г. Челябинск |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А07-18098/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Жернакова А.С., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Татариновой А.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2024 по делу N А07-18098/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "МФК "Промсвязь" - Гильфанов Айнур Азатович (доверенность от 30.03.2022 срок действия 3 года, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "МФК "Промсвязь" (далее - ООО "МФК "Промсвязь", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, по адресу: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Клавдии Абрамовой, д. 3, изложив п. 2.2 договора в редакции истца: "Цена участка составляет 271 484 руб. 10 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики на государственное казенное учреждение "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" (далее - ответчик, ГКУ "Управление имуществом казны РБ").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Автобаза 2012", общество с ограниченной ответственностью "Комплекс", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что для рассмотрения вопроса о применении п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629 "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" (далее - Постановление N 629), при расчете цены выкупа по проекту договора, заявителю необходимо было представить информацию подтверждающую переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90 или земельного участка, из которого образовался указанный участок до 1 июля 2012 года.
ГКУ "Управление имуществом казны РБ" запрашивались у ООО "МФК "Промсвязь" документы, подтверждающие переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в период со дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90.
Вышеуказанные документы заявителем представлены не были, в связи с чем, выкупная цена земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90 была определена в размере 25% от кадастровой стоимости.
Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не может быть применен.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.
С учетом мнения истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "МФК "Промсвязь" является собственником следующих объектов недвижимости (т. 1, л.д. 27-34):
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:353, общая площадь 28,2 кв.м, этаж: 1, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:1456, общая площадь 15483,3 кв.м, этаж: 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:355, общая площадь 104 кв.м, этаж: технический этаж N б/н, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:352, общая площадь 99,8 кв.м, этаж: технический этаж N б/н, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:354, общая площадь 28,8 кв.м, этаж: 4, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020705:90 (т. 1, л.д. 38-41).
Земельный участок общей площадью 5332 кв.м, кадастровый номер 02:55:020705:90, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Клавдии Абрамовой, д. 3, принадлежит на праве собственности Республике Башкортостан (т. 1, л.д. 38-41).
В 2021 году истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90 в собственность за плату.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" был подготовлен и предоставлен договор купли-продажи земельного участка.
В пункте 2.2 договора выкупная стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629 "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" и составила 25% от действующей кадастровой стоимости (кадастровая стоимость участка на тот момент составляла 10 859 364,48 рублей), т.е. 2 714 841,12 рублей.
21 декабря 2021 года истец направил в адрес МЗИО РБ заявление с приложением подписанного протокола разногласий (вх.N ЮР-8069 от 21.12.2021), где подтвердил свое намерение приобрести в собственность земельный участок с кадастровым номером 02:55:020705:90, но с представленным расчетом цены продажи земельного участка был не согласен.
Указанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:020705:353, 02:55:020705:1456, 02:55:020705:355, 02:55:020705:352 и 02:55:020705:354, принадлежащие истцу на праве собственности, были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации государственного предприятия (т. 1, л.д. 66-240).
В связи с изложенным истец посчитал подлежащей применению льготной ставки 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Письмом (исх.N ЮА-07/521) от 21.01.2022 МЗИО РБ отклонило протокол разногласий и сообщило об оставлении подготовленных проектов договоров без изменений и указало, что по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков являются факт переоформления заявителем права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90 или земельного участка, из которого образовался указанный участок. В МЗИО данная информация отсутствует.
Истец указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020705:90 образован и поставлен на государственный кадастровый учет 28 января 2010 года путем выделения из состава исходного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:66 (исходный земельный участок).
Как указывает истец, из Плана приватизации Государственного унитарного предприятия "Уфимский опытный завод "Промсвязь" от 01.09.1999 (т. 1, л.д. 66-240) следует, что ГУП УОЗ "Промсвязь" было преобразовано в Группу компаний "Башинформсвязь" открытого акционерного общества "Уфимский завод "Промсвязь". План приватизации ГУП УОЗ "Промсвязь" был утвержден государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью 01 сентября 1999 года. В данном плане приватизации приводится перечень объектов подлежащий приватизации (состав и перечень), в том числе и объекты недвижимости принадлежащие на праве собственности истцу.
В обоснование позиции истец ссылается на п. п. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в силу которого преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
ООО МФК "Промсвязь" стало собственником объектов недвижимости расположенных на спорном земельном участке в 2020 году.
Истец указывает, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020705:90 (либо на исходный земельный участок), расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Клавдии Абрамовой, д. 3, за ГК "Башинформсвязь" ОАО УЗ "Промсвязь" и последующими собственниками объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, зарегистрировано не было.
Истец ссылается на то, что приобретателю приватизированных объектов недвижимости переходит право приватизации земельных участков по льготной цене, распространяясь тем самым не только на первых собственников указанных зданий, строений и сооружений, но и на последующих, ставших собственниками данных зданий, строений, сооружений по договору купли-продажи или в результате иных сделок при переходе прав на данные объекты недвижимости.
Истец, полагая, что выкупная цена земельного участка должна указываться в договоре в редакции, предложенной истцом, обратился в суд с настоящим иском.
Реализация права стороны, управомоченной требовать урегулирования преддоговорного в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке, или подписание неуполномоченным лицом и т.п.).
Поскольку заключение договора является обязательным, обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием об урегулировании возникший разногласий при заключении договора.
Признавая обоснованными и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что цена выкупа земельного участка подлежит определению исходя из 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, были приобретены истцом в порядке приватизации государственной собственности.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 названного Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из материалов настоящего дела следует, что между сторонами возник спор об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90, относительно цены выкупа земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, в данном случае нежилые строения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли- продажи, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенных норм права следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности, собственником которых стало лицо, претендующее на выкуп земельного участка. Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Аналогичное толкование пункта 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629 "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" установлено, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя, при их продаже:
а) собственникам расположенных на арендуемых ими земельных участках зданий, строений, сооружений, если в период со дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
б) собственникам расположенных на арендуемых ими земельных участках зданий, строений, сооружений, если такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Из материалов настоящего дела следует, что находящиеся на спорном земельном участке объекты недвижимости путем последовательного совершения ряда сделок были отчуждены в собственность общества из муниципальной собственности.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "МФК "Промсвязь" является собственником следующих объектов недвижимости (т. 1, л.д. 27-34):
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:353, общая площадь 28,2 кв.м, этаж: 1, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:1456, общая площадь 15483,3 кв.м, этаж: 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:355, общая площадь 104 кв.м, этаж: технический этаж N б/н, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:352, общая площадь 99,8 кв.м, этаж: технический этаж N б/н, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
- нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020705:354, общая площадь 28,8 кв.м, этаж: 4, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. 50 лет СССР, д. 39;
Указанные объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, образуют нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020705:351, и были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации государственного предприятия и на данный момент принадлежат истцу.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020705:90, общей площадью 5 332 кв.м, образован и поставлен на государственный кадастровый учет 28 января 2010 года путем выделения из состава земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:66 (т. 2, л.д. 33-36).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020705:66, общей площадью 54 315 кв.м, был образован и поставлен на государственный кадастровый учет 29 марта 2005 года, путем выделения из состава земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:8 (т. 2, л.д. 23-32).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020705:8, общей площадью 55 207 кв.м, в свою очередь был образован и поставлен на государственный кадастровый учет 3 ноября 2003 года, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:0008, являвшегося исходным земельным участком (т. 2, л.д. 16-22).
В 1955 году Городским советом Уфы заводу отведена территория площадью 2 га по улице 50 лет СССР под строительство новых промышленных корпусов, что подтверждается Решением N 40-1 от 08.02.1955 года "Об отводе земельного участка под строительство радиозавода в гор. Уфа", выданного Исполнительным комитетом Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР.
В 1967 году завод переименован в Уфимский союзный завод "Промсвязь".
В 1975 году завод переименован в Уфимский опытный завод "Промсвязь".
Из плана приватизации государственного унитарного предприятия "Уфимский опытный завод "Промсвязь" от 01.09.1999 следует, что ГУП УОЗ "Промсвязь" было преобразовано в группу компаний "Башинформсвязь" открытого акционерного общества "Уфимский завод "Промсвязь".
План приватизации ГУП УОЗ "Промсвязь" был утвержден государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью 01 сентября 1999 года. В данном плане приватизации приводится перечень объектов подлежащий приватизации (состав и перечень), в том числе и объекты недвижимости принадлежащие на праве собственности истцу.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В 2020 году ООО "МФК "Промсвязь" стало собственником объектов недвижимости расположенных на спорном земельном участке.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 был сформулирован правовой подход к применению положений пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, согласно которому действие данной нормы распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N 310-ЭС16-1609), покупатель, получивший объекты недвижимости, ранее приватизированные иным лицом, относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены именно в процессе приватизации государственного имущества.
При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Указанные обстоятельства, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о том, что истцом утрачено предоставленное законом право на выкуп земельного участка по льготной цене.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 11 разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Истец определил выкупную стоимость земельного участка в размере 271 484 руб. 10 коп.
В связи с изложенным истец считает подлежащей применению льготной ставки 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Таким образом, поскольку покупатель, получивший объекты недвижимости, ранее приватизированные иным лицом, относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены именно в процессе приватизации государственного имущества, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020705:90 должна составлять 271 484 руб. 10 коп., что составляет 2,5% кадастровой стоимости участка.
Ответчик указывает на необоснованность применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно постановлению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Липецкой области о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости и отмечено следующее.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.
По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок (пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О).
Соответствующий данному разъяснения правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 N 310-КГ14-5503, от 25.05.2016 N 310-ЭС16-1609, от 29.04.2016 N 305-КГ15-19738, от 29.09.2016 N 304-КГ16-11950, пункте 9 ("Разрешение споров, возникающих из вещных правоотношений") Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Установление в договоре выкупной цены сверх предусмотренной законом цены противоречит пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N 310-ЭС16-1609).
При таких обстоятельствах, учитывая, что стороны не вправе своим соглашением изменять нормативно-регулируемый размер выкупной стоимости земельного участка, условие пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка правомерно принято в редакции предпринимателя - исходя из 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, а именно 271 484 руб. 10 коп.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого решения.
Каких-либо убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2024 по делу N А07-18098/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18098/2022
Истец: ООО МФК Промсвязь
Ответчик: МЗИО РБ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ КАЗНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН", ООО "АВТОБАЗА 2012", ООО "КОМПЛЕКС"