г. Москва |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А40-249803/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Леликовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления. Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2024 по делу N А40-249803/23
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Гасанов К.Р. по доверенности от 11.12.2023;
от заинтересованного лица: Хрипун А.С. по доверенности от 15.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве):
- о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Заозерная, д. 19, стр.1Б/Н, оформленного письмом N КУВД-001/2023-20573954/7 от 28.08.2023;
- обязании Управления Росреестра по Москве в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Заозерная, д. 19, стр.1Б/Н;
- о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Заозерная, д. 19, стр.2 Б/Н, оформленного письмом N КУВД-001/2023-20579195/7 от 28.08.2023;
- обязании Управления Росреестра по Москве в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Заозерная, д. 19, стр.2 Б/Н.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2024 по делу N А40-249803/23 требования Департамента городского имущества города Москвы удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении объектов недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Заозерная, д. 19, стр.: 1 Б/Н, 2Б/Н (далее - объекты недвижимости).
С целью осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТП сформирован технический план.
По результатам кадастровых работ в Управление Росреестра по Москве направлены заявления: N КУВД-001/2023-20573954, N КУВД-С 01 2023-20579195 от 19.05.2023 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении вышеуказанных объектов.
В качестве основания для осуществления регистрационных действии представлен технический план кадастрового инженера от 30.06.2023 с приложением:
- кадастровый план территории;
- судебный акт;
- декларации об объекте недвижимости;
- чертеж ГБУ МосгорБТИ.
Уведомлениями N :КУВД-001/2023-20573954/7, КУВД-001/2023-20579195/7 от 28.08.2023 государственным регистратором сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий в связи с тем, что имеется расхождения в представленном техническом плане и решении суда.
На основании положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правомерно установлена совокупность перечисленных обязательных условий на основании следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закон N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (п.п. 2, 8, 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий (помещений), строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст. 24 Закона N 218-ФЗ и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ установлено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
Как указано ранее, Департаментом к заявлениям о постановке на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы наряду с кадастровым планом территории, декларацией об объекте недвижимости и чертежом ГБУ МосгорБТИ приложен судебный акт.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-256046/21 нежилые здания, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Заозерная, д. 19, стр.: 1 Б/Н, 2Б/Н, площадью 253,6 кв.м и 69,5 кв.м соответственно, признаны самовольными постройками, при этом признано право собственности города Москвы на указанные объекты недвижимости.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ установлены исчерпывающие основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ не имелось.
Частью 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ определены документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав.
Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН, и содержать описание недвижимого имущества.
В силу ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Закона и требованиям принятых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что площадь нежилых объектов (307,1 кв.м и 73 кв.м), указанная в технических планах, определена в соответствии с Приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места", зарегистрированного в Минюсте России 16.11.2020 N 60938 (далее - Приказ N П/0393), по внутренним поверхностям наружных стен этажа на основании измерений, выполненных кадастровым инженером.
Таким образом, разница в площадях обусловлена различиями в методиках подсчета площади для цели кадастрового и технического учета, что в свою очередь отражено в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
Местоположение объекта недвижимости определено кадастровым инженером в соответствии с Приказом N П/0393, а технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-256046/21.
Исходя из п. 49 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", зарегистрированного в Минюсте России 04.04.2022 N 68051 (далее - Приказ N П/0082), характеристики объекта недвижимости и характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении, за исключением сведений о площадях здания, сооружения (если основной характеристикой сооружения является площадь), помещения, машино-места и площади застройки сооружения заполняются в соответствии с документами, указанными в п.п. 21.1 - 21.23 настоящих требований.
Площадь здания, сооружения (если основной характеристикой сооружения является площадь), помещения, площадь застройки сооружения определяется в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения или помещения, установленными на основании ч. 13 ст. 24 Закона N 218-ФЗ.
Следовательно, площадь здания считается отдельно, и согласно положениям Приказа N П/0393 может не совпадать с площадью указанной в решении суда, на что также указано в заключении кадастрового инженера.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем в Управление предоставлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленные объекты недвижимого имущества, следовательно, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по городу Москве.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ признает обоснованным возложение на уполномоченный орган обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2024 по делу N А40-249803/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249803/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ