г. Вологда |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А05-11896/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от агентства Мальцевой А.М. по доверенности от 16.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2023 года по делу N А05-11896/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - агентство) о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 01.08.2023 N 06-28/63 (63ПР/23).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство).
Решением суда от 07 декабря 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Агентство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Министерство в отзыве указало, что считает апелляционную жалобу общества подлежащей удовлетворению.
Общество и министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя агентства, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 18.05.2023 в агентство поступило обращение Кудинова Н.В по вопросу правомерности применения обществом тарифа, установленного для категории "прочие потребители", при расчетах с собственниками кладовок (нежилых помещений) по адресу г. Архангельск, ул. Вологодская, д.30, являющихся также собственниками жилых помещении в многоквартирном доме (далее - МКД) по указанному адресу, за тепловую энергию, потребленную на общедомовые нужды (далее - ОДН). В своем обращении Кудинов Н.В. указал, что принадлежащее ему на праве собственности кладовка (нежилое помещение) используется им в личных целях для удовлетворения бытовых нужд.
На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение Кудинова Н.В. для проверки правильности начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на ОДН, направлено агентством в государственную жилищную инспекцию Архангельской области для рассмотрения по компетенции. Одновременно для проверки правильности применяемого тарифа на тепловую энергию гражданину агентство предложило Кудинову Н.В. представить копии квитанций, предъявленных ему за отопление.
Кудиновым Н.В. в адрес агентства представлены копии платежных документов (квитанция, счет), выставленные обществом к оплате за коммунальные услуги (отопление, тепловая энергия) за январь 2023 года по жилому и нежилому помещениям, расположенным в МКД N 30 по ул. Вологодская в г. Архангельске и принадлежащим гражданину на праве собственности.
В ходе рассмотрения данного обращения агентством установлено, что общество производит начисление гражданину платы за коммунальную услугу (отопление, тепловая энергия) по жилому помещению, с применением тарифа, установленного постановлением агентства от 20.12.2021 N 81-т/5 7 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории городского округа "Город Архангельск" и Приморского муниципального района Архангельской области", в редакции постановления от 28.11.2022 N 94-т/41 (далее - постановление от 20.12.2021 N 81-т/57), для категории "население". В тоже время начисление платы за тепловую энергию, поставляемую на ОДН владельцам нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Вологодская, д. 30, за январь 2023 года, произведено обществом с применением установленных постановлением от 20.12.2021 N 81-т/57 тарифов на тепловую энергию для категории "прочие потребители".
Агентство пришло к выводу о том, что начисление обществом платы за тепловую энергию за январь 2023 года с применением тарифов, установленных постановлением от 20.12.2021 N 81-т/57, в отношении нежилых помещений, используемых владельцами, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Вологодская, д.30, для категории "прочие потребители", является нарушением установленного порядка ценообразования, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Вместе с тем, принимая во внимание введенные в 2023 году ограничения на проведение проверок, а также на основании части 1статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), агентство объявило обществу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 01.08.2023 N 06-28/63(63ПР/23).
Данным предостережением обществу предлагалось соблюдать требования, установленные частью 1 статьи 8, частью 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ); привести расчеты за тепловую энергию на ОДН с владельцами нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Вологодская, д. 30, в соответствие с действующим законодательством, а именно с применением тарифа, установленного постановлением от 20.12.2021 N 81-т/57 для категории потребителей "население".
Заявитель, не согласившись с данным предостережением, направил возражения от 25.08.2023 N 2000/5625-2023, в которых указал, что собственники нежилых помещений МКД обязаны оплачивать тепловую энергию по экономически обоснованному полному тарифу, поскольку льготный тариф предусмотрен исключительно для физических лиц применительно к потреблению тепловой энергии в жилых помещениях.
Рассмотрев возражения общества на предостережение от 01.08.2023 N 06-28/63(63ПР/23), агентство в письме от 21.09.2023 N 313/2207 указало на законность и обоснованность предостережения, а также на необходимость установления цели использования нежилого помещения в МКД для разрешения вопроса о применяемом тарифе.
Общество, считая предостережение агентства от 01.08.2023 N 06-28/63(63ПР/23) незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно абзацу первому пункта 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп (далее - Положение об агентстве), агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
В соответствии с подпунктами 2, 4, 4.1, 5.4 и 30 пункта 9 Положения об агентстве к компетенции агентства относится установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, тарифов на тепловую энергию (мощность), на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности, в том числе за правильностью применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пунктам 3 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) проведение контрольных мероприятий, не подпадающих под критерии, установленные Постановлением N 336, не допускается. Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Законом N 248-ФЗ. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Согласно статье 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить определенные профилактические мероприятия, к которым отнесено объявление предостережения.
В силу статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В силу статьи 56 Закона N 248-ФЗ без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
В связи с этим агентство имело право по результатам регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в виде наблюдения за соблюдением обществом обязательных требований Закона N 190-ФЗ выдать последнему оспариваемое предостережение.
При наблюдении за соблюдением обществом обязательных требований положений Закона N 190-ФЗ агентство установило следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 8 Закона N 190-ФЗ цены (тарифы) в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или иной законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
Соответственно, при использовании нежилого помещения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, для личных (бытовых) нужд подлежит применению тариф, установленный для категории "население".
В связи с этим начисление обществом платы за тепловую энергию за январь 2023 года с применением тарифов, установленных постановлением от 20.12.2021 N 81-т/57 для категории "прочие потребители", в отношении нежилых помещений, расположенных в МКД по адресу: г. Архангельск, ул. Вологодская, д. 30, и используемых потребителем - физическим лицом, относящимся к категории "население", для личных (бытовых) нужд, является нарушением установленного порядка ценообразования в сфере теплоснабжения.
С учетом изложенного суд не может принять во внимание довод заявителя о том, что в отношении нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам, общество не располагает достоверной информацией о способе их использования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2023 года по делу N А05-7410/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11896/2023
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Третье лицо: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области