г. Москва |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А40-250609/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: С.М. Мухина, Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АГР" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2024 по делу N А40-250609/23,
по заявлению ООО "АГР" к Центральной электронной таможне о возложении обязанности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Прокофьева А.В. по доверенности от 14.12.2023;
от ответчика: Дадаева С.С. по доверенности от 09.01.2024.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГР" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с Центральной электронной таможни (далее - таможенный орган) излишне уплаченной антидемпинговой пошлины по таможенной декларации N 10131010/110821/0525789 (товар N 1, 2, 7, 10) в размере 27 782 020,36 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований общества.
Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представитель таможни возражал. 06.05.2024 представил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ООО "ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС" (далее - Общество) декларировало в Центральной электронной таможне по декларации на товары (далее - ДТ) N 10131010/110821/0525789 (товар N 1, 2, 7, 10) в подсубпозиции 8708 70 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС товары "Алюминиевые колесные диски новые для сборки а/м Шкода Рапид", страна происхождения - Испания (ES), Чехия (CZ), Турция (TR), Германия (DE).
На Центральном таможенном посту (ЦЭД) Центральной электронной таможни ООО "ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС" по ДТN 10131010/110821/0525789, среди прочих, задекларированы:
- товар N 1 "алюминиевый колесный диск, новый, литой, для сборки а/м ШКОДА РАПИД..." в подсубпозиции 8708 70 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные сведения о происхождении товара - Испания (ES);
- товар N 2 "алюминиевый колесный диск, новый, литой, для сборки а/м ШКОДА РАПИД..." в подсубпозиции 8708 70 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные сведения о происхождении товара - Чехия (CZ);
- товар N 7 "алюминиевый колесный диск, новый, литой, для сборки а/м ШКОДА РАПИД..." в подсубпозиции 8708 70 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС заявленные сведения о происхождении товара - Турция (TR);
- товар N 10 "алюминиевый колесный диск, новый, литой, для сборки а/м ШКОДА РАПИД..." в подсубпозиции 8708 70 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС заявленные сведения о происхождении товара - Германия (DE).
В целях подтверждения страны происхождения товаров Обществом представлены следующие документы: ЭДТ N 10131010/110821/0525789, оригиналы непреференциальных сертификатов о происхождении товара общей формы от 09.07.21 NN 221324, 221325, 221326.
На момент подачи декларации на товар в графе 16 и 34 ДТ N 10131010/110821/0525789 отсутствовали сведения о стране происхождения.
Антидемпинговые пошлины по ДТ были уплачены Декларантом в размере 27 782 020,36 руб.
Составлен акт проверки документов и сведений от 16.03.2022 N 10131000/206/160322/А0155.
ООО "АГР" 16 февраля 2022 г. подано обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10131010/110821/0525789, после выпуска товаров, а также КДТ с изменениями граф N В, 34, 44, 47.
В целях подтверждения страны происхождения товаров Обществом предоставлены непреференциальные сертификаты о происхождении товара общей формы от 9 июля 2021 г. N 221324, от 9 июля 2021 г. N 221325, от 9 июля 2021 г. N 221326. В графе 3 предоставленных сертификатов, выданных Чешской Республикой, указаны страны происхождения товаров - Германия, Чехия, Испания, Турция.
По результатам проведенного после выпуска товара таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений по направлению соблюдения порядка и условий определения сведений о происхождении товаров (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 16 марта 2022 г. N 10131000/206 /160322/А0155) ЦЭлТ принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10131010/110821/0525789, согласно корректировке декларации на товары (далее-КДТ).
Общество полагает, что антидемпинговая пошлина является излишне уплаченной, незаконно начисленной и взысканной.
На основании изложенных обстоятельств, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 5 статьи 29 ТК ЕАЭС в целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров.
Согласно пункту 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара.
Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения товаров.
Пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1 статьи 314 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 указанной статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Правила).
Согласно пункту 20 Правил происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара:
1) декларация о происхождении товара; 2) сертификат о происхождении товара. Согласно пункту 21 Правил сертификат о происхождении товара (далее - Сертификат) оформляется в соответствии с требованиями (далее - Требования) согласно Приложению к Правилам.
В соответствии с пунктом 5 Требований (в ред. от 10 июля 2020 г. -действующая на момент вынесения оспариваемого решения) Сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
Подпунктом 2 пункта 34 Правил установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует Требованиям.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС в случае, если происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются, исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.
Учитывая положения Решения N 43, в случае отсутствия документа, однозначно подтверждающего происхождение задекларированных товаров (оригинала Сертификата), в отношении товаров "литых алюминиевых колесных дисков, представляющих собой колеса ходовые из алюминия диаметром от 13 до 20 дюймов включительно с максимально допустимой нагрузкой не более 1150 кг с диаметром центрального отверстия до 131 мм включительно, происходящих из Китайской Народной Республики", классифицируемых кодом 8708 70 500 1 и 8708 70 500 9ЕАЭС, должна быть уплачена максимальная антидемпинговая пошлина, установленная Решением N 43 в размере 33,69% от таможенной стоимости товара.
В качестве документов, подтверждающих происхождение товаров N 1,2, 7, 10, задекларированных по ДТ N 10131010/110821/0525789 представлены непреференциальные сертификаты о происхождении товаров от 9 июля 2021 г. NN 221324, 221325, 221326 (далее - сертификаты).
В связи с нечеткими копиями представленных сертификатов, сделать однозначный вывод о стране, выдавшей сертификаты, не представляется возможным.
Согласно информации, содержащейся в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 16 марта 2022 г. N 10131000/206/160322/АО155, страной, выдавшей указанные сертификаты является Чешская Республика.
В соответствии со сведениями, указанными в графе 15 ДТ N 10131010/110821/0525789, страной отправления товаров является Чешская Республика.
В отношении товаров N N 1, 7, 10, задекларированных по ДТ N 10131010/110821/0525789, информация о реквизитах документов о происхождении товара, выданных в Королевстве Испания, Турецкой Республике, Федеративной Республике Германия, отсутствует.
Согласно пункту 6 Требований к Правилам указанные в пункте 5 Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в непреференциальном сертификате.
В силу подпункта 7 пункта 5 Требований непреференциальный сертификат должен содержать следующую информацию: реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
При этом, принимая во внимание, что Требования не регулируют вопросы подтверждения происхождения товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли третьих стран, Евразийская экономическая комиссия, в письме от 15 сентября 2020 г. N 15-275 сообщает, что происхождение таких товаров может подтверждаться различными документами, используемыми в мировой практике для этих целей. Условно такие документы можно разделить на две группы: сертификаты о происхождении товара (т.е. документы, выданные уполномоченными органами) или декларации о происхождении товара (т.е. коммерческие документы, содержащие сведения (заявления, отметки) о происхождении товара) (глава 2 Специального приложения "К" Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999).
Таким образом, в случае, если происхождение ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС товара подтверждается сертификатом о происхождении товара, который был выдан не в стране происхождения этого товара, а в другой стране (стране вывоза), в таком сертификате о происхождении товара должны быть указаны реквизиты либо сертификата о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, либо реквизиты коммерческого документа, содержащего сведения о происхождении товара, оформленного в стране происхождения товара.
По информации представителей таможенной службы Российской Федерации в Королевстве Бельгия и Итальянской Республике, подтвержденной данными с официальных сайтов Европейской комиссии в сети Интернет, а также письмами представителей Европейской комиссии, в Европейском союзе (далее - ЕС) не существует единого международного органа (организации), уполномоченного на выдачу сертификатов или уполномочивающего компетентные органы (организации) государств - членов ЕС на выдачу сертификатов.
Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, далее - ICC) является независимой самоуправляемой некоммерческой международной организацией, представляющей собой объединение торговых палат, коммерческих организаций и отдельных компаний для выработки международных стандартов торговли в целях гармонизации торговых процедур.
ICC агрегирует сведения о выдающих сертификаты уполномоченных органах (организациях), входящих в объединение ICC, а также имеет верификационный ресурс для проверки выданных такими органами сертификатов, при этом самостоятельно не осуществляет выдачу сертификатов и не уполномочивает компетентные органы (организации) государств - членов ЕС на их выдачу.
Порядок оформления уполномоченными органами (организациями) государств - членов ЕС сертификатов определяется внутренним законодательством каждого государства - члена ЕС.
Кроме того, пунктом 1 статьи 61 Регламента N 952/2013 Европейского парламента и Совета Европейского союза "Об установлении Таможенного Кодекса Союза (в новой редакции)" установлено, что в случаях, обусловленных потребностями ведения торговой деятельности, документ, подтверждающий происхождение товара, может быть выдан в ЕС в соответствии с правилами происхождения, действующими в стране или территории назначения.
Также согласно абзацу 3 пункта 1.2 руководства Европейской комиссии по непреференциальным правилам происхождения (Guidance on Non-Preferential Rules of Origin) указано, что в связи с тем, что любая третья страна может применять свои собственные непреференциальные правила происхождения, использование непреференциальных правил происхождения ЕС не является обязательным для экспорта, за исключением применения мер ЕС, связанных с происхождением товаров, например, возмещение экспортных платежей.
В графе 6 предоставленных сертификатов, выданных Чешской Республикой, указаны страны происхождения товаров - Германия, Испания, Турция. Страной вывоза товара является Чехия, однако, страной происхождения - Германия, Испания, Турция. Следовательно, указание реквизитов документов о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, является обязательным.
Учитывая изложенное, сертификат, выданный уполномоченным органом страны, не являющейся страной происхождения или страной вывоза товаров, в том числе если такие страны являются участниками одного интеграционного объединения, не может применяться в качестве документа, подтверждающего происхождение товаров.
Указанные в сертификатах происхождения от 9 июля 2021 г. N 221324, N 221325, N 221326, в графе 6 номера, поименованные как "2020003170, 2017103443.... и так далее", возможно, имеют индивидуальное цифровое значение для каждой отправки, но не являются реквизитами документов. Вместе с тем, к ДТ указанные документы не приложены.
В представленных Обществом документах имеется лишь договор о поставке от 2 декабря 2019 г. N 63.
В графе 6 данных сертификатов имеются реквизиты внешнеторговых контрактов, которые не приложены к спорной ДТ.
Сумма антидемпинговой пошлины исчислена таможенным органом в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, исходя из наибольшей ставки, установленной Приложением к Решению N 43.
При этом наличие сведений о стране происхождения товара в документах, представленных Обществом при декларировании (упаковочном листе, инвойсе, коносаменте, сертификате качества) не отменяет оснований, по которым таможенным органом принято оспариваемое решение.
Кроме того, коммерческие и товаросопроводительные документы сами по себе не могут быть рассмотрены в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, заменяя собой по назначению декларацию о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Общество ссылается на то обстоятельство, что таможенным органом не предоставлено доказательств происхождения товара из Китайской Народной Республики. С данным доводом нельзя согласиться, так как ни Правилами, ни Договором о ЕАЭС, ни ТК ЕАЭС не предусмотрена необходимость осуществления действий таможенными органами, направленных на доказательство того, что страной происхождения спорных товаров является Китайская Народная Республика.
Согласно пункту 32 Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "О форме декларации на товары и порядок ее заполнения" если происхождение товаров неизвестно, в подразделе "а" графы 34 ДТ указывается значение "00".
Иными словами, таможенный орган не корректирует графу 34 путем указания кода Китайской Народной Республики в соответствии с классификатором стран мира, установленным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов", а указывает два нуля, означающие, что страна происхождения товара неизвестна, в связи с чем, у таможенного органа отсутствует нормативно обоснованная обязанность определения страны происхождения товаров при не принятии сертификата происхождения в связи с нарушением формы его заполнения.
Таким образом, так как Общество не подтвердило страну происхождения спорного товара, следовательно, оснований для возврата излишне уплаченной антидемпинговой пошлины не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 65 АПК обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2024 по делу N А40-250609/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250609/2023
Истец: ООО "АГР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ