г. Пермь |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А60-15/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.
при участии представителя третьего лица ОАО "ИВЦ Торговли" Епанчинцева А.А., паспорт, доверенность от 10.07.2023, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя АО "Газпром Газораспределение Екатеринбург" и третьего лица ОАО "ИВЦ Торговли"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 марта 2024 года
по делу N А60-15/2024
по заявлению акционерного общества "Газпром Газораспределение Екатеринбург" (ИНН 6660004997, ОГРН 1026602346066)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
об оспаривании решения административного органа от 15.12.2023 о назначении административного наказания по делу N 066/04/9.21-4398/2023,
третье лицо - открытое акционерное общество "Информационно-вычислительный центр торговли" (ИНН 6658183403, ОГРН 1046602643746, сокращенное наименование - ОАО "ИВЦ Торговли"),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром Газораспределение Екатеринбург" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление) об оспаривании решения от 15.12.2023 о назначении административного наказания по делу N 066/04/9.21-4398/2023, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ОАО "ИВЦ Торговли".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление о назначении административного наказания от 20.06.2023 по делу об административном правонарушении 066/04/9.21-43908/2023 признано незаконным и отменено по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа, размер которого превышает 300 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в связи с некорректной автоматической выгрузкой заявки с портала Единого оператора газификации (копия заявки N 19 от 09.01.2023 прилагается) обработка заявки в части включения платы за подключение внутри границ земельного участка не являлась возможной. В связи с неустановлением платы за подключение внутри границ земельного участка газоиспользующего оборудования, используемого для коммунально-бытовых нужд, к которым не относится ОАО "ИВЦ торговли" (приложение N 2 постановлению РЭК Свердловской области от 26.12.2022 N 257-ПК), отсутствие в договоре платы за подключение внутри границ земельного участка не может рассматриваться Свердловским УФАС России как нарушение антимонопольного законодательства. Таким образом, АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" (далее также - исполнитель) считает, что ему не может вменяться нарушение пунктов 13, 14, 15 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее также - Правила N 1547). По мнению общества, его действия, выразившиеся в нарушении срока направления по заявке ОАО "ИВЦ Торговли" N 19 подписанного со своей стороны проекта договора от 26.01.2023 N 220-11094 о подключении (технологическом присоединении) сети газораспределения, установленного подпунктом "г" пункта 28 Правил N1547, не образуют состав административного правонарушения. Какой-либо жалобы ОАО "ИВЦ Торговли" о нарушении сроков направления договора в адрес исполнителя не поступало. Отношения между ОАО "ИВЦ торговли" и исполнителем регулируются главой II Правил N 1547, а не главой VII Правил N 1547 и, соответственно, проект договора о подключении не мог быть направлен в сроки, предусмотренные подпунктом "в" пункта 28 Правил N 1547. В случае выдачи обществу "ИВЦ Торговли" технических условий к газопроводу низкого давления (0,3 МПа) исполнитель нарушил бы права неопределенного круга лиц, уже потребляющих газ либо осуществляющих мероприятия по подключению (технологическому присоединению) по ранее полученным техническим условиям, и не смогло бы обеспечить круглосуточную бесперебойную поставку газа в необходимом количестве уже подключенным абонентам. Установление размера платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства исходя из стандартизированных тарифных ставок является безусловным основанием для отнесения ОАО "ИВЦ Торговли" ко второй категории заявителя. Соответственно, согласно проекту договора о подключении ОАО "ИВЦ Торговли" верно была определена категория заявителя - вторая. В связи с тем, что проектное рабочее давление сети газораспределения ГРО, в которую подана заявка о подключении (технологическом присоединении), превышает 0,6 МПа, оснований для признания ОАО "ИВЦ Торговли" заявителем первой категории нет. Кроме того, проект договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения N 220-11094 не был подписан со стороны ОАО "ИВЦ Торговли" и не был возвращен. Мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора не направлялся. В силу пункта 46 Правил N 1547 заявка ОАО "ИВЦ Торговли" аннулирована, о чем 03.10.2023 оно извещено письмом от 28.09.2023. Поэтому нарушение пунктов 53, 70 Правил N 1547 заявителем также не допущено.
Третье лицо ОАО "ИВЦ Торговли", не согласившись с решение суда, также обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда изменить, исключить из мотивировочной части выводы суда относительно необоснованности выводов антимонопольного органа о нарушении заявителем пунктов 53, 70 Правил N 1547, в том числе о том, что категория заявителя определяется газоснабжающей организацией, а также об отсутствии события правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пунктов 53, 70 Правил N 1547, в связи с тем, что на момент вынесения решения между сторонами имелся спор об урегулировании разногласий по срокам и стоимости подключения.
В жалобе третье лицо ссылается на противоречие указанных выводов суда первой инстанции пункту 2 Правил N 1547, в силу которых АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" не является участником отношений по подключению (технологическому присоединению). Отнесение подателя заявки к конкретной категории определяется Правилами N 1547 императивно, обусловлено объективными факторами и не зависит от желания одного из участников отношений по технологическому присоединению. ОАО "ИВЦ Торговли" считает, что оно по всем параметрам относится к заявителям первой категории. Исполнителем неверно определено наименьшее расстояние до сети газораспределения (оно составляет не 112 м, а 97,5 м), фактическое расположение существующего газопровода не предполагает для присоединения вновь проектируемого газопровода в точке врезки УП-55 пересечения асфальтированного проезда, соответственно, нет оснований для применения бестраншейного способа прокладки. Вопреки мотивировке суда первой инстанции, исполнителем нарушены положения пункта 70 Правил N 1547, размер платы за подключение не соответствует категории заявителя и фактически необходимым расходам исполнителя на проектирование и строительство газопровода, установленных постановлениям РЭК Свердловской области.
В судебном заседании представитель третьего лица на доводах жалобы настаивал, против удовлетворения жалобы АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" возражал по мотивам, указанным в письменном отзыве, просил в удовлетворении жалобы заявителя отказать.
Свердловское УФАС России по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы, просит апелляционную жалобу ОАО "ИВЦ торговли" удовлетворить, изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, исключив из нее выводы о необоснованности вменения заявителю нарушений пунктов 53, 70 Правил N 1547, а апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" оставить без удовлетворения.
АО "Газпром газораспределение Екатеринбург", Свердловское УФАС России, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "ИВЦ Торговли" направило 30.12.2022 посредством интернет-портала Единого оператора газификацииhttps://connectgas.ru/ заявку на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства (здания гаража для тракторов, расположенное по адресу: Свердловская область, Белоярский район, село Большебрусянское).
Поскольку в сроки, предусмотренные пунктами 14, 15, 28 Правил N 1457, необходимые мероприятия по подключению не были произведены, ОАО "ИВЦ Торговли" обратилось в Свердловское УФАС России 13.06.2023 с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства оператором газификации АО "ГАЗЭКС" и исполнителем АО "Газпром газораспределение Екатеринбург".
По результатам административного расследования в отношении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" Управлением 08.12.2023 составлен протокол по делу N N 066/04/9.21-4398/2023 об административном правонарушении, в которым отражены следующие нарушения:
допущенное 16.01.2023, выразившееся в нарушении пункта 14 Правил N 1547 в связи с ненаправлением в адрес ОАО "ИВЦ Торговли" уведомления о необходимости обеспечения доступа к объекту 2024-9208 капитального строительства для определения размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя;
допущенное 16.01.2023, выразившееся в нарушении пункта 15 Правил N 1547 в связи с ненаправлением в адрес ОАО "ИВЦ Торговли" уведомления в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о невозможности оказания деятельности по реализации газоиспользующего оборудования и (или) приборов учета газа заявителю;
допущенное 26.01.2023, выразившееся в нарушении пункта 13 Правил N 1547 ввиду неуказания в договоре о подключении расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, и (или) расчет размера стоимости услуг по установке газоиспользующего оборудования, и (или) расчет размера стоимости услуг по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства и (или) по установке прибора учета газа, величины которых устанавливаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения N 1021), и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее - методические указания);
допущенное 31.01.2023, выразившегося в нарушении подпункта "в" пункта 28 Правил N 1547, в связи с ненаправлением в адрес ОАО "ИВЦ Торговли" подписанного со стороны АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" проекта договора о подключении объекта капитального строительства 2024-9208, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, село Большебрусянское, ул. Красных Партизан, дом б/н, кадастровый номер земельного участка: 66:06:2501016:42, в 3 экземплярах в срок, установленный этим подпунктом;
допущенное 26.01.2023, выразившееся в нарушении пункта 53 Правил N 1547, а именно, во включении в проект договора от 26.01.2023 N 2_20-11094 условия о сроке осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в 1,5 года, то есть для заявителей второй категории,, а не 135 дней, как предусмотрено для заявителей первой категории;
допущенное 18.04.2023, выразившееся в нарушении пункта 70 Правил N 1547, а именно, в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в размере, превышающем установленный исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями N 1021 и методическими указаниями.
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов по делу об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 15.12.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-4398/2023 об административном правонарушении, которым АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что состав административного правонарушения в действиях общества доказан, вместе с тем посчитал возможным снизить размер назначенного обществу штрафа.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Событие предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, которое заключается в нарушении субъектами естественной монополии в том числе Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547).
В Правилах N 1547 (пункт 2) используются следующие понятия:
"заявитель" - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренные осуществить или осуществляющие строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство сети газораспределения или реконструкцию существующей сети газораспределения, принадлежащей ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве;
"заявители первой категории" - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается по индивидуальному проекту;
"заявители второй категории" - заявители, для которых протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров для сельской территории (вне границ городов и поселков) и (или) не более 300 метров для территории города или поселка, и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, за исключением заявителей, относящихся к первой категории, и случаев, когда плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается по индивидуальному проекту;
"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
"личный кабинет заявителя" - отдельный раздел официального сайта единого оператора газификации, регионального оператора газификации, исполнителя. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, личный кабинет заявителя может быть использован для реализации заявителем своих прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами;
"подключение (технологическое присоединение)" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил N 1547).
В силу пункта 6 Правил N 1547 договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
По договору о подключении:
исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - технические условия);
заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению);
единый оператор газификации или региональный оператор газификации обеспечивает подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ОАО "ИВЦ Торговли" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:2501016:42 и расположенного на нем здания по адресу: Свердловская область, ГО Белоярский, с Большебрусянское, ул. Красных Партизан, 21Б. 30.12.2022 посредством интернет-портала https://connectgas.ru/ "Единый оператор газификации РФ" (портал ЕОГ) ОАО "ИВЦ Торговли" направило на имя регионального оператора газификации АО "Газэкс" заявку на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и указанного выше объекта капитального строительства к сети газораспределения. Заявка зарегистрирована за N 66-02-0059106. В заявке содержалось указание на осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка в соответствии с пунктом 12 Правил N 1547.
Согласно пункту 14 Правил N 1547 в случае, указанном в пункте 12 Правил N 1547, исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения направляет заявителю уведомление о необходимости обеспечения доступа к объекту капитального строительства для определения размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя.
Указанное уведомление исполнитель направляет заявителю любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и региональном портале).
Согласно пункту 15 Правил N 1547 в случае неосуществления исполнителем деятельности по реализации газоиспользующего оборудования и (или) приборов учета газа заявителю направляется в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомление о невозможности оказания указанных услуг. Порядок отправки аналогичен тому, что указан в пункте 14.
В нарушение пунктов 14, 15 Правил N 1547 АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" не направило в адрес ОАО "ИВЦ Торговли" уведомления, предусмотренные указанными пунктами. Иного исполнителем не доказано. Документов, подтверждающих наличие объективных препятствий для исполнения данных обязанностей, также не представлено.
Доводы заявителя о некорректной работе портала ЕОГ не подтверждены надлежащими доказательствами.
Вопреки доводам ООО "Газпром газораспределение Екатеринбург", оно обладает свободным доступом к порталу, взаимодействие с заявителями осуществляется через портал ЕОГ, и поэтому исполнитель несет обязанности по корректному отражению в личном кабинете заявителя информации о выполняемым им мероприятиях.
На основании изложенного выводы антимонопольного органа о совершении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пунктов 14, 15 Правил N 1547, являются обоснованными.
Согласно пункту 13 Правил N 1547 в случае, если заявитель обратился к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, в договоре о подключении указываются расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, и (или) расчет размера стоимости услуг по установке газоиспользующего оборудования, и (или) расчет размера стоимости услуг по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства и (или) по установке прибора учета газа, величины которых устанавливаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями N 1021 и методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 Правил N 1547, в полном объеме исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора о подключении в адрес единого оператора газификации или регионального оператора газификации. Единый оператор газификации или региональный оператор газификации в течение одного рабочего дня после получения проекта договора направляет в адрес исполнителя подписанный со своей стороны проект договора о подключении. После подписания проекта договора о подключении единым оператором газификации или региональным оператором газификации исполнитель направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства сети газораспределения сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 Правил N 1547, а также для случаев подключения в рамках раздела VII Правил N 1547;
г) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 1547 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя.
В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается.
При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган.
Учитывая, что ОАО "ИВЦ торговли" направило заявку на подключение 30.12.2022, АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" обязано было направить проект договора никак не позднее 30.01.2023. Последнее проект договора в адрес ОАО "ИВЦ Торговли" не направило, чем нарушило также требования пункта 28 Правил N 1547.
Проект договора от 26.01.2023 N 2_20-11094 получен заявителем ОАО "ИВЦ Торговли" лишь после направления исполнителю 17.02.2023 жалобы. Согласно письменным объяснениям генерального директора ОАО "ИВЦ торговли" Артюхова С.А., он получил проект договора только 27.02.2023 по месту нахождения АО "Газпром газораспределение Екатеринбург".
Доводы заявителя о направлении договора 26.01.2023 ничем не подтверждены, в связи с чем отклоняются.
Доводы АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" о направлении запроса основному абоненту - администрации Белоярского городского округа - согласии на подключение и уведомлении об этом ОАО "ИВЦ торговли" письмом от 09.01.2023 также правомерно отклонены судом, как не доказанные и опровергаемые как ОАО "ИВЦ торговли", так и администрацией Белоярского городского округа (письмо от 03.10.2023 N 01-15/10567).
Ссылка АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" на то, что взаимоотношения сторон регулируются главой VII Правил N 1547, в связи с чем положения пункта 28 Правил N1547 не применимы, несостоятельна, поскольку, как прямо следует из подпункта 4 пункта 28 Правил N 1547, 30-дневный срок для направления проекта договора установлен в том числе для случаев подключения в рамках раздела VII Правил N 1547.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что в проекте договоре, который получен ОАО "ИВЦ Торговли", в феврале 2023 г., отсутствовал расчет размера платы за подключение в соответствии с пунктом 13 Правил N 1547.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" также пунктов 13, 28 Правил N 1547.
Апелляционный суд соглашается также с выводами суда первой инстанции о преждевременном вменении обществу Управлением нарушения пунктов 53, 70 Правил N 1547 (в связи с установлением в проекте договора с третьим лицом срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) и размера платы за подключение исходя из того, что третье лицо является заявителем второй, а не первой категории).
Согласно пункту 53 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать (с учетом положений пункта 54 Правил N 1547):
135 дней - для заявителей первой категории;
1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 1547 размер платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливается исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями N 1021 и методическими указаниями.
Как уже указано в постановлении, к заявителям первой категории в силу пункта 2 Правил N 1547 относятся заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно (с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости).
Таким образом, вопреки доводам третьего лица, условиями отнесения заявителя к первой категории являются не только показатели максимального часового расхода газа, но и расстояние от газоиспользующего оборудования с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа до сети газораспределения, характер мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с приложением N 1 к проекту договора N 2_20-11094 (технические условия N20-2-08230) величина максимального часового расхода газа (мощности) газоиспользующего оборудования составляет 14,81 куб. метров в час; давление газа в точке подключения максимальное - 0,6 МПа, фактическое - 0,6 МПа; информация о газопроводе в точке подключения: подземный газопровод расположен в 112 метрах от границы земельного участка заявителя, Р=0,6 МПа, материал - полиэтилен, диаметр 110 мм; владелец - администрация Белоярского городского округа).
14.03.2023 ОАО "ИВЦ торговли" направило мотивированный отказ от подписания проекта договора.
13.04.2023 АО "Газпром Газораспределение Екатеринбург" в адрес ОАО "ИВЦ Торговли" направлен ответ об отсутствии иной технической возможности подключения от 13.04.2023 с приложением нового проекта того же договора N 2-20-11094 от 12.04.2023. Условия нового проекта относительно точки присоединения, способа прокладки, сроков подключения и платы за подключения исполнителем не изменены.
Отказывая обществу ОАО "ИВЦ торговли" в подключении объекта на его условиях (к существующим сетям низкого давления), исполнитель указывает, что в соответствии с гидравлическим расчетом сети газораспределения низкого давления в с. Большебрусянское при объеме потреблении газа ОАО "ИВЦ торговли" в размере 14,81 м3/час возникнет дефицит пропускной способности сети у ранее подключенных абонентов согласно прилагаемой схеме. В связи с дефицитом пропускной способности сети газораспределения, расположенной на наименьшем расстоянии до границы земельного участка ОАО "ИВЦ торговли", исполнителем определена техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения (газопровода высокого давления 0,6 МПа, D110 мм), расположенной в 112 метрах (на наименьшем расстоянии) до границы земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений N 1021 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, если иное не установлено настоящим пунктом, устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0.3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов ("без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Ввиду того, что при выборе точки подключения мероприятия по созданию сети газораспределения предусматривали бестраншейный способ прокладки, отнесение ОАО "ИВЦ торговли" к заявителю первой категории противоречит пункту 2 Правил N 1547.
ОАО "ИВЦ торговли", не согласившись с данной категорией, порядком, сроками и стоимостью подключения, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об урегулировании разногласий. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2024 по делу N А60-54184/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Таким образом, суд в рамках настоящего дела сделал правильный вывод о недоказанности материалами антимонопольного дала бесспорных оснований для отнесения ОАО "ИВЦ торговли" к первой категории. Первоначально в проекте договора категория заявителя определяется исполнителем, а заявитель в случае несогласия вправе воспользоваться правом на урегулирование разногласий, в том числе в судебном порядке.
На текущий момент решение суда от 22.03.2024 по делу N А60-54184/2023 в законную силу не вступило.
Между тем в силу статьи 1.5 КоАП РФ "Презумпция невиновности" лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Поскольку безусловных доказательств нарушения АО "Газпром распределение Екатеринбург" пунктов 53, 70 Правил N 1547 административным органом не представлено, событие административного правонарушения в этой части правомерно признано судом недоказанным. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Вместе с тем необоснованные выводы антимонопольного органа о наличии нарушений пунктов 53, 70 Правил N 1547 не влекут в данном случае незаконность оспариваемого постановления, поскольку наличие иных событий правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, указанных в постановлении, в рамках настоящего дела антимонопольным органы доказано.
Ранее постановлением Свердловского УФАС России от 11.11.2021 по делу N 066/04/9.21-3295/2021 АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Вступившим 10.01.2022 в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2021 по делу N А60-56861/2021, постановление по делу N 066/04/9.21-3295/2021 признано законным и обоснованным в части размера штрафа, не превышающего 300 000 рублей.
Постановление Свердловского УФАС России от 11.11.2021 по делу N 066/04/9.21-3295/2021 было исполнено АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" 22.02.2022.
Вступившим в силу 10.02.2023 постановлением Свердловского УФАС России от 27.01.2023 по делу N 066/04/9.21-40/2023 АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Постановление N 066/04/9.21-40/2023 исполнено обществом 13.02.2023.
Таким образом, общество считается подвергнутым административному наказанию в период с 10.01.2022 по 13.02.2024.
С учетом данного обстоятельства рассматриваемое в настоящем деле правонарушение правомерно квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела и обществом не опровергнут.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения исследован антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче газа и оказанию услуг по технологическому присоединению к сети газораспределения, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.
Между тем доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Вина общества состоит в том, что им не предпринято всех своевременных и достаточных мер, направленных на выполнение требований, установленных действующим законодательством, при наличии реальной к этому возможности.
Оценив все обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно заключил, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, антимонопольным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых в настоящем случае могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного обществу штрафа до 300 000 рублей, что соответствует части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Данный размер штрафа отвечает принципам справедливости наказания, соразмерности совершенному правонарушению.
Доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, однако не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В этой связи основания для удовлетворения апелляционных жалоб и изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2024 года по делу N А60-15/2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15/2024
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТОРГОВЛИ