г. Тула |
|
3 мая 2024 г. |
Дело N А54-6257/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волошиной Н.А., судей Большакова Д.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалёвой Д.А., при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области - представителя Гуськовой Г.А. (по доверенности), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.01.2024 по делу N А54-6257/2023 (судья Медведева О.М.),
принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) к арбитражному управляющему Рюмину Игорю Николаевичу (ИНН 622900682711),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,: Костюшин Борис Юрьевич (г. Рязань) и Сиднев Андрей Игоревич (г. Рязань),
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - заявитель, административный орган, управление Росреестра по Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Рюмина Игоря Николаевича (далее - Рюмина И.Н.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 24.07.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Костюшин Борис Юрьевич и Сиднев Андрей Игоревич (далее - третьи лица, Костюшин Б.Ю. и Сиднев А.И.).
Определением от 18.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.01.2024 в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о привлечении арбитражного управляющего Рюмина И.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.01.2024 отменить и привлечь к административной ответственности Рюмина И.Г., предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Костюшин Б.Ю. и Сиднев А.И. в отзыве на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Арбитражный управляющий Рюмин И.Н. в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, Определением от 14.11.2017 по делу N А54-5118/2017 (резолютивная часть объявлена 08.11.2017) Арбитражный суд Рязанской области признал заявление Костюшина Б.Ю. и Сиднева А.И. о признании несостоятельным (банкротом) Попова Владимира Николаевича обоснованным, ввел в отношении Попова В.Н. процедуру реструктуризации долгов, включил требования кредиторов Костюшина Б.Ю. и Сиднева А.И. в третью очередь реестра требований кредиторов, утвердил финансовым управляющим Попова В.Н. - Сорокина А.А.
Решением 25.05.2020 по делу N А54-5118/2017 Арбитражный суд Рязанской области признал несостоятельным (банкротом) Попова В.Н., ввел процедуру реализации имущества должника, утвердил финансовым управляющим - Иванникова С.А.
Определением от 24.02.2022 по делу N А5-5118/2017 Арбитражный суд Рязанской области утвердил финансовым управляющим Попова В.Н. - Рюмина Игоря Николаевича.
В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление) от кредиторов должника - Костюшина Б.Ю. и Сиднева А.И. поступило заявление от 30.03.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в отношении финансового управляющего Попова В.Н. - Рюмина И.Н.
В связи с этим Управлением возбуждено дело об административном правонарушении, о чем свидетельствует определение от 07.04.2023 N 29- 07/04/2023.
Определением от 10.05.2023 срок проведения административного расследования продлен Управлением до 13.06.2023.
В ходе административного расследования Управление пришло к выводу, что арбитражным управляющим Рюминым И.Н. допущены нарушения требований пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктов 4, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, Приказа Министерства юстиции Российской Федерации N195 от 14.08.2003, выразившиеся в предоставлении конкурсным кредиторам неполных сведений о ходе и результатах проведения процедуры банкротства Попова В.Н.
13.06.2023 ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в отношении арбитражного управляющего Рюмина Игоря Николаевича (в его отсутствие, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д. 16-24) составил протокол N 00326223 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный протокол направлен Рюмину И.Н. сопроводительным письмом от 14.06.2023 N 10/05582.
В целях привлечения арбитражного управляющего Рюмина И.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области руководствовался следующим.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, пункта 10 части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение проверок деятельности арбитражных управляющих и составление протоколов о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности по статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к компетенции регулирующего органа - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом данного правонарушения является, в том числе, арбитражный управляющий.
Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве. Согласно абзацу 12 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Обязанности финансового управляющего должника установлены в пункте 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве.
Согласно положениям указанного пункта финансовый управляющий обязан: принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;
проводить анализ финансового состояния гражданина; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства; вести реестр требований кредиторов;
уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве;
созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов Законом о банкротстве;
уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;
рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;
направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;
исполнять иные предусмотренные Законом о банкротстве обязанности.
Судом установлено, что определением от 24.02.2022 по делу N А5-5118/2017 Арбитражный суд Рязанской области утвердил финансовым управляющим Попова В.Н. - Рюмина Игоря Николаевича.
В ходе административного расследования Управление пришло к выводу, что финансовым управляющим Рюминым Игорем Николаевичем при проведении процедуры банкротства должника допущены нарушения, выразившиеся в предоставлении кредиторам неполных сведений о ходе и результатах проведения процедуры банкротства Попова В.Н., поскольку к отчетам финансового управляющего от 08.06.2022, от 29.09.2022, от 15.12.2022, от 01.03.2023 дополнительные документы, подтверждающие указанные в отчетах сведения, приложены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В пункте 2 статьи 143 Закона банкротстве дан перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего. Также, согласно названной статьи, конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда представлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
В связи с тем, что действующим законодательством не разработаны формы отчета финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина при подготовке и составлении отчета о своей деятельности финансовый управляющий должен руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" и Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего".
Так, Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" разработаны и утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего. В частности, для подготовки отчета финансового управляющего предусмотрена типовая форма Приложение N 4 отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Согласно пункту 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее по тексту - Правила), к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
Как установлено Управлением в ходе проведения административного расследования, к вышеуказанным отчетам финансового управляющего не приложены копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. Кроме того, в отчетах финансового управляющего от 08.06.2022, от 29.09.2022, от 15.12.2022, от 01.03.2023 отсутствует графа "Приложение", предусмотренная типовой формой отчета, установленной Приложением N 4 к Приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195.
В представленных возражениях на отзыв арбитражного управляющего представитель конкурсных кредиторов указал, что в вышеуказанных отчетах документы, подтверждающие указанные в них сведения, отсутствовали. Поскольку кредиторам вообще не направлялись отчеты, данное утверждение проверялось в суде при ознакомлении с материалами дела.
При этом, в ходе рассмотрения дела в подтверждение направления кредиторам отчетов, финансовым управляющим Рюминым Игорем Николаевичем представлены сопроводительные письма со списками внутренних почтовых отправлений от 24.06.2022, от 29.09.2022, от 16.12.2022, от 30.03.2023.
Между тем, у арбитражного управляющего отсутствует обязанность представлять (выдавать) отдельному кредитору документы, подтверждающие указанные в отчете сведения, и которые подлежат представлению одновременно с отчетом на собрание кредиторов в силу статьи 143 Закона о банкротстве.
Таким образом, не представляется возможным прийти к однозначному выводу о наличии вины арбитражного управляющего в совершении указанного вмененного правонарушения, следовательно, состав административного правонарушения в действиях арбитражного управляющего в данной части не установлен.
Кроме того, отсутствие в отчетах арбитражного управляющего графы "Приложения" не свидетельствует об отсутствии приложений к отчетам. Само по себе отсутствие графы "Приложение" в отчете финансового управляющего не свидетельствует о нарушении Правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, влекущих административную ответственность.
Какие документы должны были быть приложены к отчету и не были приложены к нему из материалов административного дела установить не представляется возможным.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Вместе с тем, административным органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд области, руководствуясь положениями законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, учитывая часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ, по причине невозможности прийти к однозначному выводу о наличии вины финансового управляющего в совершении указанного вмененного правонарушения.
На основании изложенного, суд области пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда области ввиду следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Проверив порядок привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, судом первой инстанции установлено, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1 и 29.7 КоАП РФ заявителем соблюдены. Нарушений процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отказа в привлечении к административной ответственности согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Как следует из материалов дела, заявители Костюшин Б.Ю, и Сиднев А.И. обращаясь с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении указывали, что в ходе рассмотрения банкротного дела N А54-5118/2017 кредиторами были установлены факты ненадлежащего исполнения финансовым управляющим Рюминым И.Н. возложенных на него обязанностей, а именно: управляющим не исполнена обязанность по приложению копий документов, подтверждающих сведения, указанные в отчетах финансового управляющего от 08.06.2022, 29.09.2022, 15.12.2022, 01.03.2023,, чем нарушены требования п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве, пунктов 4 и 11 Общих правил подготовки отчетов (заключения) арбитражного управляющего, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299.
Согласно абзацу 12 пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
В соответствии со статьей 20 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (часть 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Обязанности арбитражного управляющего установлены статьей 20.3 Закона о банкротстве, а также иными специальными нормами Закона о банкротстве.
Исполнение арбитражным управляющим указанных обязанностей обеспечивается административной ответственностью.
На основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере выполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых нарушаются требования законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Норма Закона о банкротстве, обязывающая финансового управляющего направлять кредиторам отчет не реже чем один раз в квартал (абзац 12 пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве), направлена на осуществление контроля за деятельностью финансового управляющего при банкротстве граждан.
В судебном заседании кредиторы также указывали, что не могут ознакомиться с материалами дела в суде, так как в материалах дела также отсутствуют соответствующие первичные документы (приложения к отчетам).
Согласно п. 1 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, представлен в п. 2 ст. 143 Федерального закона о банкротстве.
Пунктом 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила) установлено, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 утверждены Типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Типовые формы). Приложением 4 утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Утвержденные Общие правила и Типовые формы приняты с целью конкретизации и унификации представляемых арбитражным управляющим отчетов и направлены на реализацию и практическое применение положений и обязательных требований, установленных Федеральным законом о банкротстве.
В связи с чем, соблюдение Общих правил и Типовых форм является обязательным в процессе осуществления арбитражным управляющим своих полномочий наряду с требованиями Федерального закона о банкротстве, что также согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Решении высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2011 N ВАС-8861/11.
Таким образом, нарушение требований Общих правил, Типовых форм является нарушением законодательства о банкротстве.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 12 Федерального закона о банкротстве, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии, в том числе, материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения.
В соответствии с п. 11 Общих правил к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Следовательно, после проведения собрания (заседания комитета) кредиторов с повесткой дня "Отчет конкурсного управляющего" конкурсный управляющий обязан направлять в арбитражный суд протокол собрания (заседания комитета) кредиторов вместе с отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и прикладывать к отчету копии документов, подтверждающие указанные в нем сведения о событиях, произошедших за период с даты составления предыдущего отчета конкурсного управляющего о своей деятельности до даты составления текущего отчета конкурсного управляющего о своей деятельности.
Вместе с тем, в ходе административного расследования при ознакомлении материалов дела N А54-5118/2017 установлено, что к отчетам финансового управляющего о своей деятельности 08.06.2022,29.09.2022, 15.12.2022,01.03.2023 дополнительные документы, подтверждающие указанные в них сведения, приложены не были.
Кроме того, приложение 4 к Приказу Министерства Юстиции РФ от 14.08.2003 N 195 - Типовая форм отчета предусматривает графу "Приложение". В отчетах финансового управляющего Рюмина И.Н. от 08.06.2022,29.09.2022, 15.12.2022,01.03.2023 графа "Приложение" отсутствует.
Исходя из вышеуказанных положений п. 1 ст. 143 Федерального закона о банкротстве, приказа от 14.08.2003 N 195, п. 11, п. 13 Общих правил следует, что к представляемым на заседания комитета кредиторов (в данном случае) отчетах о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, должны быть приложены документы, подтверждающие указанные в отчетах сведения.
Указанные положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) носят императивный характер и обязывают арбитражного управляющего прикладывать к отчетам о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, абсолютно все документы, представленные для ознакомления и (или) утверждения.
Возможность направления в арбитражный суд иных документов свидетельствует о возможности представления дополнительных к отчетам документов и не исключает обязанности по приложению документов, подтверждающих указанные в отчетах сведения.
Таким образом, своими действиями (бездействием) арбитражный управляющий Рюмин Игорь Николаевич совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется действиями (бездействием) и выражается в неисполнении, в том числе арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Доказательств того, что у арбитражного управляющего не имелось возможности для исполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в установленный срок, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их исполнению, в материалы дела не представлено. По изложенным основаниям, факт совершения правонарушения доказан и подтвержден материалами дела.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения арбитражного управляющего Рюмина И.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ на дату принятия судом решения не истек.
Административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом.
Указанное правонарушение считается окончательным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения убытков у конкурсных кредиторов и (или) должника.
Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.
С учетом конкретных обстоятельств дела оснований для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для привлечения арбитражного управляющего Рюмина Игоря Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.01.2024 по делу N А54-6257/2023 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.01.2024 по делу N А54-6257/2023 отменить.
Привлечь арбитражного управляющего Рюмина Игоря Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Волошина |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6257/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Рюмин Игорь Николаевич
Третье лицо: Костюшин Борис Юрьевич, СИДНЕВ АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ