г. Хабаровск |
|
22 мая 2024 г. |
А73-1843/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базальтресурс"
на решение от 11.03.2024
по делу N А73-1843/2024
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, г.Хабаровск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" (ОГРН 1113702017604, Ивановская область, г.Шуя)
о взыскании задолженности по договору аренды в сумме 1 600 631,03 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" (Общество) о взыскании задолженности по договору аренды от 15.07.2013 N 1595/2013 за период - октябрь 2023 года в размере 213 417,91 руб. в федеральный бюджет, 1 387 213,12 руб. в краевой бюджет, всего - 1 600 631,03 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2024 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие у него права использовать спорные лесные участки с 02.04.2023 в связи со сменой статуса эксплуатационных лесных участков; отказ арендодателя в согласовании лесных деклараций ответчику.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В судебное заседание стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, оформленного протоколом от 26.06.2013 N 115, Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Базальтресурс" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013 сроком действия - 25 лет с даты государственной регистрации.
Предметом договора является лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 48 002,0 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, Эворонское лесничество, Эвурское участковое лесничество, кварталы: 59, 60, 66, 67, 79, 80, 94; Эворонское участковое лесничество, кварталы: 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77-79, 82-86, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:244:40:1595.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Схема расположения участка, его предметные характеристика приведены в приложениях N N 1, 2 к договору.
Цели и объемы использования переданного объекта отражены в приложении N 3 к договору.
В период исполнения договора у ООО "Базальтресурс" имелись неисполненные гражданско-правовые обязательства перед ООО "Промстройторг".
Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 25.04.2016 по делу N 2-1483/2016 с ООО "Базальтресурс" в пользу ООО "Промстройторг" взыскана задолженность, возникшая из договора поставки N 01/06 в сумме 157 058 717,40 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 23 017 068 руб., расходы по оплате государственной пошлины - 60 000 руб.
В рамках исполнительного производства N 3060/17/37025-ИП от 15.03.2017 в отношении ООО "Базальтресурс" судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Ивановской области передал права аренды лесного участка, принадлежащего должнику на основании договора N 1595/2013 от 15.07.2013, на реализацию путем проведения публичных торгов.
В связи с нереализацией имущества на первых и повторных торгах 14.11.2017 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о передаче нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю, по акту от 16.11.2017 данное имущество принято ООО "Промстройторг".
ООО "Базальтресурс" и ООО "Промстройторг" уведомили арендодателя о переходе прав и обязанностей ООО "Базальтресурс" по договору аренды к ООО "Промстройторг"; в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации.
В связи с заменой ООО "Промстройторг" на правах арендатора использовало лесной участок в 2019-2020 годах.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-8400/2017 от 25.06.2020 по иску ФНС в лице УФНС по Ивановской области и конкурсного управляющего ООО "Базальтресурс" Дорошенко И.В. признана недействительной сделка по оставлению ООО "Промстройторг" за собой нереализованного имущества (права аренды лесного участка), применены последствия недействительности сделки в виде восстановления прав ООО "Базальтресурс" по договору аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013, заключенному с Правительством Хабаровского края, а также восстановлена задолженность ООО "Базальтресурс" перед ООО "Промстройторг" в сумме 94 774 575 руб.
На основании определения Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-8400/2017 от 25.06.2020 регистрирующим органом восстановлена запись о регистрации договора аренды за ООО "Базальтресурс", о чем в ЕГРН внесена запись от 08.12.2020.
Порядок внесения арендной платы регламентирован разделом II договора.
Приложением N 4 к договору обусловлены помесячные периоды внесения арендных платежей и размер арендной платы.
Согласно пунктам 5-6 договора, приложению N 4 на момент заключения договора годовая арендная плата составила 8 326 612 руб., из которых: в федеральный бюджет - 1 110 217,20 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 7 216 394,80 руб.
Арендная плата вносится ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Пунктом 7 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.052007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", предусмотренные таблицами 1-2 за единицу объема лесных ресурсов, в 2023 году применялись с коэффициентом 3 (на момент заключения договора коэффициент составлял 1,30).
Таким образом, в 2023 году годовая арендная плата по договору изменилась, которая составила 19 215 258,45 руб.
В нарушение принятых на себя обязательств ответчик оплату по договору за октябрь 2023 года не произвел, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 1 600 631,03 руб., из которых: 213 417,91 руб. - в федеральный бюджет, 1 387 213,12 руб. - в краевой бюджет.
Претензией от 23.11.2023 N 2271 истец потребовал от ответчика погасить имеющуюся задолженность.
Претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В силу статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пунктов 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений; размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы.
Пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением РФ от 22.05.2007 N 310.
В соответствии со статьей 51 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по спорному договору определяется на основании регулируемых цен.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество, предусмотрена статьями 606 и 614 ГК РФ. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт ненадлежащего исполнения обязательства по внесению арендной платы установлен материалами дела.
Задолженность по арендной плате по договору аренды за октябрь 2023 года составила 1 600 631,03 руб.
Проверив произведенный истцом расчет, суд первой инстанции признал его верным, период и сумму начисления - обоснованными.
Доказательств оплаты долга не представлено.
Учитывая изложенное, удовлетворение требования о взыскании задолженности в заявленном размере является правомерным.
Ссылка ответчика на наличие оснований для освобождения арендатора от внесения арендных платежей в связи с невозможностью использовать лесной участок в целях, предусмотренных договором, по причинам, независящим от него, не принимается, исходя из следующего.
Вступившим в законную силу решением Хабаровского краевого суда от 02.03.2023 по делу N 3а/51-23 лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 17.12.2018 N 1186П, в части: - установления вида разрешенного использования лесов "заготовка древесины" (таблица 7 пункт 1.2 Регламента) в границах водно-болотного угодья "Озеро Эворон и река Эвур" в кварталах 59, 60, б6, 67, 80, 94 Эвурского участкового лесничества, в кварталах 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77- 79, 82-86, 101 Эворонского участкового лесничества признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Данным судебным актом установлено, что занимаемые участковыми лесничествами территории Эворонского лесничества разделены на кварталы: Эвурское - с 1 по 207, Чукчагирское - с 1 по 52, Эворонское - с 1 по 347, Харпичанское - с 1 по 287 (таблица 2 лесохозяйственного регламента). На территории Эворонского лесничества находятся (таблица 5 "Характеристика имеющихся на территории лесничества ООПТ и объектов"): - памятник природы краевого значения водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвор" в кварталах 59, 60, б6-69, 79-83, 94-97,109-115, 124-131, 138-144, 151-157, 165-168, 176-181, 189-197, 206, 207 Эвурского участкового лесничества, в кварталах 1-36, 40-60, 64-87, 94, 101-112, 114-123, 125-140, 142-159, 168- 173, 185-187, 191-193, 201-206, 212-218, 226-234, 247-251, 270 Эворонского участкового лесничества, в кварталах 1-6, 15-19, 29-32, 43-48, 55-60, 68-71, 81-86, 99-105, 117-123, 131-136, 145-152, 163-168, 182-185 Харпичанского участкового лесничества.
Правовой режим государственного природного заказника федерального значения "Ольджиканский", государственного природного заказника краевого значения "Харпинский", памятников природы краевого значения "Посадки сосны обыкновенной", "Заросли дуба монгольского, элеутерококка, лимонника китайского, башмачка крапчатого и башмачка большого", "Сосновый бор - лесная площадь" и водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвор" определен как особо охраняемые природные территории, эти земли ограничены в обороте.
В силу положений статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110-119 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Как следует из решения Хабаровского краевого суда от 02.03.2023 по делу N 3а/51-23, постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края создано водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвур", общей площадью 308 961,95 гектара.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного постановления водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвур" (водно-болотное угодье) является особо охраняемой природной территорией краевого значения.
В силу положений частей 3, 5 статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.08.2021 N 558 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Как следует из пункта 3 приложения к данному приказу, лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории и проектом освоения лесов, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 2.2.5 Положения о водно-болотном угодье "Озеро Эворон и река Эвур", утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр, на территории водно-болотного угодья запрещаются рубки лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в случаях, указанных в подпунктах 2.3.2-2.3.4, 2.3.12 пункта 2.3 настоящего Положения.
Пунктом 2.3.3. Положения предусмотрено, что на территории водно-болотного угодья допускаются рубки в пределах лесных участков, предоставленных на праве аренды на срок действия договоров, заключенных до образования водно-болотного угодья.
Договор аренды лесного участка заключен с ответчиком до образования водно-болотного угодья.
Как Положение о водно-болотном угодье "Озеро Эворон и река Эвур", утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр, так и приведенный в соответствие и утвержденный 05.02.2024 лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества, допускает рубки лесных насаждений.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 28.10.2022 N 304-ЭС22-12333, доводы о наличии правовой неопределенности при разрешении судами вопросов о законности договоров аренды земельных участков, включающих земли особо охраняемой природной территории, в целях заготовки древесины, правомерно опровергнуты судом, поскольку такие вопросы разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий договора аренды соответствующего участка.
Таким образом, не исключена возможность рубки в защитных лесах, а указано на необходимость детального и внимательного изучения в каждом конкретном случае всех обстоятельств, которые могут предоставить возможность производства рубок в защитных лесах.
Министерством в лице исполнителя по государственному контракту от 30.05.2023 N 0122200002523002046 выполнены работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края.
Работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края завершены. По результатам указанных работ Министерством принят приказ от 05.02.2024 "Об утверждении изменений в лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества" (размещен на официальном сайте министерства в информационно-коммуникационной сети интернет https://1es.khabkrai.ru/Forest_Information\Reglamenty-lesnichestyHabarovskogo-kraya_01.01.2018/).
Положения лесохозяйственного регламента приведены в соответствие с действующим законодательством.
При этом Общество вправе внести необходимые изменения в договор аренды лесного участка от 15.07.2013 N 1595/2013 и проект освоения лесов и продолжать хозяйственную деятельность по заготовке древесины.
Общие положения пункта 4 статьи 614 ГК РФ, предоставляющие арендатору право потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились, в данном случае не подлежат применению, поскольку частями 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ установлены иные последствия наступления обстоятельств, препятствующих арендатору использовать предоставленный ему лесной участок по назначению, а именно - необходимость внесения соответствующих изменений в договор аренды в части взаимосвязанных условий по объему подлежащих изъятию лесных ресурсов и размеру арендной платы за такое изъятие.
При этом наличие специального регулирования отношений по использованию лесных участков исключает применение общих положений гражданского законодательства в силу части 2 статьи 3 ЛК РФ.
Освобождение от арендной платы без пропорционального изменения объема изъятия лесных ресурсов не отвечает закрепленному статьей 94 ЛК РФ принципу платности использования лесов и приводит к нарушению баланса публичных и частных интересов.
При этом судом принято во внимание, что пункт 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993, позволяет арендатору использовать дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года.
Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.
Пункт 11 указанных выше Правил заготовки древесины также позволяет увеличить сроки рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Заготовка древесины является одним из видов использования лесов (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Частью 2 статьи 29 ЛК РФ предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, заготовка древесины (рубка в предпринимательских целях) допускается в защитных лесах.
Исключения из этого правила прямо устанавливаются Лесным кодексом или иными федеральными законами.
Запреты и ограничения использования защитных лесов установлены в статьях 111-116 и 119 Лесного кодекса.
Указанные статьи содержат запреты на осуществление конкретных видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ (например, в лесопарковых зонах запрещена добыча и разведка полезных ископаемых, ведение сельского хозяйства, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - часть 2 статьи 114 Лесного кодекса).
В силу части 2 статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
Согласно части 3 статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Подпункт "е" пункта 2 статьи 15 указанного Закона запрещает заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) только на территории национальных парков.
Запрет на заготовку древесины установлен для лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах (часть 4 статьи 115 ЛК РФ).
Лесной кодекс дополнен новой статьей 111.1, регулирующей особенности осуществления рубок лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах.
Так, частью 3 статьи 111.1 ЛК РФ предусмотрено, что заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 112, часть 4 статьи 115 ЛК РФ).
Таким образом, по смыслу указанной нормы, законодатель в дополнение к положениям статей 12 и 111 ЛК РФ в части соблюдения целевого назначения лесов уточнил, что заготовка древесины соответствует целевому назначению защитных лесов, если не запрещается рубка лесных насаждений.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 29, частью 4 статьи 115 ЛК РФ заготовка древесины запрещена Лесным кодексом только в одной подкатегории защитных лесов - орехово-промысловых зонах ценных лесов. Запрет на заготовку древесины в иных категориях защитных лесов, в том числе в нерестоохранных полосах лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, Лесным кодексом не установлен.
Доказательств утраты на момент рассмотрения спора Обществом указанного права ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
При этом Общество не обращалось к арендодателю с предложением внести изменения в договор аренды в части пропорционального уменьшения размера арендной платы и изменения объемов заготовки.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2024 по делу N А73-1843/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1843/2024
Истец: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
Ответчик: ООО "БАЗАЛЬТРЕСУРС"