г. Челябинск |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А76-17309/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии Златоустовского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2024 по делу N А76-17309/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации Златоустовского городского округа - Панферова А.Н. (доверенность от 07.02.2024, паспорт, диплом).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Жилищно-строительный кооператив "Перспектива" (далее - заявитель, ЖСК "Перспектива", кооператив) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Златоустовского городского округа об отмене постановления административной комиссии Златоустовского городского округа N 81 от 16.05.2023 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2023 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 25.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Административная комиссия Златоустовского городского округа.
Решением суда от 14.03.2024 заявленные требования удовлетворены частично, оспоренное постановление изменено путем замены административного штрафа на предупреждение. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Административная комиссия не согласилась с указанным решением суда и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда изменить в части вывода о возможности замены административного штрафа на предупреждение и принять по делу новый судебный акт в этой части. Заявитель полагает, что замена административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации невозможна, поскольку правонарушение выявлено не в результате проведения мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в ходе обнаружения факта правонарушения и составления акта комиссионного осмотра в пределах полномочий административной комиссии, на которые не распространяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В судебном заседании представитель Администрации Златоустовского городского округа поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.04.2023 административным органом установлено и зафиксировано актом обследования, что на контейнерной площадке, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. 2-я Тесьминская, у дома N 115, не выполняются или выполняются с нарушением установленных органами местного самоуправления сроков и порядка проведения работы по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилого фонда, установленных федеральным законодательством, а именно - на прилегающей территории места накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенного по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, ул. 2-я Тесьминская, у домов N 115 - 117, имеются срезанные ветки деревьев и кустарников, остатки полимерных строительных материалов, мешки из полимерного материала со строительным м) сором, сломанная мебель, бытовой мусор и пр., что является нарушением пункта 5, подпункта 1 пункта 6, подпункта 13 пункта 17, пункта 20, подпункта 7 пункта 24, подпункта 7 пункта 78, подпунктов 1, 8, 11, 12 пункта 83 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 N 30-ЗГО (далее - Правила N 30-ЗГО, Правила благоустройства ЗГО).
Указанные обстоятельства зафиксированы актами комиссионного обследования от 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023.
27.04.2023 административным органом по указанному факту составлен протокол об административном правонарушении N 83.
16.05.2023 постановлением административного органа N 81 кооператив привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения кооператива к административной ответственности, однако, посчитал необходимым изменить постановление в части избранного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО, отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
Таким образом, протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО установлена ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением установленных органами местного самоуправления сроков и порядка проведения работ по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в не проведении работ по содержанию и уборке объектов благоустройства, а именно мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, не повлекшее нарушение экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В ходе проведенного 11.04.2023 визуального осмотра места накопления ТКО, расположенного по адресному ориентиру: Челябинская область, г.Златоуст, ул.2-я Тесьминская, у домов N 115 - 117 установлено, что на прилегающей к данному объекту благоустройства (контейнерной площадке) территории имеются срезанные ветки деревьев и кустарников, остатки полимерных строительных материалов, мешки из полимерного материала со строительным мусором, сломанная мебель, бытовой мусор и пр., что подтверждается актом обследования и прилагаемыми фотоматериалами.
Подпунктом 13 пункта 17 Правил благоустройства установлено, что при осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории, границы территорий, прилегающих к контейнерным площадкам составляют 15 метров от границы контейнерной площадки по периметру.
Учитывая данное положение Правил благоустройства в ходе проведения визуального осмотра места совершения административного правонарушения, были проведены соответствующие замеры мерной рулеткой. Результаты проведенных замеров отображены в фотоматериалах, зафиксированы в акте обследования, а также схематично отображены на схеме границ прилегающей территории к вышеуказанной контейнерной площадке.
Аналогичные нарушения зафиксированы в ходе мониторинга указанной контейнерной площадки в период 12.04.2023 - 13.04.2023, что также подтверждается соответствующими Актами обследования и прилагаемыми фотоматериалами, представленными в материалы дела.
В свою очередь, как следует из фотоматериалов, контейнеры, расположенные на контейнерной площадки регулярно очищаются от мусора, чистые, не переполненные (пустые). Следовательно, наличие мусора на территории, прилегающей к контейнерной площадке не является следствием переполненности контейнеров, а, следовательно, не может являться следствием ненадлежащего исполнения обязанностей регоператором, осуществляющим вывоз мусора с вышеуказанной контейнерной площадки.
Пунктом 5 Правил благоустройства закреплено, что "Физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели осуществляют изготовление, строительство, размещение, обустройство, содержание и ремонт элементов благоустройства в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП и других нормативных актов. Физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории Златоустовского городского округа, в том числе и на территории индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 4 Правил благоустройства, контейнерная площадка является объектом благоустройства.
Учитывая положения подпункта 1 пункта 6 Правил благоустройства, "благоустройство территории Златоустовского городского округа заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих размещение площадок, контейнеров, урн в местах общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременный вывоз в установленные места и размещение (утилизация, переработка) отходов и мусора, организацию раздельного сбора отходов потребления физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм".
Подпунктом 7 пункта 24 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе, ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте.
В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 78 Правил благоустройства "физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели - собственники твердых коммунальных отходов или уполномоченные ими лица обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы, правила и иные требования в области обращения с отходами".
Обязанность по созданию и надлежащему содержанию мест накопления ТКО (контейнерных площадок) возложена на организации, осуществляющие управление МКД в силу действующего законодательства, а именно:
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к контейнерным площадкам на территориях городских и сельских поселений предусмотрены Разделом II норм СанПин 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (введены в действие с 01.03.2021).
Пунктом 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено: "Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей".
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации, (пункт 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 пунктом 26.1 включены "Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок".
Пунктом 3.7.1. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" закреплено: "Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории".
Таким образом, обязанность по оборудованию площадки для ТКО (контейнеров), своевременной уборке и наблюдению за санитарным состоянием территории контейнерной площадки возложена федеральным законодательством на организации, осуществляющие управление многоквартирным жилым домом, собственники которого осуществляют пользование указанной контейнерной площадкой.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий Ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту д(2) пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
Согласно пункту 11 Раздела III Постановления от 31.08.2018 N 1039 "Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО".
В соответствии с требованиями законодательства на территории Златоустовского городского округа создан и ведется указанный реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, утвержденный распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 14.02.2022 N 333-р/АДМ.
Указанный Реестр находится в открытом доступе на официальном сайте Администрации Златоустовского городского округа.
Подпунктами 1, 8, 11, 12 пункта 83 Правил благоустройства установлено, что на территории Златоустовского городского округа запрещается:
1) эксплуатация контейнерных площадок, площадок для складирования крупногабаритных отходов, контейнеров, бункеров в технически неисправном состоянии, не соответствующем санитарным нормам и правилам;
8) складирование твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
11) складирование мусора, грунта, отходов строительного производства вне специально отведенных мест (площадок) накопления таких отходов, а также на контейнерных площадках для накопления твердых коммунальных отходов;
12) размещение на территории, примыкающей к контейнерной площадке, порубочных остатков, уличного смета, скошенной травы, листвы и иных остатков растительности, мебели, бытовой техники и их частей, остатков после проведения ремонта и строительства, коробок, ящиков и иных упаковочных материалов, шин и запасных частей транспортных средств, спортивного инвентаря.
В соответствии с пунктом 20 Правил благоустройства "работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий контейнерных площадок, принадлежащих собственникам помещений многоквартирных домов в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа, осуществляют собственники помещений соответствующих многоквартирных домов либо организации, осуществляющие деятельность по управлению указанными многоквартирными домами.
В состав работ по содержанию прилегающей территории включаются, в том числе, очистка и подметание прилегающей территории, мойка прилегающей территории, очистка прилегающей территории от мусора, посыпка и обработка прилегающей территории противогололедными средствами, укладка свежевыпавшего снега в валы или кучи, покос травостоя, сгребание и уборка скошенной травы и листвы, полив, содержание деревьев и кустарников (в том числе обрезка сухих сучьев и мелкой суши, сбор срезанных ветвей), очистка и текущий ремонт элементов благоустройства, а также выполнение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством".
Собственниками данного места накопления ГКО, согласно реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа, утвержденного распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 14.02.2022 N 333-р/АДМ (с изм. от 10.01.2023) являются собственники помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме N 115 по ул. 2-я Тесьминская (N 12 в Реестре).
Согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе "Жилищно-коммунальное хозяйство" следует, что управление многоквартирным жилым домом N 115 по ул. 2-я Тесьминская в городе Златоусте осуществляет ЖСК "Перспектива".
Материалами дела подтверждается, что ЖСК "Перспектива" 11.04.2023 не исполнило обязанность по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, чем нарушило пункт 5, подпункт 1 пункта 6, подпункт 13 пункта 17, пункт 20, подпункт 7 пункта 24, подпункт 7 пункта 78, подпункты 1, 8, 11, 12 пункта 83 Правил благоустройства территории ЗГО, поэтому в действиях ЖСК "Перспектива" усматривается наличие признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом доказано наличие в бездействии ЖСК "Перспектива" события, объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вина кооператива в совершении вмененного правонарушения установлена административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у кооператива возможности для соблюдения требований правил благоустройства, материалы дела не содержат. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судами не установлено.
Из материалов дела следует, что у заявителя отсутствовали препятствия и имелась возможность для выполнения работ в соответствии с Правилами благоустройства по содержанию места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, ул. 2-я Тесьминская, вблизи многоквартирного дома N 115, однако ЖСК "Перспектива" не предпринял необходимых и достаточных мер по их выполнению.
Таким образом, административным органом установлен и доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции не нашел оснований для признания допущенного кооперативом правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также не усмотрел существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Положениями части 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО, не отнесено к правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
В то же время частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что ранее заявитель привлекался к административной ответственности и допущенное правонарушение не повлекло последствий, поименованных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости применения в настоящем случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Оспаривая эту позицию суда первой инстанции, административный орган указывает на то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации правонарушение выявлено в ходе обнаружения факта правонарушения и составления акта комиссионного осмотра, а не в связи с осуществлением мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Законом N 248-ФЗ.
Между тем, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не ограничивают возможность замены административного штрафа на предупреждение случаями выявления правонарушения по результатам проведения мероприятий государственного контроля (надзора) в соответствии с Законом N 284-ФЗ, поскольку из понятия государственного контроля (надзора), не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках указанного Закона.
Правовых оснований для предложенного управлением узкого толкования указанных нормативных положений не имеется, а потому следует согласиться с выводом суда первой инстанции о возможности распространения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в том числе, на правонарушения, выявленные по итогам проведения мероприятий комиссионного осмотра.
Назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В этой связи вывод суда первой инстанции о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части примененного административного наказания путем замены административного штрафа на предупреждение, является правильным, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании закона.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу, в свою очередь административным органом не представлено доказательств нарушения судом первой инстанции норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2024 по делу N А76-17309/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии Златоустовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17309/2023
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Перспектива"
Ответчик: Администрация ЗГО
Третье лицо: Административная комиссия Златоустовского городского округа