г. Самара |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А55-16812/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Драгуновой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Залесье"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2024 года по делу N А55-16812/2023 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Залесье"
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
о признании незаконным приказа,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Залесье" - директор (решение Единственного участника от 19.02.2024),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Залесье" (далее - заявитель, общество, ООО "Залесье") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), в котором просило:
1.Признать незаконным приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 348 от 18.05.2023 года "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 23.12.2010 N 262/07".
2.Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдать ООО "Залесье" положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010 года, заключенному с ООО "Залесье".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, поскольку решение суда вынесено с нарушением материального и процессуального права, суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; судом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые он счёл установленными; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Жалоба мотивирована тем, что указанные в заключении государственной экспертизы два недостатка не являются основанием, которое указал арбитражный суд в обжалуемом решении в качестве обоснования для отказа в удовлетворении требований, заявленных ООО "Залесье".
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что нормами действующего законодательства не предусмотрено обоснование в проекте освоения лесов объектов, строительство которых планируется.
Податель жалобы отмечает, что на территории лесного участка, арендуемом ООО "Залесье", не возведены деревянные беседки и отсутствуют некапитальные передвижные строения, а обстоятельства, установленные актом обследования участка от 26.01.2023, не соответствуют обстоятельствам на период рассмотрения Министерством проекта освоения лесов по Договору аренды лесного участка от 23.12.2010 N 262/07, в период апрель-май 2023 года.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
От Министерства в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что отсутствие возможности обеспечить явку представителя не говорит о невозможности участия в деле другого представителя либо руководителя Министерства, а также о невозможности доведения до суда своей позиции по рассмотрению апелляционной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный апелляционный суд отказал в его удовлетворении в связи с отсутствием безусловных правовых оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ, для его удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя заявителя, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Между ООО "Меридиан" в последующем на основании Договора уступки права аренды лесного участка ООО "Залесье" и Министерством лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 23 декабря 2010 года заключен Договор N 262/07 аренды лесного участка площадью 2,2 га, имеющего местоположение: Самарская область, Красноглинский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выделы N 12, 13, с кадастровым номером 63:26:1805021:227.
Дополнительным соглашением от 16.08.2022 к Договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010 пункт 2 Договора о местоположении лесного участка изложен в следующей редакции: "Лесной участок из земель лесного фонда, с кадастровым номером 63:26:1805021:227, имеющий местоположение: Самарская область, г.о.Самара, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выделы 11,12,13,14,30, общей площадью 2,2 га, предоставляется в аренду для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с подпунктом в) пункта 13 Договора аренды установлено, что арендатор обязан в течении 12 месяцев с момента подписания договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно подпункту г) пункта 13 Договора аренды арендатор обязан осуществлять использование лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, лесным законодательством, иными нормативно-правовыми актами РФ и договором аренды.
Арендатор условия договора аренды исполнил и разработал проект освоения лесов, по которому Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было дано положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказом N 18 от 29.01.2013 года.
В силу ст. 11 п. "в" арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы
В соответствии с п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. N 69 Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 -45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды.
В связи с введением нового лесохозяйственного регламента Красноярского лесничества ООО "Залесье" обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением об утверждении представленного проекта освоения лесов по Договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010 года, по которому Министерством Приказом Комитате от 01.06.2021 г. N 28П-1065 утверждено отрицательное заключение представленного Организацией проекта освоения лесов.
Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 348 от 18.05.2023 года утверждено отрицательное заключение представленного ООО "Залесье" Организацией проекта освоения лесов, в котором содержались замечания по представленному проекту.
В качестве оснований для отказа указано на то, что на арендуемом лесном участке планируется строительство объектов "некапитальное нестационарное сооружение" в количестве 14 единиц, при этом обоснование наличия указанных объектов на лесном участке в представленном проекте отсутствует, а согласно Акту обследования участка от 26.01.2023 года на участке возведены деревяные беседки и некапитальные передвижные строения.
ООО "Залесье" полагает, что основания для отказа в выдаче положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010 г., заключенному с ООО "Залесье" являются незаконными и необоснованными.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности" (далее -Приказ N69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно Приказу N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. В разделе "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" указывается характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) (пункты 3 и 8 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки).
Согласно пункта 30 Приказа от 29.02.2012 N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Согласно пункту 33 Приказа N 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде.
В соответствии с пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513, срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов
Согласно ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 ст.89 ЛК РФ.
Полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) в Самарской области возложены на Министерство на основании постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области".
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее -Порядок N 513).
Пунктом 2 Порядка N 513, предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Согласно пункту 3 Порядка, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (пункт 7 Порядка N 513).
В соответствии с 7.1. вышеуказанного Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
При выявлении в ходе Экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов возвращается лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение Пункт 7.2 Порядка N 513).
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 10.1 Порядка, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Статья 41 ЛК РФ устанавливает, что использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, осуществляется с предоставлением лесных участков.
На части площади, не превышающей 20 процентов площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение, эксплуатация и демонтаж для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Рекреационная деятельность на лесных участках осуществляется в соответствии с требованиями к освоению лесов, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Приказом Министерства N 348 от 18.05.2023 года утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010 года, заключенному с ООО "Залесье".
Экспертная комиссия установила, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации.
В представленном ООО "Залесье" на государственную экспертизу проекте освоения лесов, в разделе "Характеристика существующих и проектируемых объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на лесном участке при использовании лесов для рекреационной деятельности" содержится информация об отсутствии на лесном участке, существующих некапитальных строений и сооружении, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и запроектировано строительство некапитальных нестационарных сооружений "беседка" в количестве 13 ед.
Данная информация содержится в таблице N 29 "Проектируемые некапитальные строения и сооружения, не связанные с созданием лесной инфраструктуры" (проект освоения лесов 2023 прилагается).
Вместе с тем, согласно представленного ГКУ СО "Самарские лесничества" Акта обследования от 05.06.2023 на представленном ООО "Залесье" лесном участке имеются объекты инфраструктуры не указанные арендатором лесного участка в представленном на экспертизу проекте освоения лесов.
В связи с чем, данное замечание было указано членами экспертной комиссии министерства в отрицательном заключении государственной экспертизы, утвержденном приказом министерства от 07.06.2023 N 437.
Действительно, ранее проектом освоения лесов, получившем положительное заключение государственной экспертизы, утвержденном приказом министерства от 29.01.2013 N 18 на лесном участке, предоставленным по договору аренды ООО "Меридиан" было запроектировано размещение построек, объектов благоустройства в таблице 3.15 и таблице 3.17, территориальное размещение которых было указано на карте - схеме N 5.
Вместе с тем, информация о возведенных (существующих) строениях, на основании проекта освоения лесов, получившем положительное заключение в 2013 году в представленном на экспертизу в 2023 году проекте освоения лесов отсутствует.
Данное обстоятельство, указанное Министерством, судом первой инстанции проверено и по праву установлена обоснованность претензий заинтересованного лица к содержанию представленного ООО "Залесье" проекта освоения лесов.
В частности, в проекте освоения лесов 2023 г., представленном в материалы арбитражного дела ООО "Залесье", в пункте 4.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение", Таблица 4.1.1 - "Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке" существующие объекты не указаны (т.1 л.д.99).
В пункте 7.4. "Проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности, технология их проведения", Таблица 7.4.2 - "Характеристика существующих и проектируемых на лесном участке временных построек, объектов благоустройства, объектов лесной инфраструктуры при использовании лесов для рекреационной деятельности" существующие объекты не указаны (т.1 л.д.132).
Министерство представило в материалы арбитражного дела иной вариант проект освоения лесов, подписанный электронной подписью Зуева Р.С. (т.2 л.д.66), в котором в пункте "Характеристика существующих и проектируемых некапитальных строений и сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на лесном участке при использовании лесов для рекреационной деятельности" указано, что существующие некапитальные строения и сооружения, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, отсутствуют. Соответственно в таблице 29 они не указаны (т.2 л.д.75 на обороте).
То же самое указано в представленных таблицах 3.15 и 3.17, карта - схема N 5 проекта освоения лесов 2013 года (т.2 л.д.78-81).
Таким образом, ни один из представленных в материалы дела проектов освоения лесов не содержал сведения о существующих некапитальных строениях и сооружениях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, что противоречит Акту обследования от 05.06.2023 и приложенной фототаблице.
Министерство обоснованно указало ООО "Залесье" на необходимость разработать проект освоения лесов с учетом существующих на лесном участке объектов и проектируемых объектов, с учетом норм действующего лесного законодательства, а в отношении таблиц 3.15 и 3.17, карта - схема N 5 проекта освоения лесов 2013 года, проект освоения лесов 2023.000 "Залесье", предложено осуществить доработку проекта освоения лесов с учетом вышеуказанных замечаний, и вновь представить доработанный проект освоения лесов на государственную экспертизу, в установленном порядке.
Суд первой инстанции по праву счёл, что в отсутствие устранения вышеуказанных недостатков основания для выдачи ООО "Залесье" положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010 года, заключенному с ООО "Залесье", отсутствовали.
Кроме того, Министерством в ходе рассмотрения арбитражного дела был приведен дополнительный довод о том, что проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов в 2013 году было проведено до издания Правительством Российской Федерации Распоряжения от 27.05.2013 N 849-р, устанавливающего перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры допустимый к размещению в защитных лесах для осуществления рекреационной деятельности с учетом категории защитных лесов.
По сведениям государственного лесного реестра лесные участки, предоставленные в пользование ООО "Залесье" (ранее ООО "Меридиан") по договору аренды лесного участка от 23.10.2010 N 262/07 относятся к защитным лесам, категории защитные - "леса, расположенные в лесопарковых зонах" использование которых имеет особый режим.
После вступления в силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р размещение объектов запроектированных проектом освоения лесов, получившем положительное заключение 29.01.2013 в лесах, расположенных в лесопарковой зоне для осуществления рекреационной зоне, не допустимо.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" установлено, что возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных данным Перечнем, допускается, если такие строения, сооружения были предусмотрены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р и до вступления в силу настоящего распоряжения начато их возведение, и указанные строения предусмотрены проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Кроме того, площадь лесного участка занятого под объектами лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктуры не должна превышать 20% от общей площади лесного участка предоставленного в пользование.
Суд первой инстанции счёл, что Министерство не обосновало свои возражения в указанной части.
Так, в таблице 29 (т.2 л.д.75 на обороте) указаны 13 объектов некапитальных строений - Беседка.
В соответствии с пунктом 5 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р, Некапитальные строения, сооружения, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности:
а) в защитных лесах:
в лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в ценных лесах, лесах, расположенных в водоохранных зонах (за исключением особо защитных участков лесов):
г) площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, для установки мусоросборников;
элемент благоустройства лесного участка (информационный стенд (щит), информационная табличка (доска), дорожный знак, домовый знак, указатель, вывеска, учрежденческая доска, бортовой камень, бордюр, подпорная стенка, мостик, лестница, пандус (подъемник), ограждение, малая архитектурная форма (уличная мебель, элемент оформления озеленения, кормушка для птиц, скворечник, ротонда, урна, контейнер-мусоросборник), приствольная решетка, элемент озеленения, конструкция велопарковки, георешетка, настил, газон рулонный, посевной, мягкое покрытие, иные виды некапитальных покрытий);
система наружного освещения (фонарь, светильник (прожектор), осветительный прибор (установка), опора, кронштейн, провод, кабель, прибор учета, фотореле, реле времени, рубильник, контактор, трансформатор, выключатель, магнитный пускатель);
строения и сооружения попутного бытового обслуживания и питания (строения, сооружения для предоставления услуг общественного питания, охраны, билетных касс, информационных центров, фотоателье, душевых с раздевальнями и комнатой матери и ребенка);
некапитальное нестационарное сооружение (включая навесы, веранды, беседки, дровницы, остановочные павильоны), туалетные кабины, контейнер-мусоросборник;
пешеходная дорожка (тропа), велопешеходная дорожка (аллея), туристская тропа, экологическая тропа;
лыжная трасса, роллерная трасса;
строения, сооружения сопутствующей инфраструктуры для трасс, троп, аллей и дорожек (включая беседки, навесы, лавочки, скамейки, урны);
еревочный парк, скейтпарк и иные специализированные сооружения для занятий физической культурой и спортом;
проезд;
пешеходный мост;
объект электросетевого хозяйства (электроустановка, кабель, распределительное устройство, трансформаторная, пункт электрический распределительный, вводное устройство, прибор учета, рубильник, контактор, магнитный пускатель, технологическое и вспомогательное оборудование для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии); дренаж, ливнеотвод;
система видеонаблюдения, оповещения, управления эвакуацией, пожарной, охранной сигнализации;
щит и навес для размещения противопожарного инвентаря;
площадка смотровая, площадка для массовых, культурно-просветительных мероприятий, размещения аттракционов для детей (каруселей, качелей, батутов), зимних горок и ледяных катков, выгула животных;
элемент монументально-декоративного оформления (скульптура, инсталляция, арт-объект, входная группа);
уличный обогреватель;
уличный зонт (тент), пергола (навес);
кабинка для переодевания, душевая кабинка;
вспомогательные постройки (медицинский пункт первой помощи, пункт проката инвентаря, водно-спасательная станция (пост), смотровая вышка);
платежный терминал для оплаты услуг и штрафов, вендинговый автомат; пирс, плавучий домик для птиц;
на части площади лесного участка, не занятой лесными насаждениями, - стоянки индивидуального легкового автотранспорта, специализированного автотранспорта, велосипедного транспорта, индивидуальный тепловой пункт, антенно-мачтовое сооружение, водоисточник технической и питьевой воды, сооружение (технологическое, вспомогательное оборудование) для транспортировки, распределения, редуцирования, потребления газа, теплоснабжения, обеззараживания, водоподготовки, транспортировки, приготовления, хранения, подачи технической и питьевой воды, водоотведения, очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных сточных вод, предотвращения негативного воздействия вод, защиты от наводнений, разрушений берегов, автоматического полива, водное устройство (питьевой фонтанчик, фонтан, искусственный декоративный водоем, водопад);
искусственный декоративный водоем относится к некапитальным сооружениям.
Таким образом, отсутствует запрет на размещение в защитных лесах беседок.
Доказательства того, что площадь лесного участка занятого под объектами лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктуры превышает 20% от общей площади лесного участка предоставленного в пользование, Министерством в материалы дела не представлены.
Однако указанное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого Приказа незаконным.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств судом обоснованно не было установлено.
С учетом указанного выше суд первой инстанции по праву счёл, что в отсутствие в проекте освоения лесов сведений о существующих некапитальных строениях и сооружениях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, основания для выдачи ООО "Залесье" положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору N 262/07 аренды лесного участка от 23.12.2010, заключенному с ООО "Залесье", отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции на основании изложенного выше пришёл к правомерному выводу о том, что приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 348 от 18.05.2023 является законным и обоснованным, в связи с чем суд по праву отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Несогласие ООО "Залесье" выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2024 года по делу N А55-16812/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16812/2023
Истец: ООО "Залесье"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области