Волохова В.В. по доверенности от 10.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК Промсвязь" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее- Госинспекция, Инспекция), Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московский Контрольно-Мониторинговый Центр Недвижимости" (ГБУ "МКМЦН") о признании незаконным действия по установлению факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001006:43, в том числе, составлению акта о незаконном (нецелевом) использовании земельного участка от 18.04.2023 N 9105642; по вынесению рекомендаций по соблюдению обязательных требований от 14.04.2023 N9105642/1; по совершению действий по направлению указанных документов, предоставлению обязательных для исполнения ГБУ "МКМЦН" указаний по проведению мероприятий по техническому сопровождению и контролю для обеспечения работ по сносу самовольных построек и освобождению земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001006:43; по совершению фактических действий по проведению мероприятий и работ по сносу построек и освобождению земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001006:43, по проведению мероприятий по техническому сопровождению и контролю для обеспечения работ по сносу построек и освобождению земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001006:43.
Решением суда от 21.12.2023, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Заявитель с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц- обжалуемое решение суда первой инстанции.
Проверив в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Согласно материалам дела, Госинспекцией по недвижимости проведено обследование земельного участка по следующим адресным ориентирам: г. Москва, Зеленоград, Крюковская площадь, д. 1 и д. 1, стр. 1, 2 (далее- земельный участок).
Данный земельный участок с кадастровым N 77:10:0001006:43 площадью 18000 кв.м. предоставлен ООО "АНТАРЕС ИНВЕСТ" (доля 54,50 кв.м) и ООО "УК ПРОМСВЯЗЬ" (доля 17945,5 кв.м) договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 17.09.2010 N М-10-034934 (далее- договор аренды) для эксплуатации здания торгового центра и зданий ЦТП. Договор заключен сроком до 29.05.2051.
Согласно п.4.2 указанного договора, действовавшего до сентября 2022 г., земельный участок предоставлен без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
В соответствии с п.1.5 договора аренды на земельном участке учтено:
- четырехэтажное нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, Силино, пл. Крюковская, д. 1, с кадастровым номером 77:10:0001006:1050, общей площадью 15 515 кв.м, 2008 года постройки, являющейся общей долевой собственностью от 17.02.2015 N 77-77/009-77/009/080/2015-120/2. Используется под торговый центр;
-одноэтажное нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, Старое Крюково, пл. Крюковская, д. 1, строен. 1, с кадастровым номером 77:10:0001006:1002, площадью 19,8 кв.м, 2008 года постройки, оформленное в собственность ООО "АНТАРЕС ИНВЕСТ" от 16.02.2015 N 77-77/009-77/009/080/2015-77/2. Используется под трансформаторную подстанцию;
-одноэтажное нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, Старое Крюково, пл. Крюковская, д. 1, строен. 2, с кадастровым номером 77:10:0001006:1003, площадью 27,3 кв.м, 2008 года постройки, оформленное в собственность ООО "АНТАРЕС ИНВЕСТ" от 16.02.2015 N 77-77/009-77/009/080/2015-78/2. Используется под трансформаторную подстанцию.
Вместе с тем, обследованием от 18.04.2023 установлено, что в момент действия п.4.2 договора аренды, в период с 2007 г. по 2008 г. на указанном земельном участке размещено 5 контейнеров, в период 2012 г. по 2013 г. - один навес, а также еще один навес размещен, в период с 2019 г. по 2020 г. (общая площадь строений составляет 154 кв.м).
Таким образом, обследованием установлено, что строения общей площадью 154 кв.м. размещены на земельном участке по адресу: г. Москва, Зеленоград, Крюковская площадь, дом 1 и дом 1 стр. 1, 2 в нарушение п. 4.2 особых условий договора аренды.
По результатам данного обследования составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 18.04.2023 N 9105642 (далее - акт) с указанием признаков незаконного (нецелевого) использования земельного участка: 5 контейнеров, 2 навеса общей площадью 154 кв.м.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
На основании положений ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В настоящем случае суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия установленной совокупности вышеперечисленных обязательных условий ввиду следующего.
Так, в соответствии с Положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Порядок занятия и (или) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москвы".
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48).
Согласно ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством (ч. 2). Основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы (ч. 6).
Как усматривается из материалов дела, Госинспекцией, в целях осуществления возложенных на нее полномочий, в соответствии с п. 3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее- Положение) проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с п.2.1 Положения признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков является: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Согласно п. 3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, в случае выявления Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (п. 3.3.1.); Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (п. 3.3.2.); Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (п. 3.3.3.).
Таким образом, действия Госинспекции по составлению акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 18.04.2023 N 9105642 осуществлены заинтересованным лицом в рамках предоставленных полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В указанном акте зафиксированы результаты проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости обследования земельного участка, согласно которым в ходе проверки установлено, что строения общей площадью 154 кв.м. размещены на данном земельном участке в нарушение п. 4.2 особых условий договора аренды.
Данные объекты на технический и кадастровый учет не поставлены, имущественными правами не обременены.
При этом, земельный участок для размещения указанных объектов не предоставлялся.
Размещение указанных объектов в рамках постановления Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" не согласовано.
Согласно п. 4 Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков Госинспекция по недвижимости обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В основные задачи и функции Госинспекции по недвижимости входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (п. 7 Положения, п. 4 ст. 3, ст. 6 Закона г. Москвы от 03.06.2009 N 17 "О контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве"), то есть пресечение противоправных действий нарушающих законодательство, регулирующее порядок и правила использования объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы и (или) земли, а равно требование от лица, использующего нежилое помещение и (или) земельный участок устранения выявленного правонарушения.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Таким образом, в целях реализации предоставленных полномочий, 14.04.2023 Госинспекцией выданы рекомендации по соблюдению обязательных требований N 9105642/1, которые направлены в адрес Общества.
При этом необходимо отметить, что рекомендации выдаются в целях профилактики нарушений обязательных требований, носят предупредительный характер и не могут нарушать права заявителя; сама по себе выдача рекомендаций предполагает принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в будущем.
Согласно п. 2.3.14 Устава ГБУ "МКМЦН" для достижения целей деятельности, для которых создано Учреждение, указанных в п. 2.2, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: проведение мероприятий по техническому сопровождению и контролю для обеспечения работ Госинспекции по недвижимости по сносу самовольных построек, освобождению земельных участков, в том числе демонтажу сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, незаконно размещенных в границах территории города Москвы.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства спора, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Госинспекция по недвижимости, ГБУ "МКМЦН" действовали в рамках своих полномочий.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия заинтересованных лиц не противоречат нормам действующего законодательства, прав и законных интересов Общества не нарушают, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом в порядке главы 24 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.12.2023 по делу N А40-161419/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161419/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОМСВЯЗЬ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"