г. Киров |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А17-12626/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.
при участии в судебном заседании представителя заявителя Шихиева Р.Э., действующего на основании доверенности от 13.05.2024, Банникова К.А., директора,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.03.2024 по делу N А17-12626/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Областная управляющая компания" (ОГРН 1183702003880; ИНН 3711046946)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН 1063702132889, ИНН 3702092230)
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Областная управляющая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба ГЖИ Ивановской области, Служба) N 11-мю от 03.11.2023.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.03.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с принятым решением суда первой инстанции не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что проверка была не полная, проверкой не установлен факт того, что по всем помещениям в МКД производились некорректные начисления платы за оказываемые услуги, требования о перерасчете платы по всем квартирам незаконны. Предписание Службы с требованием о проведении перерасчета и последующих начислениях не содержит конкретного размера платы (величина в руб./кв. м) за квадратный метр жилого помещения, который, по мнению Службы, надлежит применять заявителем при расчетах с жителями
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы. Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора управления осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Иваново, ул. Велижская, д. 50 (далее - МКД).
На основании решения от 03.11.2023 N 1143-Р в отношении Общества 03.11.2023 инспекторами Службы проведена внеплановая документарная проверка для оценки фактов, изложенных в обращении от 10.10.2023 N вх-12407-019/1-14, с информацией о том, что Общество необоснованно изменило размер платы за содержание жилого помещения МКД с сентября 2023 года.
В ходе внеплановой документарной проверки Общество представило в Службу ответ на запрос от 19.10.2023, в котором сообщило, что 31.07.2023 по инициативе Общества в МКД должно было проводиться общее собрание собственников помещений по вопросам установления тарифов на содержание на 2023 год. В связи с отсутствием собственников помещений МКД на общем собрании собственников помещений МКД управляющей компанией составлен акт от 31.07.2023 о несостоявшемся собрании. На основании изложенного, руководствуясь постановлением администрации г. Иваново от 07.12.2022 N 2009, Общество с сентября 2023 года повысило размер платы по строке "Управление, содержание и текущий ремонт" с 17,73 руб./кв. м. до 22,87 руб./кв. м.
Служба установила, что согласно пункту 4.2.1 договора управления N 7-О/20 Вел.50 размер платы за работу и услуги по управлению МКД, содержанию и ремонту его общего имущества устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество, пропорциональной занимаемому собственником помещению, только на общем собрании собственников помещений МКД на срок не менее чем один год с учетом экономически обоснованных предложений Управляющей компании. По истечении года с даты последнего установления решением предыдущего собрания собственников цен (тарифов) на работе и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме цены (тарифы) за указанные виды работ и услуг ежегодно устанавливаются методом индексирования данных цен (тарифов) в соответствии с изменением с уровнем потребительских цен за каждый истекший год в форме базового индекса потребительских цен, рассчитываемого территориальным органом Росстата в соответствии с "Основными положениями определения индекса потребительских цен". При этом ежегодное оформление решениями общих собраний собственниками изменений данных цен (тарифов) не осуществляется.
Учитывая изложенное, Служба пришла к выводу, что поскольку в договоре управления МКД установлен данный порядок определения размера платы, то применение Обществом размера платы за содержание и текущий ремонт, установленного органом местного самоуправления, в рассматриваемом случае неправомерно и нарушает условия договора управления МКД. Обществу следовало с сентября 2023 года применять цены, действовавшие в 2022 году, скорректированные на индекс потребительских цен (индекс инфляции в декабре текущего года в % к декабрю предшествующего года, установленный Росстатом), согласно условиям договора управления МКД.
Данные обстоятельства признаны ответчиком нарушением заявителем требований части 2 статьи 162, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 03.11.2023 N 18-мю.
В целях устранения выявленных нарушений 03.11.2023 Обществу выдано предписание N 11-мю, согласно которому Обществу в срок до 19.01.2024 предписано произвести жителям МКД перерасчет размера платы за услуги по управлению и содержанию жилого помещения за период с сентября 2023 года по дату исполнения предписания, исходя из размера платы, не превышающего размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 4.2.1 договора управления МКД, путем возврата излишне начисленных денежных средств; производить начисления жителям МКД платы за услуги по содержанию и текущему ремонту МКД с сентября 2023 года в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 4.2.1 договора управления МКД.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ивановской области при рассмотрении дела пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
На основании пункта 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, является, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б").
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил N 491).
Из материалов дела следует, что согласно протоколу N 10-О/20 Вел 50 от 23.09.2020 на общем собрании собственников МКД принято решение о размере платы за работы и услуги по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества - 17,73 руб./кв. м.
Также на общем собрании собственников МКД по результатам голосования по пункту 9 повестки установлен порядок утверждения размера платы за услуги по договору управления МКД, согласно которому по истечении календарного года с даты последнего установления решением предыдущего собрания собственников цен (тарифов) на работе и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме цены (тарифы) за указанные виды работ и услуг ежегодно устанавливаются методом индексирования данных цен (тарифов) в соответствии с изменением с уровнем потребительских цен за каждый истекший год в форме базового индекса потребительских цен, рассчитываемого территориальным органом Росстата в соответствии с "Основными положениями определения индекса потребительских цен". При этом ежегодное оформление решениями общих собраний собственниками изменений данных цен (тарифов) не осуществляется.
Данное условие было отражено в пункте 4.2.1 договора управления МКД N 7-О/20 Вел.50.
При этом с сентября 2023 года Общество стало выставлять плату по строке "Управление, содержание и текущий ремонт" в размере 22,87 руб./кв. м, установленном постановлением администрации г. Иваново от 07.12.2022 N 2009, а не решением собственников помещений в МКД и условиями договора управления.
На основании изложенного суд первой инстанции и ответчик пришли к правомерному выводу о нарушении заявителем части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 31 Правил N 491, пункта 4.2.1 договора управления.
Довод Общества о возможности индексирования в сентябре 2023 года цен (тарифов) в соответствии с базовым индексом потребительских цен за 2021 и 2022 годы правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 7 приказа Росстата от 15.12.2021 N 915 индекс потребительских цен на товары и услуги характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
Таким образом, индекс потребительских цен не может накапливаться за несколько лет, применяется однократно в конкретном временном периоде.
Пунктом 4.2.1 договора N 7-О/20 Вел.50 управляющей компании предоставлено право индексировать цены (тарифы) за соответствующие виды работ и услуг с определенной периодичностью - ежегодно, в соответствии с изменением с уровнем потребительских цен за каждый истекший год, что исключает возможность аккумулирования соответствующего индекса за несколько лет и его последующее одномоментное применение.
Следовательно, если Общество посчитало возможным и экономически обоснованным не повышать до сентября 2023 года размер платы за содержание и ремонт общего имущества, установленный на уровне 2021 года в размере 17,73 руб./кв. м, то последующее повышение размера платы с сентября 2023 со ссылкой на производимую индексацию в соответствии с суммарным базовым индексом потребительских цен за 2021 и 2022 годы противоречит условиям пункта 4.2.1 договора N 7-О/20 Вел.50.
Доводы Общества о неисполнимости предписания по причине отсутствия в нем конкретного размера платы за квадратный метр жилого помещения, который, по мнению Службы, надлежит применять заявителю при расчетах с жителями, подлежит отклонению.
Содержащиеся в предписании формулировки, вопреки доводам Общества, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Непосредственно в 4.2.1 договора N 7-О/20 Вел.50 отражен порядок определения размера платы за услуги по договору управления МКД, неукоснительное и буквальное выполнение которого позволит Обществу правильно исполнить предписание.
Существенных нарушений при проведении проверки Службой не допущено.
Номера 3700000010000104593 и 3700000010000267934, на расхождение которых указывает заявитель, не являются номерами проверки, а являются реестровыми номерами функции органа жилищного надзора в системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг", которые меняются в зависимости от вида государственного контроля (надзора). Соответствующие расхождения были устранены Службой приказом от 21.112023 N 251-н о внесении в акт документарной проверки от 03.11.2023 N 18 -мю следующих изменений: в пункте 2 указанного акта изменен вид государственного контроля (надзора) с "Документарная проверка проведена в рамках регионального государственного жилищного надзора 3700000010000104593" на "Документарная проверка проведена в рамках регионального государственного лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ивановской области 3700000010000267934".
Указание на странице 4 решения о проведении внеплановой документарной проверки от 03.11.2023 N 1143-Р номера контрольно-надзорного мероприятия 37230943700004928136, относящегося к контролируемому лицу ООО "Приволжское жилищно-коммунальное хозяйство", носит характер очевидной технической ошибки, в связи с наличием в тексте решения (на первой странице вместе с Qr-кодом) фактического номера контрольно-надзорного мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и указанием в пункте 8 решения от 03.11.2023 N 1143-Р на заявителя, как контролируемое лицо.
Приведенные в судебном заседании доводы представителей заявителя об отсутствии оснований для проведения перерасчета всем жителям МКД по причине ошибочного начисления платы только одному гражданину, обратившемуся в ГЖИ, не принимаются апелляционным судом в связи с недоказанностью.
В силу изложенного у Арбитражного суда Ивановской области отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Обществом на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.03.2024 по делу N А17-12626/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная управляющая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Областная управляющая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 305 от 01.04.2024.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-12626/2023
Истец: ООО "Областная Управляющая Компания"
Ответчик: Служба ГЖИ Ивановской области
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд