г. Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А41-27641/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Топчий К.Б.,
при участии в судебном заседании:
от Государственной компании "Автодор" - Корнилов И.И. по доверенности от 07.06.2023;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Федерального дорожного агентства (ОГРН: 1047796331494, ИНН: 7717509757) на решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024 по делу N А41-27641/22
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского городского округа Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Федеральному дорожному агентству (далее - Росавтодор), Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор") с требованиями о внесении изменений в ЕГРН путем установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087, занятого Кобяковским кладбищем, площадью 106 645 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский р-он, д. Кобяково, в соответствии с геодезическими данными; внесении в ЕГРН изменений путем установления границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0000000:1168, земельного участка полосы отвода автомобильной дороги МоскваМинск с кадастровым номером 50:20:0000000:935, а также земельного участка полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-107 с кадастровым номером 50620:0070617:355 в соответствии с каталогом координат.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Служба кладбищ" Одинцовского городского округа Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство транспорта Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024, исковые требования удовлетворены частично. Установлены границы земельного участка с кадастровым номером 50620:0000000:302087, фактически занятого захоронениями, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Кобяково, определив его площадь 106 645 кв. м и границы в координатах, согласно таблице. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное дорожное агентство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024 и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда от Государственной компании "Автодор" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Государственной компании "Автодор" поддержал доводы апелляционной жалобы Федерального дорожного агентства, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей истца, ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, на территории Одинцовского городского округа по адресу: Московская область, Одинцовский р-он, д. Кобяково, на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:02087 расположено кладбище, захоронения на котором производились с 1941 года.
Как указывает Администрация, Кобяковское кладбище внесено в Единый реестр кладбищ, расположенных на территории Московской области и в настоящее время имеет статус "открытое для свободных захоронений"
При формировании земельного участка, занятого захоронениями, с целью его дальнейшей постановки на кадастровый учет и оформления права собственности муниципального образования, в результате кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка по фактическим границам составляет 92 656 кв. м, земельный участок имеет пересечение с землями государственного лесного фонда Звенигородского лесничества Московской области (площадь пересечения 100%), придорожными полосами автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-107 Московское малое кольцо через Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру в границах Одинцовского городского округа (площадь пересечения 2 381 кв. м, процент пересечения 2,6%).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции руководствовался заключением эксперта N 0401/2023 от 20.02.2023, которым установлено, что кладбище фактически занимает площадь 106 645 кв. м, и в силу закона земельный участок указанной площадью подлежит отнесению к муниципальной собственности, в связи с чем, границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087 установлены в соответствии с геоданными, предложенными экспертами.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о погребении решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно тому же пункту статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
Как установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
В целях определения наличия пересечения земельного участка фактически занятого Кобяковским кладбищем с землями лесного фонда, придорожной полосой автомобильной дороги, определением суда от 09.01.2023 назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "ИнтерпромТЭКпроект инжиниринг" Савело О.В., Фомину А.В
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1). С выездом на место определить площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087 (с указанием координат поворотных точек), расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Кобяково, фактически занятого захоронениями и необходимого для использования по назначению кладбища с учетом санитарных норм н обеспечения доступа к нему.
2). С учетом ответа на вопрос N 1 установить, соответствует ли граница земельного участка, установленная при ответе на вопрос 1), границам земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:20:0000000:302087?
3). В случае, если граница земельного участка, определенная при ответе на вопрос N 1, не совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087, внесенной в ЕГРН, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087 с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого кладбищем с учетом нормативов, установленных Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007 "О погребении и похоронном деле в Московской области", Порядка, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52. (с приложением графического материала).
4). После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 3) установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, в том числе с охранной зоной придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-107 Московское малое кольцо через Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру (в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087), а также с землями лесного фонда, в том числе, с земельным участком с кадастровым номером 50:20:0000000:1168.
5). В случае положительного ответа на вопрос 4), с учетом требований действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", установить границы и площадь данных земельных участков, за вычетом площади пересечения с границами земельного участка, занятого захоронениями и необходимого для использования по назначению кладбища с учетом санитарных норм и обеспечения доступа к нему. Отобразить графически.
6). При положительном ответе на вопрос 4) указать причины возникновения пересечений, наложений, площадь и границы наложений, является ли причиной пересечений, наложений реестровая ошибка. При наличии реестровой ошибки предложить варианты ее устранения, отобразить графически (в форме таблицы, с указанием исключаемых точек ЕГРН и точек, подлежащих внесению (с отображением координат, длин линий и дирекционных углов). Отобразить графически.
Согласно поступившему заключению эксперта от 20.02.2023 N 0401/2023, участок кладбища огорожен забором с западной, северной и восточной сторон, с южной стороны, в лесу участок кладбища не огорожен, границами являются фактические захоронения. Кладбище разделено на несколько пронумерованных участков захоронений. Практически весь участок расположен в залесенной местности. С западной стороны кладбища расположена подъездная дорога и автостоянка. Внутри кладбища с западной стороны вдоль забора есть проезд к мусорной площадке, также есть центральный проезд внутри кладбища и проезд вдоль забора с восточной стороны. С северной и восточной сторон участок кладбища граничит с автомобильной дорогой, с южной стороны - с лесом.
Согласно проведенной геодезической съемке фактическая площадь земельного участка под кладбищем составила 106 645 кв.м. Экспертами определены границы и площадь земельного участка под кладбище по фактическим границам.
Кроме этого, установлена ориентировочная санитарно-защитная зона, которая не включается в границы земельного участка под кладбище.
Доступ к земельному участку под кладбище осуществляется с западной стороны через земельный участок общего пользования с кадастровым номером 50:20:0070606:130.
Эксперты также установили, что земельный участок под кладбищем пересекает границы земельного участка полосы отвода автомобильной дороги Москва-Минск 16+140- 84+00 км с кадастровым номером 50:20:0000000:935. Площадь наложения земельного участка под кладбищем на земельный участок автодороги с кадастровым номером 50:20:0000000:935 составляет 3 119 кв.м.
Также имеется пересечение с границами полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-107 Московское малое кольцо с кадастровым номером 50:20:0070617:355. Площадь наложения границ с участком кладбища составила 554 кв.м.
Площадь наложения границ земельного участка под кладбищем с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0000000:1168 составила 47 219 кв.м.
При этом границы участка под кладбище пересекают зону лесничества с реестровым номером 50:00-6.1201 и охранную зону придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-107 Московское малое кольцо с реестровым номером 50.00.2.577. Данные зоны накладывают ограничения прав на использование земельного участка, но не являются основанием для отказа в государственном кадастровом учете при уточнении границ земельного участка.
Схемы наложения границ земельного участка, фактически занятого кладбищем на участок государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0000000:1168 и на участки полосы отвода автодороги с кадастровыми номерами 50:20:0000000:935 и полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения с кадастровым номером 50:20:0070617:355 приведены в Приложении 5.
С учетом этого установлены новые границы и площади следующих земельных участков:
- участок полосы отвода автомобильной дороги Москва-Минск 16+140-84+00 км с кадастровым номером 50:20:0000000:935. Новая площадь участка за вычетом наложения с границами земельного участка, занятого кладбищем составила 2 741 730 кв. м.
- участок полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-107 Московское малое кольцо с кадастровым номером 50:20:0070617:355. Новая площадь участка за вычетом наложения с границами земельного участка, занятого кладбищем составила 7 173 кв. м.
- участок лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0000000:1168. Новая площадь участка за вычетом наложения с границами земельного участка, фактически занятого кладбищем, составила 80 653 кв.м.
Представлен каталог координат уточненных земельных участков за вычетом наложения участка кладбища (приложение 6,7).
Согласно выводам экспертов, фактические границы участка под кладбище не соответствуют кадастровым границам и подлежат уточнению, что не является реестровой ошибкой.
Заключение эксперта от 20.02.2023 N 0401/2023, подготовленное ООО "Интерпромтэкпроект инжиниринг", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и кадастровой деятельности, содержит полные и однозначные выводы на поставленные вопросы, в исследовательской части содержится мотивированное описание исследования и произведенных измерений, в связи с чем, данное заключение отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств и принято судом в качестве надлежащего доказательства.
Допустимых доказательств того, что экспертное заключение, составленное по результатам назначенной судом экспертизы, не соответствует требованиям действующего законодательства, а равно, что заключение содержит недостоверные выводы, и выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, суду не представлено.
Оснований для проведения повторной или дополнительной экспертизы судом первой инстанции не установлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Согласно подп. 1 ст. 3 ФЗ N 257 автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно положениям статей 3, 5, 6, 28, 30 Федерального закона от 17.07.2009 N 145- ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Государственная компания осуществляет деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании автомобильная дорога М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) (далее - М-1) передана в доверительное управление Государственной компании.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:935, расположенный по адресу: обл. Московская, р-н Одинцовский, полоса отвода автомобильной дороги МоскваМинск 16+140-84+00 км зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН сделана запись N 50-50-96/011/2010-290 от 07.06.2010.
На земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070617:355 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН сделана запись от 24.01.2009 N 50-50-98/002/2009-205.
Согласно пунктов 1 и 2 положения о Федеральном дорожном агентстве (далее - ФДА), утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374, ФДА является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с п. 5.2 указанного положения ФДА осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Как указано в пунктах 5.4.12 и 5.4.12(2) Положения Росавтодор предоставляет земельные участки, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения и принимает решение об образовании таких земельных участков в целях установления границ полос отвода автомобильных дорог федерального значения.
В соответствии с распоряжением ФДА от 29.12.2010 N 838-р (договор аренды от 04.02.2011 N 1-ГК) земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:935 предоставлен в аренду Государственной компании.
В соответствии с распоряжением ФДА от 30.03.2010 N 251-р (договор аренды от 05.10.2010 N 51-ГК) земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070617:355 предоставлен в аренду Государственной компании.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Учитывая результаты судебной экспертизы о фактической площади кладбища в 106.645 кв.м. и принимая во внимание, что в силу закона земельный участок указанной площадью подлежит отнесению к муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:302087 подлежат установлению в соответствии с геоданными, предложенными экспертами.
Поскольку земельный участок, занятый кладбищем в силу закона не может относиться к землям лесного фонда, а также находиться в полосе отвода автомобильной дороги, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований в части внесения в ЕГРН соответствующих сведений путем установления границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:20:000000:1168, а также границ земельных участков автодороги с кадастровыми номерами 50:20:0000000:935 и 50:20:0070617:355, за вычетом наложения земельного участка под кладбищем.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию Федерального агентства лесного хозяйства с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств, что не может являться основанием для отмены состоявшегося решения.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024 по делу N А41-27641/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий cудья В.Н. Семушкина
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27641/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное дорожное агенство
Ответчик: Федеральное агенство лесного хозяйства
Третье лицо: "АВТОДОР"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2252/2025
25.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24208/2024
22.05.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7440/2024
24.02.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27641/2022