г. Москва |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А40-272305/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Яцевой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Элгад-ЗСИ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2024 по делу N А40- 272305/23
по заявлению ООО "Элгад-ЗСИ" (ИНН 5022047202)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539)
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Тарасова А.В. - по дов. от 11.03.2024; |
от заинтересованного лица: |
Мелентьева Э.А. - по дов. от 28.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Элгад-ЗСИ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления от 16.10.2023 N 05/04/14.31-3/2023.о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 24 611 792,50 руб.
Решением суда от 21.02.2024 заявление ООО "Элгад-ЗСИ" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель ФАС России поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением от 16.10.2023 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 24 611 792,50 руб.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для возбуждения и рассмотрения дела N 05/04/14.31-3/2023 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления явилось принятие антимонопольным органом решения от 09.01.2023 по делу N 05/01/10-17/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Решение ФАС России), которым группа лиц составе ОАО "Бонолит - Строительные решения", ООО "Элгад-ЗСИ", ООО "Бонолит Калуга", АО "ДЗГИ", ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань", ЗАО "АэроБел" (далее - группа лиц "Бонолит") признана нарушившей пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в установлении и поддержании монопольно высокой цены на газобетонные блоки автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации с июля 2021 года по июль 2022 года включительно.
Решением установлены следующие обстоятельства.
Группа лиц "Бонолит" занимает доминирующее положение на рынке газобетонных блоков автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации.
С июля 2021 года по июль 2022 года включительно группа лиц "Бонолит" совершила совокупность действий, которые привели к повышению ранее установленной цены на газобетонные блоки автоклавного твердения.
Расходы группы лиц "Бонолит", необходимые для производства и реализации газобетонных блоков автоклавного твердения, изменились несоразмерно изменению цены, что привело к увеличению прибыли.
Вместе с тем изменение условий обращения газобетонных блоков автоклавного твердения на товарном рынке Центрального федерального округа Российской Федерации несоразмерно изменению цены группы лиц "Бонолит" на газобетонные блоки автоклавного твердения в Центральном федеральном округе Российской Федерации: с июля 2021 года темп роста цен группы лиц "Бонолит" на газобетонные блоки автоклавного твердения превышал темп роста факторов спроса и предложения на рынке товара.
Сопоставимые по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на рынок, государственному регулированию (включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование) рынки с рынком газобетонных блоков автоклавного твердения отсутствуют.
Результатом действий группы лиц "Бонолит" по установлению и поддержанию монопольно высокой цены на газобетонные блоки автоклавного твердения с июля 2021 года может являться ограничение конкуренции.
Учитывая изложенное, ООО "Элгад-ЗСИ" нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на газобетонные блоки автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации с июля 2021 года по июль 2022 года включительно.
Принятие Решения ФАС России определено в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
С учетом правовой позиции, изложенной в абзаце пятом пункта 10.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2023 по делу N А40-29317/2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023, в удовлетворении требований о признании недействительным Решения ФАС России было отказано.
Специальный порядок возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, учитывает лишь то обстоятельство, что антимонопольный орган должен принять соответствующее решение, которым в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, будет установлено нарушение антимонопольного законодательства.
Процесс обжалования такого решения в судебном порядке правового значения для возбуждения дела об административном правонарушении не имеет.
Факт совершения административного правонарушения ООО "Элгад-ЗСИ" подтверждается протоколом (исх. от 27.04.2023 N 05/33101/23) по делу N 05/04/14.31-3/2023 об административном правонарушении, а также другими материалами дела.
Вина ООО "Элгад-ЗСИ" в указанном административном правонарушении установлена, подтверждается Решением, а также материалами дела N 05/04/14.31-3/2023 об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Срок давности привлечения ООО "Элгад-ЗСИ" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП с учетом части 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, установленного решением, на момент вынесения постановления не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судами не установлено.
Суд первой инстанции признал верным исчисление административного штрафа по следующим основаниям.
Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, исчисляется согласно примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ и статье 14.32 КоАП РФ.
Размер суммы выручки ООО "Элгад-ЗСИ" на рынке газобетонных блоков автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации за 2021 г.: 1 238 329 182,52 руб.
Совокупный размер суммы выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2021 г.: 1 512 126 000,00 руб.
Доля суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение от совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг): 81,89 %.
Таким образом, поскольку сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), минимальный и максимальный административного штраф рассчитан в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
Размер минимального административного штрафа за совершенное Обществом административное правонарушение составляет 3 714 987,55 руб.
При этом размер максимального административного штрафа за совершенное Заявителем административное правонарушение составляет 37 149 875,48 руб.
В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, а при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство.
Размер административного штрафа без учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, составляет 20 432 431,52 руб.
Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершенное ООО "Элгад-ЗСИ" административное правонарушение, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за данное административное правонарушение, равна 4 179 360,99 руб.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должны учитываться обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, установлено добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).
В свою очередь, в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установлено совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год (пункт 1 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ); извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей (пункт 2 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ).
При наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, при квалификации действий ООО "Элгад-ЗСИ" по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ по правилам примечания 4 к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа составит 24 611 792,5 руб.
С учетом части 4 статьи 3.5 КоАП РФ и части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может быть менее 100 000 рублей и не может превышать одну пятидесятую (2 %) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.
Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации всех товаров (работ, услуг) равняется 30 242 520,00 руб.
Рассчитанный штраф не превышает 2 % совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2021 год, таким образом, в отношении ООО "Элгад-ЗСИ" штраф, подлежащий применению, равен 24 611 792,5 руб.
Таким образом, административный штраф назначен обществу в пределах санкции ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, рассчитан с учетом требований, установленных в примечании 4 к ст. 14.31 и является правильным.
Основания для освобождения ООО "Элгад-ЗСИ" от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд не усматривает, и исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2024 по делу N А40- 272305/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272305/2023
Истец: ООО "ЭЛГАД-ЗСИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА