г. Ессентуки |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А15-2064/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., в отсутствие представителей публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) и Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (ОГРН 1020502629795, ИНН 0562044239), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.02.2024 по делу N А15-2064/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - Управление) от 14.03.2023 по делу N 005/04/9.21-150/2023.
Решением суда от 29.02.2024 изменено постановление Управления от 14.03.2023 по делу N 005/04/9.21-150/2023 в части размера штрафа, штраф уменьшен на 100000р, в остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью выводов Управления по результатам проведенной проверки, наличием в действиях Общества состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания незаконным постановления. Суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, по мнению Общества назначенная мера наказания несоразмерна совершенному деянию.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания. Намерение Общества представить дополнения к апелляционной жалобе не является основанием для отложения рассмотрения дела. Оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства не установлено. Не указано на наличие конкретных документов (доказательств), имеющих значение для правильного рассмотрения дела, а также обоснование причины непредставления документов (доказательств) заблаговременно, до начала судебного заседания.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества и Управления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
30.12.2021 гражданин Зимнох М.А. обратился в адрес Общества, в лице его филиала в Республике Дагестан, с заявкой на осуществление технологического присоединения жилого дома к электрическим сетям (номер заявки на портале N 3545493), расположенного в г. Дербенте.
13.04.2022 между Обществом и гражданином Зимнох М.А. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 40801/2022/ДЭ/ДЕРБРЭС для электроснабжения жилого дома.
По состоянию на 16.01.2023 Обществом не были выполнены мероприятия, указанные в пункте 6 технических условий N 40801/2022/ДЭ/ДЭРРЭС от 04.04.2022.
Зимнох М.А. обратился в Управление с жалобой на действия (бездействие) Общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.
В ходе проведенной Управлением проверки, выявлены нарушения Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 21.02.2023 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении и 14.03.2023 вынесено постановление по делу N 005/04/9.21-150/2023 об административном правонарушении. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600000р.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях (бездействии) Общества содержатся нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанностей, установленных для сетевой организации.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
На основании части 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сферой естественной монополии являются в том числе и услуги по передаче электрической энергии.
Как указано в пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, а также указан минимальный срок, установленный для мероприятий по технологическому присоединению (за исключением временного технологического присоединения).
В рассматриваемом деле, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 40801/2022/ДЭ/ДЕРБРЭС объекта Зимнох М.П. заключен 13.04.2022, соответственно срок осуществления технологического присоединения согласно пункту 6 договора составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору об осуществлении технологического присоединения N 40801/2022/ДЭ/ДЕРБРЭС до 13.10.2022 не исполнены.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что Общество допустило нарушение установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что им не оспаривается.
Также следует отметить, что ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами N 861 не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств. Обществом не было принято достаточных мер для соблюдения норм Правил N 861 и осуществления технологического присоединения объекта Зимнох М.А. в установленный срок.
Роль сетевой организации по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Зимнох М.А. предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки. Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта Зимнох М.А. к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных Правилами N 861.
Квалифицирующим признаком части 2 статьи 9.21 КоАП РФ является повторность совершения правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4.6 КоАП РФ установлено, что лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
С учетом изложенного квалификации по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ подлежат деяния лица, привлеченного на момент совершения административного правонарушения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, совершенные в период одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения арбитражного суда (со дня исполнения этого решения суда).
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством об энергоснабжении, Общество как сетевая организация и профессиональный участник рынка электроэнергии должно было не только знать о предусмотренных Правилами технологического присоединения, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности не допущено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, в данной ситуации отсутствуют. Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, представлены, материалы дела об административном правонарушении таких доказательств не содержат.
Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение рассматриваемого правонарушения для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Между тем, суд первой инстанции счел возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер предусмотренного указанной статьей к назначению штрафа ниже низшего предела.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции принял во внимание ссылку Общества на снижение его доходов, а также резко увеличившееся количество обращений потребителей за технологическим присоединение и увеличения объема работ по строительству объектов инфраструктуры в целях реализации подключения потребителей.
В этой связи коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о наличии оснований для снижения размера наложенного штрафа с 600000р до 500000р, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Возражений относительно снижения размера штрафа ниже низшего предела административным органом в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Исходя из неоднократности привлечения Общества к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, тяжелое положение на которое ссылается заявитель, не доказывает избыточного ограничения штрафом имущественного и финансового положения общества. Наличие убытков у Общества относится к его экономической и предпринимательской деятельности, и само по себе, не может являться безусловным основанием для отмены или снижения административного наказания.
Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.02.2024 по делу N А15-2064/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2064/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН