город Томск |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А03-322/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Вагановой Р.А.
Лопатиной Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сухих К.Е. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции дело N А03-322/2023 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по исковому заявлению Администрации города Славгорода Алтайского края (ОГРН 1022200867040, ИНН 2210002135), г. Славгород Алтайского края, к товариществу собственников жилья "Эталон" (ОГРН 1112210000308, ИНН 2210008835), г. Славгород Алтайского края, об обязании организовать и содержать площадку твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Славгород, микрорайон 1, дом N 6, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп" (ИНН 2210007849, ОГРН 1082210000091), г. Славгород Алтайского края, общества с ограниченной ответственностью "Экостар" (ИНН 2209050134, ОГРН 1192225036101), г. Рубцовск Алтайского края.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, собственники объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Славгород Р.ЛЮКСЕМБУРГ, 115; город Славгород Р.ЛЮКСЕМБУРГ, 117; город Славгород ТИМИРЯЗЕВА 116; город Славгород ТИМИРЯЗЕВА 120, товарищество собственников недвижимости (жилья) "Удача", общество с ограниченной ответственностью "Экотранс".
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Лаврушин В.Н., доверенность от 01.11.2023.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Славгорода Алтайского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Эталон" (далее - ТСЖ "Эталон") о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Славгород, микрорайон, 1, д. 6, об обязании Товарищества убирать и содержать места (площадки) накопления ТКО для указанного многоквартирного дома.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп" (далее - ООО "УК "Олимп"), общество с ограниченной ответственностью "Экостар" (далее - ООО "Экостар").
Решением от 17.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Эталон" в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Определением от 29.09.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Славгород Р.ЛЮКСЕМБУРГ, 115: Кондратьева Анастасия Анатольевна, Кондратьев Анатолий Викторович, Войтенко Сергей Николаевич, Войтенко Клавдия Петровна, Тупасов Константин Николаевич, Тупасова Ольга Александровна, Камагурова Светлана Евгеньевна, Гамбург Нина Васильевна, Зубко Иван Дмитриевич, Яровик Валентина Николаева, Юрченко Егор Владимирович.
Определением от 06.02.2024 апелляционный суд определил: привлечь также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: собственников жилых домов, расположенных по адресу: город Славгород, Р.ЛЮКСЕМБУРГ, 117: Петрову Наталью Анатольевну; по адресу: город Славгород, ТИМИРЯЗЕВА 116: Гладких Марину Викторовну, Юрлову Надежду Ивановну; ТИМИРЯЗЕВА, 120: Ремпель Оксану Владимировну, Румчанова Виктора Ивановича.
Определением от 27.03.2024 апелляционным судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников недвижимости (жилья) "Удача", а также истребованы сведения о земельном участке с расположенной на нем контейнерном площадкой, сведений о проведенном аукционе на право заключения договоров аренды муниципального имущества.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на своей правовой позиции.
На основании положений статьи 158 АПК РФ суд приступил к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей истца, третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Славгород, микрорайон 1, дом N 6.
Указывая на невыполнение ответчиком обязанности по уборке и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для обслуживаемого им многоквартирного дома администрация города Славгорода письмом от 27.06.2022 N 1379 потребовала принять меры к содержанию и обслуживанию места накопления ТКО, которое определено для спорного многоквартирного дома, либо организовать иные места накопления ТКО.
Приложением к письму направлен реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Славгород.
Неисполнение требования Администрации явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества 5 юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту д(2)) пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для 6 обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978).
Согласно пункту 8.2.1 Правил благоустройства физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утвержденных органом местного самоуправления.
Пунктами 8.2.4, 8.2.8 Правил благоустройства установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по контейнерной или бестарной системе в установленном порядке. Мусоросборники или контейнеры устанавливаются в количестве, соответствующем нормам накопления и периодичности очистки, на согласованных в установленном порядке и оборудованных площадках. Для сбора отходов производства и потребления физических и юридических лиц, указанных в пункте 8.2.1 настоящих Правил, должны быть организованы места временного хранения отходов и должна осуществляться их уборка и техническое обслуживание.
Определение мест временного хранения отходов и разрешение на их размещение дает орган местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). При этом в случае принятия решения о пользовании контейнерной площадкой, расположенной на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, необходимо обратиться в Администрацию для согласования размещения объекта элемента благоустройства - месте (площадки) накопления ТКО.
Указанное является необходимым в силу пункта 3 Порядка размещения объектов на размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных 8 участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.07.2015 N 266 (ред. от 31.10.2022), в соответствии с которым размещение объектов осуществляется на основании решения о согласовании размещения объекта органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Славгород Алтайского края от 25.12.2018 N 1156 "Об определении схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края", в редакции постановления администрации города Славгород Алтайского края от 21.12.2021 N 1125 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города Славгород Алтайского края от 25.12.2018 N 1156 "Об определении схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края" определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, а также утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, которым закреплены места накопления ТКО за каждым многоквартирным домом.
В качестве места накопления ТКО для жителей спорного многоквартирного дома определена контейнерная площадка по адресу г. Славгород, 1-й микрорайон, 6, площадью 20,5 кв.м, с 6 контейнерами объемом 4,5 куб.м каждый (л.д. 23-25).
Согласно Постановлению от 25.12.2028 N 1156 МКД дома N 2, 3, 5, 6, 8, мкр. 1-й, г. Славгород и жилые дома, расположенные по адресам: Р.ЛЮКСЕМБУРГ, 115; Р.ЛЮКСЕМБУРГ, 117; ТИМИРЯЗЕВА 116; ТИМИРЯЗЕВА, 120, являются источниками образования ТКО.
Управляющими организациями многоквартирных домов г. СЛАВГОРОД 1-й МИКРОРАЙОН являются ООО "УК "Олимп", ТСЖ "Удача", ТСЖ "Эталон".
В случае если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой, включенной в соответствующий реестр, либо место (площадка) накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, ввиду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований на придомовой территории, обязанность по содержанию места (площадки) накопления ТКО лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 156 ЖК).
Судом также установлено, материалами дела подтверждено, что муниципальное образование муниципальный округ город Славгород Алтайского края, (Арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" (Арендатор), на основании протокола заседания комиссии по проведению торгов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления от 11.04.2023 N 1, заключили договор аренды имущества N5 от 04.05.2023 года.
По условиям договора (пункт 1.1.) Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование муниципальное имущество, в том числе - оборудование места накопления твердых коммунальных отходов (бетонное покрытие, металлическое ограждение и 6 контейнеров), расположенное по адресу: Алтайский край, г. Славгород, мкр. 1 возле дома 6. Передача имущества подтверждается Актом приема-передачи от 04.05.2023 года.
Пунктом 1.2. срок аренды устанавливается с 04.05. 2023 г. по 03.05.2028 включительно).
Арендатор обязан производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества, поддерживать имущество в состоянии, пригодном для использования в соответствии с целевым назначением (пункт З.1.З.); убирать и содержать места накопления ТКО и прилегающую территорию в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.1.4.); использовать арендуемое имущество в соответствии с целевым назначением, санитарно-техническими и противопожарными нормами до сдачи по акту Арендодателю (пункт 3.1.5.).
Пунктом 2.5.3. Арендодатель обязан осуществлять контроль за использованием Арендатором имущества по назначению, следить за его сохранностью и за производством Арендатором текущего и капитального ремонта, предварительно согласованного с Арендодателем, и уборкой прилегающей территории.
Согласно пункту 2 Акта приема-передачи от 04.05.2023 года имущество от Арендодателя Арендатору передано в удовлетворительном состоянии.
Состояние контейнерных площадок зафиксировано в фотографиях, являющихся неотъемлемой частью аукционная документация на право заключения договоров аренды (отсутствует часть ограждения, отсутствуют крышки, и т.д.)
С учетом изложенного апелляционный суд признает обоснованными доводы ответчика о том, что в рассматриваемом случае сложилась ситуация, при которой контейнерной площадкой (Алтайский край, г. Славгород, мкр. 1 возле дома 6) на законных основаниях вправе пользоваться только ООО "УК "Олимп". Соответственно, Администрация не вправе требовать возложения на ответчика обязанности по организации и содержанию организованной площадки для ТКО, в связи с чем исковые требований удовлетворению не подлежат.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности подлежат отклонению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец знал о нарушении его прав уже более трех лет (с 1 января 2019 года), как на то указывает ответчик в отзыве.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-322/2023 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации города Славгорода Алтайского края в пользу товарищества собственников жилья "Эталон" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-322/2023
Истец: Администрация г.Славгорода
Ответчик: ТСЖ "Эталон"
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Олимп", ООО "Экостар"