г. Тула |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А09-2397/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Холодковой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - управления Федерального казначейства по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746181, ИНН 3234013018) - Демковой И.А. (доверенность от 26.06.2023 N 27-18-07/22), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244110908, ИНН 3250061308) - Касина М.К. (доверенность от 01.03.2024 N 307и), Хроленко А.И. (доверенность от 03.05.2024 N 662и), в отсутствие заявителя - Выгоничской поселковой администрации (Брянская область, п. Выгоничи, ОГРН 1053233056656, ИНН 3245002378), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), департамента финансов Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310), публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (г. Москва, ОГРН 5177746100032, ИНН 7704446429), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2023 по делу N А09-2397/2023 (судья Фролова М.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Выгоничская поселковая администрация (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по Брянской области (далее - УФК по Брянской области, управление) о признании незаконным пункта 1 представления от 16.01.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства (далее - департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области), правительство Брянской области, департамент финансов Брянской области и публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - ППК "Фонд развития территорий").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает необоснованной ссылку суда на постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 N 278 "О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации", поскольку положения данного акта не применимы к рассматриваемому случаю; указанным актом устанавливается порядок предоставления субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации для поддержки субъектов (уровень "федерация" - "субъект"). Полагает, что разница между суммой, которая установлена по экспертизе, и суммой, которая рассчитана исходя из положений законодательства, в соответствии с пунктом 9 Порядка от 31.12.2018 N 752-п и региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы) подлежит оплате полностью за счет средств местного бюджета. Считает, что судом безосновательно приняты доводы заявителя о наличии экономии средств без фактической проверки соответствующих доказательств. Отмечает, что решение о дальнейшем использовании неизрасходованных средств может принять только субъект Российской Федерации, а не муниципалитет. Ссылается на применение судом нормативных правовых актов, которые введены в действие после даты осуществления спорной платежной операции, а также разъяснений, которые, по сути, являются не нормативными правовыми актами, а позицией государственного органа, которая не является обязательной для суда.
Администрация и департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация, правительство Брянской области, департамент финансов Брянской области и ППК "Фонд развития территорий" представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Администрация заявила ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью направить представителя для участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства ввиду следующего.
Частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 АПК РФ).
Согласно части 5 указанной нормы права арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из изложенного следует, что отложение рассмотрения дела при заявленном ходатайстве одной из сторон, является правом суда, предоставленном законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела.
В данном случае администрация извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явка представителя администрации в судебное заседание не признана судом обязательной, ее правовая позиция изложена в апелляционной жалобе, доказательств невозможности обеспечить явку в судебное заседание иных представителей суду не представлено, равно как и не обоснована необходимость участия представителя совершением каких-либо процессуальных действий, которые могли бы повлиять на разрешение спора.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции оставляет заявленное администрацией ходатайство без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Брянской области от 01.04.2019 N 148-п утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы) (далее - Программа N 148-п).
Пунктом 5 раздела 8 указанной Программы установлено, что в данной программе участвуют муниципальные образования, выполнившие условия, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), и принявшие решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета.
Выгоничское городское поселение Выгоничского муниципального района признано муниципальным образованием, выполнившим условия, предусмотренные статьей 14 Закона N 185-ФЗ, и принявшим решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета.
Указанному муниципальному образованию, включенному в этап 2021 года региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019-2023 годы), предоставлена финансовая поддержка в объеме 22 596 116 руб., в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на цели расселения граждан (41 человек) из аварийного жилищного фонда, переселяемой площадью 743 кв.м.
На основании приказов УФК по Брянской области от 20.10.2022 N 376 о/д "О назначении внеплановой выездной проверки Выгоничской поселковой администрации", от 28.10.2022 N 386 о/д "Об изменении состава проверочной группы выездной проверки Выгоничской поселковой администрации, назначенной приказом управления Федерального казначейства по Брянской области от 20.10.2022 N 376 о/д", в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.10.2022 N 07-04-05/18-25161, проверочной группой УФК по Брянской области проведена выездная проверка использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.
Проверенный период: с 01.01.2017 по истекший период 2022 года.
По результатам выездной проверки составлен акт от 05.12.2022 и выдано представление от 16.01.2023 об устранении выявленных нарушений.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
В нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), абзаца третьего пункта 2, пункта 3 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением правительства Брянской области от 23.07.2018 N 362-п "Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области", пункта "б" раздела 9 Региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы)", утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 01.04.2019 N 148-п, пункта 9 Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Брянской области субсидий на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", утвержденного постановлением правительства Брянской области от 31.12.2018 N 752-п "Об утверждении государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области", пункта 4.3.28 соглашения от 22.01.2021 N 812-2021-9-001 о предоставлении субсидии в бюджет Выгоничского городского поселения Выгоничского муниципального района Брянской области на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в соответствии с региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2024 годы) в 2022 году по этапу 2021 года (в редакции дополнительного соглашения от 10.03.2022 N 812-2021-9-001/5) Выгоничской поселковой администрацией неправомерно использованы средства межбюджетного трансферта в виде субсидии, предоставленной из бюджета Брянской области бюджету Выгоничского городского поселения Выгоничского муниципального района Брянской области, на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в соответствии с региональной адресной программой "Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019-2023 годы) на этапе 2021 года (2021 - 2022 гг.), повлекшее нарушение порядка расходования межбюджетных трансфертов в виде субсидии, в общей сумме 335 865 руб. 02 коп., в том числе: за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по КБК 812 0501 121F367483 523 (7558) - 332 506 руб. 37 коп.
В нарушение статьи 179 БК РФ, статьи 16 Закона N 185-ФЗ, пункта 9 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)" государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области", утвержденного постановлением правительства Брянской области от 31.12.2018 N 752-п "Об утверждении государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области", раздела 3 "Срок реализации программы", пунктов "б", "в" раздела 9 "Обоснование объема средств, предусмотренных на реализацию программы, и объемы ее финансирования", разделов 10 "Планируемые показатели выполнения программы", 11 "Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", 12 "Управление программой и система организации контроля за ее реализацией", 13 "Оценка социально-экономической эффективности программы и ее результатов региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 01.04.2019 N 148-п "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы)", пункта 1.1 дополнительного соглашения от 10.03.2022 N 812-2021-9001/5 к соглашению от 22.01.2021 N 812-2021-9-001 о предоставлении субсидии в бюджет Выгоничского городского поселения Выгоничского муниципального района Брянской области на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в соответствии с региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2024 годы) на этап 2021 года, приказа Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" Выгоничской поселковой администрацией в 2021 и 2022 годах допущено несоответствие содержания муниципальной программы, требованиям соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно:
в приложении 4 к Муниципальной программе "План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", число жителей, планируемых к переселению - 42 человека (гр. 3), в региональной программе - 41 чел. (гр. 3); в Муниципальной программе расселяемая площадь жилых помещений, находящихся в собственности граждан - 710,7 кв.м (гр. 8), находящаяся в муниципальной собственности - 32,3 кв.м (гр. 9), в региональной программе аналогичные показатели соответственно - 711,9 кв.м (гр. 8) и 31,1 кв.м (гр. 9);
в приложении 5 к Муниципальной программе "Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", расселяемая площадь на 2022 год - 743,0 кв.м (гр. 6), количество переселяемых жителей на 2022 год - 42 чел. (гр. 14), всего переселенных жителей в графе 18 не отражено. В Региональной программе расселяемая площадь на 2021 год - 601,5 кв.м (гр. 5), на 2022 год - 141,5 кв.м (гр. 6), количество переселяемых жителей на 2021 год - 31 чел. (гр. 13), на 2022 год - 10 чел. (гр. 14), всего переселяемых жителей - 41 чел. (гр. 18).
УФК по Брянской области в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095), потребовало:
1. По нарушению N 1 принять меры по устранению нарушения путем возмещения неправомерно израсходованных средств межбюджетного трансферта в виде субсидии в соответствующий бюджет в общей сумме 335 865 руб. 02 коп., в том числе:
- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по КБК 812 218600 10020000 150 (7558) - 332 506 руб. 37 коп.;
- средства областного бюджета по КБК 812 218600 10020000 150 (7561) - 3358 руб. 65 коп., и принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.06.2023.
2. По нарушению N 2 принять меры по устранению нарушения путем приведения в соответствии муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Выгоничское городское поселение" (2019 - 2024 гг.), утвержденной постановлением Выгоничской поселковой администрации от 25.02.2019 N 22, к региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы)", утвержденной постановлением правительства Брянской области от 01.04.2019 N 148-п, и принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.06.2023.
Не согласившись с указанным представлением в части пункта 1, полагая, что представление в этой части является незаконным и нарушает права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Оспариваемое предписание (пункт 1) содержит требование к администрации принять меры по устранению нарушения путем возмещения неправомерно израсходованных средств межбюджетного трансферта в виде субсидии в соответствующий бюджет в общей сумме 335 865 руб. 02 коп., в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по КБК 812 218600 10020000 150 (7558) - 332 506 руб. 37 коп.; средства областного бюджета по КБК 812 218600 10020000 150 (7561) - 3358 руб. 65 коп., и принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.06.2023.
Из материалов дела следует, что Выгоничскому городскому поселению Выгоничского муниципального района, включенному в этап 2021 года региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019-2023 годы), предоставлена финансовая поддержка в объеме 22 596 116 руб., в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на цели расселения граждан (41 человек) из аварийного жилищного фонда, переселяемой площадью 743 кв.м.
Объем финансирования на реализацию региональной адресной программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в программу, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений.
В соответствии с БК РФ, Законом N 185-ФЗ, Законом Брянской области от 10.12.2020 N 105-3 "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденных постановлением правительства Брянской области от 23.07.2018 N 362-п "Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области" (в редакции постановления Правительства Брянской области от 15.06.2020 N 246-п) (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий), Порядком предоставления бюджетам муниципальных образований Брянской области субсидий на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 31.12.2018 N 752-п "Об утверждении государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области", (далее - Порядок предоставления субсидии), постановлением правительства Брянской области от 01.04.2019 N 148-п "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2024 годы)" (в редакции постановления правительства Брянской области от 21.12.2020 N649-п), между департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области и администрацией заключено соглашение от 22.01.2021 N 812-2021-9-001 о предоставлении субсидии в бюджет Выгоничского городского поселения Выгоничского муниципального района Брянской области на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в соответствии с региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2024 годы) на этап 2021 года.
В соглашении от 22.01.2021 N 812-2021-9-001 предусмотрены: размер субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления и расходования, а также объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств.
В марте 2022 года департаментом финансов Брянской области (главный распорядитель департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области) доведены межбюджетные трансферты в форме субсидии по коду бюджетной классификации расходов бюджета уведомлениями по расчетам между бюджетами:
- от 03.03.2022 N 15300775 2022 812 121F367483 1522/1 средства Фонда по КБК 812 0501 121F367483 523 (7558) в сумме 5 433 419 руб. 03 коп.;
- от 03.03.2022 N 15300775 2022 812 121F367483 1522/2 средства областного бюджета по КБК 812 0501 121F367484 523 (7561) в сумме 54 882 руб. 98 коп.;
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения от 22.01.2021 N 812-2021-9-001 Выгоничская поселковая администрация установила способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем выплаты выкупной цены собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде.
В соответствии с отчетом от 01.03.2021 3221-058/9-ОС об оценке возмещения за жилое помещение (квартиру) общей площадью 31,7 кв.м, расположенное по адресу: Брянская область, п. Выгоничи, ул. Пионерская, д. 26, кв. 6, принадлежащее на праве собственности Разумной Н.А., составленным ООО "Городской центр оценки и консалтинга", величина возмещения (выкупная стоимость изымаемого жилого помещения) составила 958 732 руб. (30 243 руб. 91 коп. за 1 кв. метр).
Уведомлением от 16.04.2021 N 341 администрация уведомила Разумную Н.А. о величине возмещения (выкупная стоимость) за изымаемое жилое помещение.
Разумная Н.А. в 2021 году отказалась от подписания соглашения о выкупе жилого помещения и обратилась в Выгоничский районный суд Брянской области.
На основании решения Выгоничского районного суда Брянской области администрация выплатила собственнику данной квартиры выкупную стоимость в размере 1 303 318 руб. (41 114 руб. 13 коп. за 1 кв.м), при планируемой программной стоимости переселения граждан из данной квартиры 964 060 руб. 40 коп.
Денежные средства перечислены администрацией на лицевой счет Разумной Н.А. в общей сумме 1 303 318 руб., платежными поручениями:
- за счет средств Фонда от 20.05.2022 N 472941 по КБК 859 0501 591 F367483 853 (7558) в сумме 1 277 381 руб. 97 коп. (или 98,01%);
- за счет средств областного бюджета по КБК 859 0501 591 F367484 853 (7561) от 20.05.2022 N 472943 в сумме 12 902 руб. 85 коп. (или 0,99 %);
- за счет средств муниципального бюджета по КБК 859 0501 591 F36748S 853 от 20.05.2022 N 472942 в сумме 13 033 руб. 18 коп. (или 1%).
Процентное соотношение участия в софинансировании в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в соответствии с региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2024 годы) на этап 2021 года сторонами соглашения не нарушено.
По мнению управления, выплаченная администрацией Разумной Н.А. выкупная стоимость за изымаемую квартиру в размере 1 303 318 руб. (41 114 руб. 13 коп. за 1 кв. метр) превышает максимальную установленную стоимость 1 кв.м, равную 30 412 руб., что нарушает указанные выше нормы закона, не соответствует пункту 9 Порядка N 752-п, где предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы) и в связи с чем, и вынесен пункт 1 представления от 16.01.2023 N 27-22-08/40.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления бюджетам муниципальных образований Брянской области субсидий на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" утвержден постановлением правительства Брянской области от 31.12.2018 N 752-п "Об утверждении государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области"
В соответствии с пунктом 9 Порядка 752-п предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы). В обратном случае, финансирование расходов на оплату превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Региональной адресной программой (в редакции постановления правительства Брянской области от 01.08.2022 N 327-п) установлено, что в случае заключения муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых помещений по цене, превышающей предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Порядок выплаты выкупной стоимости, превышающей размер предельной стоимости, не предусмотрен пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 N 278 "О порядке предоставления в 2019-2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации".
В связи с представлением УФК по Брянской области департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области направлен запрос в ППК "Фонд развития территорий" о правомерности расходования средств.
Письмом от 26.01.2023 N 08-2452-АШ разъяснено, что показатель "предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения" отсутствует в нормативных правовых актах Российской Федерации, применяемых при подготовке и реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемых с участием средств финансовой поддержки Фонда.
Приказами Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017" и от 11.11.2021 N 817/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" не предусмотрено каких-либо ограничений в части превышения субъектами Российской Федерации в разрезе муниципальных образований установленной Минстроем России стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для определения способа переселения.
Постановлением правительства Брянской области от 26.12.2022 N 653-п в региональную программу "Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019-2023 годы) внесены изменения, согласно которым слова "предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящей программой" заменены на "средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящей программой".
В соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
На основании решения Выгоничского районного суда Брянской области от 04.04.2022 по гражданскому делу N 2-1-12/2022, с учетом результатов судебной экспертизы по определению рыночной стоимости жилого помещения N 6 по ул. Пионерской в п. Выгоничи, Выгоничская городская администрация выплатила собственнику данной квартиры выкупную стоимость в размере 1 303 318 руб., при планируемой программной стоимости переселения граждан из данной квартиры 964 060 руб. 40 коп., чем исполнила решение суда в полном объеме.
Согласно реестру контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, заключение договоров о развитии застроенной территории, соглашений на предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение и иных типов контрактов в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, направленного в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства письмом правительства Брянской области от 22.09.2022 N 1-7231и по муниципальному образованию "Выгоничское городское поселение" образовались неизрасходованные средства в объеме 1 240 441 руб. 40 коп. по результатам проведенной независимой оценки возмещения за изъятые ранее объекты недвижимости и приобретенной квартиры для нанимателя жилья (16 квартир, площадью 601,5 кв.м), в том числе средства Фонда - 1 215 756 руб. 67 коп.
В связи с имеющейся экономией, сложившейся по результатам переселения граждан из 16 квартир, администрация направила собственнику квартиры N 6 по ул. Пионерской (помимо 964 060 руб. 40 коп.) средства в размере 339 257 руб. 60 коп. (в том числе средства Фонда - 332 506 руб. 37 коп., средства областного бюджета - 3 358 руб. 65 коп.) по основаниям, предусмотренным Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализаций региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, утвержденным государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Абзацем девятнадцатыми раздела 9 паспорта региональной адресной программы предусмотрена норма, регламентирующая право муниципальных образований на использование денежных средств, неизрасходованных при реализации региональной адресной программы, которое осуществляется в соответствии с Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации", утвержденным государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением правительства Брянской области от 02.05.2023 N 168-п в постановление правительства Брянской области от 01.04.2019 N 148-п "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2019 - 2023 годы)" внесены изменения, регламентирующие порядок расходования средств Фонда в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Согласно приложению 3 к региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019 - 2023 годы) "План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" в графах 15, 16 указывается сумма экономии денежных средства за счет переселения граждан по договору о развитии застроенной территории (графа 15) и за счет переселения граждан в свободный муниципальный жилищный фонд (графа 16).
При реализации региональной адресной программы сложилась экономия денежных средств в результате выплаты выкупной стоимости собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: п. Выгоничи, ул. Ленина, д. 33.
В соответствии с порядком формирования региональных программ, утвержденным Минстроем России от 11.11.2021 N 817/пр, данные о сложившейся экономии в результате переселения граждан путем выкупа жилых помещений, не включаются в приложение 3 к региональной адресной программе.
В этой связи ППК "Фонд развития территорий" по результатам совещания с Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.05.2022 рекомендовано субъектам Российской Федерации при необходимости использовать на оплату контрактов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда средства Фонда в полном объеме, предусмотрев к моменту завершения этапа программы средства региона для обеспечения установленной доли софинансирования в целом по этапу.
Также разъяснения по вопросу возможности расходования средств направлялись в департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства письмом от 25.06.2020 N ОР-07/1201 и от 05.08.2022 N КЦ-07/1461.
Решением Комитета по рассмотрению вопросов, связанных с созданием безопасных и благоприятных условий проживания ППК "Фонд развития территорий" от 03.10.2022 протокол N 32ПС средства, запрашиваемые Брянской областью, одобрены, соответственно, нарушений в части расходования средств фонда не выявлено.
В судебном заседании первой инстанции представитель управления на вопрос суда пояснил, что нецелевого использования денежных средств администрацией не допущено.
Довод управления о том, что судом применены нормативные правовые акты в редакциях, введенных в действие после даты осуществления спорной платежной операции, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку в данном конкретном случае применение судом постановлений правительства Брянской области от 26.12.2022 N 653-п и от 02.05.2023 N 168-п, разъяснений, изложенных в письме от 26.01.2023 N 08-2452-АШ, является обоснованным, так как указанные разъяснения и внесенные на их основании изменения в соответствующие нормативные правовые акты сделаны в целях устранения ранее допущенной ошибки в порядке предоставления субсидии.
Управление также обращает внимание на то, что постановлением УФК по Брянской области от 28.02.2023 N 18-15-17/2023 по факту, изложенному в обжалуемом представлении, глава администрации Герасин О.Е. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку управления на данное постановления, поскольку, исходя из положений статьи 69 АПК РФ, постановление административного органа о привлечении к административной ответственности не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора; кроме того, с учетом установленных фактических обстоятельств оно не опровергает выводы суда по настоящему делу.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на допущенные судом первой инстанции по тексту решения опечатки в указании номера оспариваемого представления (правильный номер - 27-22-08/142), отклоняется судебной коллегией, поскольку данный довод носит формальный характер.
Очевидная опечатка суда первой инстанции не свидетельствует о судебной ошибке, которая в соответствии со статьей 270 АПК РФ может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Допущенная судом опечатка может служить основанием для ее исправления в порядке статьи 179 АПК РФ.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление УФК по Брянской области в оспариваемой части (пункт 1) не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, а заявленные требования Выгоничской поселковой администрации подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы управления, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2023 по делу N А09-2397/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2397/2023
Истец: Выгоничская поселковая администрация
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Брянской области
Третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, Департамент финансов Брянской области, Правительства Брянской обасти, Публично-правовая компания "Фонд развития территорий"