г. Вологда |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А05-11254/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Холзакова А.М. представителя Федотова А.В. по доверенности от 01.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Холзакова Алексея Михайловича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2024 года по делу N А05-11254/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Холзаков Алексей Михайлович (ОГРНИП 310290104100061, ИНН 290130120277; адрес: 163019, Архангельская область город Архангельск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действия и решения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 290130120277; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) об отказе в утверждении проектной документации лесного участка в Мезенском лесничестве (Ручьевское участковое лесничество) квартал N 74 выдел N 8, площадью 0,8770 га, предоставленной для рассмотрения в министерство через Мезенское лесничество заявлением от 16.05.2023, и возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Архангельской области "Мезенское лесничество" (ОГРН 1072930000835, ИНН 2917003334; адрес: 164750, Архангельская область, город Мезень, проспект Первомайский, дом 82; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2024 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенного Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству конкурса на право заключения договоров пользования рыболовными участками для организации любительского рыболовства, в том числе в отношении рыболовного участка N 2.2.5.18.1 на р. Мегра, с предпринимателем заключен договор от 15.06.2022 N Л-АО-5/2022 пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 договора предпринимателю предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыболовном участке N 2.2.5.18.1 р. Мегра (в соответствии с Перечнем рыболовных участков Архангельской области, утвержденным постановлением Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 04.03.2020 N 15-п) площадью 213 га, длиной 39,50 км (далее - рыболовный участок).
Орган государственной власти предоставляет пользователю рыболовный участок для организации любительского рыболовства анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона N 166-ФЗ (пункт 2 договора).
Использование рыболовного участка, состоящего из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, для осуществления в соответствии со статьей 29.1 Закона N 166-ФЗ добычи (вылова) анадромных видов рыб осуществляется на следующих условиях: определяются ежегодно комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области (пункт 3.1 договора).
Договор вступил в силу 15.06.2022 (пункт 9) и действует до 15.06.2032 (пункт 9.1).
Как указал заявитель, для выполнения условий договора от 15.06.2022 предпринимателем принимаются меры к предоставлению ему участка лесного фонда, на котором предполагается создание инфраструктуры, предусмотренной условиями пользования рыболовным участком.
Так, 30.08.2022 предприниматель обратился в министерство с запросом информации, относятся ли образуемые земельные участки к землям лесного фонда, приложив схемы расположения 8 земельных участков, а также копии договора от 15.06.2022 N Л-АО-5/2022.
Министерство письмом от 09.09.2022 N 204-05/9436 сообщило заявителю, что координаты рыболовного участка акватории реки, указанные в запросе, не соответствуют участку, предоставленному предпринимателю по договору от 15.06.2022 N Л-АО-5/2022, указав, что по сведениям государственного лесного реестра испрашиваемые участки входят в границы Мезенского лесничества, установленные в рамках исполнения Государственного задания от 12.01.2022 N 053-00012-22-2 "Проектирование границ лесничества" на территории Архангельской области.
В дальнейшем 10.11.2022 предприниматель обратился в министерство с обращением предварительно согласовать предоставление лесного участка на побережье реки Мегра Мезенского района на праве аренды для осуществления рекреационной деятельности в сфере туризма, организации отдыха в соответствии с прилагаемой выпиской из государственного лесного реестра (планом лесного участка), для подготовки проектной документации на лесной участок.
Министерство письмом от 09.12.2022 N 204-05/12573 указало заявителю, что приведенные в обращении предпринимателя координаты угловых поворотных точек границы земельного участка не соответствуют системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории Мезенского района, а также сообщило, что земельные участки в составе земель лесного фонда передаются в аренду по результатам торгов на право заключения договора аренды, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), указав, что для выставления участка на аукцион заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона в соответствии с порядком и способом подачи заявления, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 N 302.
Заявитель направил в учреждение обращение от 16.02.2023 согласовать подготовленную Архангельским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" проектную документацию на лесной участок, сославшись на получение предварительного согласования министерства предоставления лесного участка на основании части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Учреждение письмом от 18.04.2023 N 247 возвратило проектную документацию лесного участка без утверждения, на основании замечаний указанных в письме министерства от 10.04.2023 N 204-05/3299.
В упомянутом письме министерство сообщило учреждению о выявленных нарушениях в представленных на рассмотрение материалах требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки", а именно: таксационная характеристика проектируемого лесного участка не соответствует данным государственного лесного реестра Мезенского лесничества; в проектной документации лесного участка отсутствует подпись ответственного лица учреждения. Также министерство отметило, что в проектной документации лесного участка указан вид использования участка - рекреационная деятельность, а согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона. Кроме того, министерство обратило внимание на отсутствие в ЛК РФ такого вида пользования лесов, как любительское рыболовство.
Получив исправленную проектную документацию лесного участка, предприниматель обратился в учреждение с заявлением от 16.05.2023 о согласовании исправленной с учетом замечаний министерства, подготовленную Архангельским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" проектную документацию на лесной участок, согласно разделу 9 которой указан вид использования лесов лесного участка - осуществление рекреационной деятельности.
Учреждение письмом от 14.08.2023 N 440 сообщило заявителю, что предоставленная проектная документация лесного участка будет принята во внимание и утверждена министерством в случае формирования участка для организации предоставления его в пользование, а также в случае принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды на данный участок.
К данному письму учреждением приложена копия письма министерства от 25.07.2023 N 204-05/7310, адресованного учреждению в ответ на запрос последнего от 26.06.2023 N 335, в котором министерство сообщило, что представленные на рассмотрение материалы выполнены в соответствии с требованиями к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденными приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" и с данными государственного лесного реестра. Также министерство, сославшись на часть 1 статьи 73.1, статью 83 ЛК РФ, Положение о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденное постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп (далее - Положение о министерстве), указало, что проектная документация лесного участка будет принята во внимание и утверждена министерством в случае формирования участка для организации предоставления его в пользование, а также в случае принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды на данный участок.
Не согласившись с действиями и решением министерства об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, предоставленной для рассмотрения заявлением от 16.05.2023, предприниматель обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
Вопреки выводам обжалуемого решения суда, принимая во внимание предмет предъявленных заявителем требований (с учетом их уточнения), об оспариваемых действиях и решениях министерства в отношении проектной документации, представленной заявлением от 16.05.2023, предприниматель узнал не ранее получения письма учреждения от 14.08.2023, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Вместе с тем ошибочный вывод суда первой инстанции об ином не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку не привел к принятию неправильного судебного акта по настоящему делу ввиду следующего.
Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в том числе в сфере лесных отношений и в числе прочего осуществляет полномочия собственника в отношении лесных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, в том числе предоставление их в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также в аренду, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности Архангельской области или муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области (за исключением полномочий по подготовке, организации и проведению аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности Архангельской области или муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области), осуществление иных полномочий собственника лесных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области (пункт 1, подпункт 4 пункта 8 Положения о министерстве).
Согласно пунктам 6.1, 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ к видам использования лесов отнесены осуществление рекреационной деятельности, а также осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду (часть 6 статьи 41 ЛК РФ).
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 41 ЛК РФ).
Согласно пункту 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21.1 ЛК РФ. Размещение таких объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений допускается на участках, не занятых лесными насаждениями.
В силу части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 73.1 ЛК РФ).
Перечень случает заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ и включает в себя случаи:
1) предусмотренные статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Как указано выше, любительское рыболовство к видам использования лесов не относится.
В представленной заявителем проектной документации лесного участка указан вид использования участка - осуществление рекреационной деятельности.
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрена статьей 39.14, 39.15 ЗК РФ в отношении случаев предоставления земельного участка без проведения торгов.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 5 статьи 73.1 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 78 ЛК РФ).
Статьей 70.1 ЛК РФ установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1).
При этом в части 7 статьи 70.1 ЛК РФ установлено, что при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
Аналогичной пунктом 12 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Приказ N 54) предусмотрено, что выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ), безвозмездное пользование должно быть обеспечено заинтересованным лицом.
Основания для отказа в утверждении проектной документации лесных участков установлены частью 11 статьи 70.1 ЛК РФ.
При этом согласно пункту 2 Приказа N 54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
По смыслу названных норм проектирование (образование) лесного участка осуществляется при наличии установленных оснований и документов и не является произвольным.
При этом в силу части 12 той же статьи Кодекса не допускается требовать от заявителя согласования проектной документации лесного участка, не предусмотренного настоящим Кодексом.
Доказательств, что министерством предпринимателю предъявлялись требования о согласовании проектной документации лесного участка, не имеется. Отсутствуют и доказательства получения заявителем предварительного согласования министерства предоставления лесного участка без проведения торгов.
В силу части 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются включает в себя в том числе:
1) подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В данном случае обращения предпринимателя об утверждении проектной документации лесного участка как от 16.02.2023, так и от 16.05.2023 не содержали указания на заинтересованность заявителя в предоставлении лесного участка в аренду путем проведения аукциона.
Напротив, в заявлении от 16.02.2023, повторным в отношении которого является заявление от 16.05.2023, предпринимателем прямо указано на планирование им получения лесного участка в порядке части 3 статьи 73.1 ЛК РФ (то есть на праве аренды без проведения торгов), а, кроме того, указан виде предполагаемой деятельности - организация любительского рыболовства.
В буквальном содержании обращений заявителя не усматривается их направление в порядке инициирования образования лесного участка для предоставления в аренду путем проведения аукциона. Таким образом, оснований для их рассмотрения применительно к части 4 статьи 39.11 ЗК РФ у уполномоченного органа в любом случае не имелось.
Кроме того, вышеназванные заявления направлены предпринимателем не в министерство, а учреждению.
Доказательства обращения предпринимателя в министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка отсутствуют.
Материалы дела не содержат доказательств предоставления заявителю спорного лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, аренду без проведения торгов либо в безвозмездное пользование, при которых выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка обеспечивается в силу пункта 12 Приказа N 54 заинтересованным лицом.
Не имеется в деле и доказательств принятия уполномоченным органом решения о предоставлении спорного участка заявителю в аренду, в том числе о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного лесного участка.
В данном случае в адресованном учреждению письме от 25.07.2023 министерство указало, что представленная проектная документация будет принята во внимание и утверждена министерством в случае формирования участка для организации предоставления его в пользование, а также в случае принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды на данный участок.
Таким образом, фактического отказа заявителю в утверждении проектной документации лесного участка в письме от 25.07.2023 не содержится, ни на одно из оснований, установленных частью 11 статьи 70.1 ЛК РФ, министерство в данном письме не ссылается.
Доказательств, что с учетом разработанной проектной документации лесного участка именно оспариваемые действия и решение министерства препятствуют предпринимателю в реализации каких-либо прав в рассматриваемой сфере в том числе послужили фактическим основанием отказа в предоставлении ему лесного участка, материалы дела не содержат.
Ввиду изложенного апелляционный суд считает, что в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, что оспариваемые действия и решение министерства повлекли реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предпринимателем не представлено.
При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены или изменения судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2024 года по делу N А05-11254/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Холзакова Алексея Михайловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11254/2023
Истец: ИП ХОЛЗАКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Архангельской области "Мезенское лестничество"