г. Москва |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А41-87056/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ИП Бырка А.И. - Терехович В.Л. по доверенности от 22.08.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации городского округа Мытищи Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22 февраля 2024 года по делу N А41-87056/23
по иску Министерства имущественных отношений Московской области
к индивидуальному предпринимателю Бырке Александру Ивановичу
при участии в деле третьего лица: администрации городского округа Мытищи Московской области
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бырке Александру Ивановичу (далее - ИП Бырка А.И., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности за изменение вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0070219:110, 50:12:0070219:111, 50:12:0070219:112, 50:12:0070219:113, 50:12:0070219:33, 50:12:0070219:34, 50:12:0070219:35, 50:12:0070219:36 в сумме 2 322 201 руб. 60 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация городского округа Мытищи Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2024 года по делу N А41-87056/23 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1 л. д. 162-164).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ИП Бырки А.И. возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ИП Бырка А.И., изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Бырка А.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номероми 50:12:0070219:110, 50:12:0070219:111, 50:12:0070219:112, 50:12:0070219:113, 50:12:0070219:33, 50:12:0070219:34, 50:12:0070219:35, 50:12:0070219:36 вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
ИП Бырка А.И. обратился к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков.
Согласно уведомлениям от 14.08.2019 N 15ВХ-34933, N 15ВХ-34933, N 15ВХ-34933, N 15ВХ-34933, N 15ВХ-34933, N 15ВХ-34933, N 15ВХ-34933 регистрирующий орган изменил вид разрешенного использования указанных земельных участков с "Для жилищного строительства" на ВРИ "Для индивидуального жилищного строительства".
Перечень земельных участков, в отношении которых было осуществлено изменение вида разрешенного использования, направлен Управлением Росреестра по Московской области в адрес Министерства имущественных отношений Московской области сопроводительным письмом от 13.08.2019 N 50-16а-10-2883/19.
Уведомлением от 25.06.2020 N 15исх-17726, N 15исх-17727, от 29.06.2020 N 15исх- 18008, N 15исх-18006, N 15исх-18005, N 15исх-18004, N 15исх-18003, N 15исх-18002 Министерство имущественных отношений Московской области потребовало от ИП Бырка А.И. внести плату за изменение вида разрешенного использования земельных участков в сумме 2 322 201 руб. 60 коп.
Поскольку требования от 25.06.2020, 29.06.2020 и претензии от 07.02.2023 N 15исх- 2600, N15исх-2601, N15исх-2602, N 15исх-2558, N15исх-2559, N 15исх-2560, N 15исх- 3059, N 15исх-2608 были оставлены ответчиком без удовлетворения, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: при наличии проекта планировки территории, утвержденного или согласованного уполномоченным органом, а также утвержденных проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по формуле: Рп= С х ((КС2-КС1) + У) где: Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка; S - площадь застройки, применяемая в расчете в соответствии с градостроительным планом земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 01.01.2014, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно.
Истец на основании указанных норм произвел расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 50:12:0070219:110, 50:12:0070219:111, 50:12:0070219:112, 50:12:0070219:113, 50:12:0070219:33, 50:12:0070219:34, 50:12:0070219:35, 50:12:0070219:36.
В соответствии с частью 19 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019), ведение садоводства.
Плата взимается при изменении ВРИ на основании:
1. Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (часть 3 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ);
2. Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (части 5 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ);
3. Правил землепользования и застройки (части 9, 12 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ).
В соответствии с часть 10 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Пунктами 13.36.(1) и 13.36.(2) Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Исходя из статьи 9 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Пунктом 14 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлено, что уполномоченный орган в течение сорока пяти календарных дней с даты получения сведений от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об изменении вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.
Указанный срок может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней в случае запроса уполномоченным органом в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведений о наличии (отсутствии) в Едином государственном реестре недвижимости ошибок в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка.
Сведения от уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка от 13.08.2019 поступили в Министерство имущественных отношений Московской области, согласно пояснениям истца, от 14.08.2019.
Доказательств продления срока уведомления собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в материалы дела не представлены.
Таким образом, с учетом срока на направление уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования срок исковой давности подлежит исчислению с 21.08.2019.
Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма.
Уведомления Министерства имущественных отношений Московской от 25.06.2020 N 15исх-17726, N 15исх-17727, от 29.06.2020 N 15исх-18008, N 15исх-18006, N 15исх-18005, N 15исх-18004, N 15исх-18003, N 15исх-18002 направлены в адрес ответчика 26.06.2020, 30.06.2020 и получены адресатом 21.08.2020, 14.07.2020 то есть за пределами сроков, установленных в Законе Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03.
Рассматриваемое исковое заявление подано в Арбитражный суд Московской области 16.10.2023, что подтверждается оттиском печати на исковом заявлении.
При этом сам по себе направление требования с нарушением установленного срока не приостанавливает и не продлевает срока исковой давности.
Кроме того, несмотря на вышеуказанные обстоятельства даже с учетом подачи иска 16.10.2023 требования о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, предъявленные на основании уведомлений от 25.06.2020 N 15исх- 17726, N 15исх-17727, от 29.06.2020 N 15исх-18008, N 15исх-18006, N 15исх-18005, N 15исх-18004, N 15исх-18003, N 15исх-18002 также поданы за пределами срока исковой давности.
Таким образом, Министерством имущественных отношений Московской области пропущен срок на судебную защиту.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2024 года по делу N А41-87056/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87056/2023
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Бырка Александр Иванович
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ