г. Москва |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А40-254674/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Леликовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-254674/23
по заявлению ООО "Рось" (ОГРН: 1075074008503, ИНН: 5074038209)
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконными рекомендации,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Караева Ф.А. по доверенности от 11.10.2022,
от заинтересованного лица: Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 27.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рось" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о признании незаконными рекомендаций N 9115991 от 26.07.2023 по соблюдению обязательных требований, вынесенных в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020221:523 (з/у 4).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-254674/23 заявленные требования ООО "Рось" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Госинспекция по недвижимости обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя требования апелляционной жалобы не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Госинспекцией на основании задания N 9115991 от 26.07.2023 проведено выездное обследование двух земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО "Рось", по итогам которого вынесены рекомендации по соблюдению обязательных требований N 9115991 от 26.07.2023.
В ходе проведенного обследования з/у 4 с кадастровым номером 50:27:0020221:523 в первом случае выявлены нарушения ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 1 ст. 28 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48).
Рекомендовано устранить нарушение в использовании земельного участка, а именно: обеспечить использование данного земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования сельскохозяйственное использование, либо использовать земельный участок в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Во втором случае при обследовании з/у 4, проведенного совместно с з/у 1, Госинспекцией установлены нарушения требований и ограничений, связанных со строительством (реконструкцией) на нем зданий (сооружений), установленных п. 6 ст. 7. п. 1 ст. 28 Закона N 48.
По результатам обследования рекомендовано устранить нарушения обязательных требований, провести работы по приведению здания, строения, сооружения по адресу: г. Москва, вн. тер. г. поселение Краснопахорское, квартал 188, з/у 4 в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В отношении обследуемого з/у 1 с кадастровым номером 77:22:0020221:1034 по адресу: г. Москва, вн. тер. г. поселение Краснопахорское, квартал 188 рекомендаций не выдано.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (далее - Постановление N 184-ПП), является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе:
- региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы;
- мероприятия по определению вида фактического использования зданий и нежилых помещений для целей налогообложения;
- муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда;
- организацию охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее - Закон N 248-ФЗ) в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий обязан:
- выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ);
- рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 5 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ).
Однако в силу ч. 5 ст. 75 Закона N 248-ФЗ по результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные п.п. 1 (выдача предписания) и 2 (незамедлительные меры по недопущению причинения вреда) ч. 2 ст. 90 настоящего Федерального закона.
Кроме того пунктом 4.25.4 постановления Правительства Москвы от 02.03.2021 N 262-ПП "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Москвы" (далее - Постановление N 262-ПП) в части принятия мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности также установлен запрет по результатам проведения выездного обследования на принятие решения, предусмотренных п.п. 5.2.2.1, 5.2.2.2 и 5.2.2.3 настоящего Постановления.
Пунктом 5.3 Постановления N 262-ПП определено, что в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований указываются:
- фамилии, имена, отчества (при наличии) инспекторов, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие;
- дата выдачи;
- адресные данные объекта контроля;
- наименование лица, которому выдается предписание;
- ссылки на нормативные правовые акты, в которых содержатся нарушенные обязательные требования;
- описание нарушения обязательных требований, которые требуется устранить;
- срок устранения нарушения обязательных требований.
Рекомендации, выданные Госинспекцией по недвижимости, фактически содержат прямое указание на нарушение обязательных требований со ссылками на нормативные правовые акты, и требование об их устранении.
То обстоятельство, что заинтересованным лицом в настоящем случае не установлен срок устранения выявленных нарушений, не отменяет правовую природу рекомендаций, поскольку в отличие от предписания рекомендации направлены на установление норм поведения, которые предотвратят возможное нарушение требований законодательства, являются профилактической мерой регулирования и не могут содержать властных указаний, поскольку на момент выдачи рекомендаций нарушения обязательных требований фактически отсутствуют.
Как верно установлено судом, Госинспекцией по недвижимости в нарушение положений Закона N 248-ФЗ, Постановления N 262-ПП по результатам выездной проверки фактически выдано предписание об устранении выявленных нарушений, при этом содержащее вывод о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признает рекомендации N 9115991 от 26.07.2023 недействительными, поскольку последние фактически являются предписаниями, а требования общества подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-254674/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254674/2023
Истец: ООО "РОСЬ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ