г. Хабаровск |
|
24 мая 2024 г. |
А37-1739/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воробьевой Ю.А.,
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Доскачинской Т.В.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана (ОГРН 1114910004241, ИНН 4909111731)
на решение от 12.03.2024
по делу N А37-1739/2023
Арбитражного суда Магаданской области
по иску Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана (ОГРН 1114910004241, ИНН 4909111731)
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
о взыскании 534437 руб. 88 коп.
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1044900038391, ИНН 4909007240), филиал публично-правовой компании Роскадастр по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1227700700633, ИНН 7708410783),
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана (далее - Департамент) 21.06.2023 обратился в Арбитражный суд Магаданской области к ответчику, публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ПАО "Магаданэнерго") с иском о взыскании задолженности в размере 497948 руб. 37 коп. по договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд под объектами недвижимости от 16.10.2007 N АН-49-09-03-09462 за период с 01.12.2017 по 30.04.2023 и неустойки (пени), начисленной за период с 10.01.2018 по 30.04.2023, в сумме 36489 руб. 51 коп.
Определением от 28.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, филиал публично-правовой компании Роскадастр по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Решением от 12.03.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением от 12.03.2024, Департамент 21.03.2024 обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Истец ссылается на то, что в перечне объектов местного значения муниципального образования "Город Магадан" (приложение N 1 к решению Магаданской городской Думы от 25.08.2022 N 60-Д), к полномочиям которого отнесена, в том числе, организация в границах городского округа теплоснабжения населения, объекты "пожарный пост", расположенный на арендованном земельном участке, не указан. Кроме того истец полагает, что расчет арендной платы в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов)" (далее - приказ Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347), не подлежит применению, поскольку установленные в нем правила регулируют порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в то время как в отношении предоставленных ответчику земельных участков государственная собственность не разграничена.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
До начала судебного заседания через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" поступил отзыв ПАО "Магаданэнерго" на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит отказать в её удовлетворении. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 49:09:031204:19 (стрелково-пожарный пост), право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется ответчиком для обслуживания и эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса тепловой энергетической станции (Магаданская ТЭЦ), производящего выработку электроэнергии, тепловой энергии и горячей воды, ответчик полагает, что арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Кроме того ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2023 N 307-ЭС22-29274.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением мэра города Магадана от 20.02.2007 N 365 (в редакции постановления от 14.05.2012 N 1811) "О передаче в аренду открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" земельного участка под зданием пожарного поста по ул.Речной, 25 в городе Магадане" ПАО "Магаданэнерго" передан в аренду земельный участок площадью 1912кв.м с кадастровым N 49:09:031204:19 под зданием пожарного поста по ул.Речной, 25 в городе Магадане.
ПАО "Магаданэнерго" в лице филиала "Магаданская ТЭЦ" (арендатор) и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана (арендодатель) 16.10.2007 заключили договор аренды земельного участка под объектами недвижимости для несельскохозяйственных нужд от 16.10.2007 N АН-49-09-03-09462 с протоколом согласования разногласий в редакции дополнительного соглашения от 19.06.2012 N 1, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1912кв.м с кадастровым номером 49:09:031204:19, который находится примерно в 75-м по направлению на запад от ориентира - нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г.Магадан, ул.Речная, 25. Участок предоставлен для использования под зданием пожарного поста.
Срок действия договора неоднократно продлевался. Как установлено судом, в настоящее время договор считается возобновлённым на неопределенный срок в соответствии пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Дополнительным соглашением от 19.06.2012 N 1 к договору от 16.10.2007 N АН-49-09-03-09462 раздел 2 договора изложен в новой редакции:
"2.1. Размер ежегодной арендной платы устанавливается в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, порядком, условиями и сроками внесения арендной платы за использование земельных участков, утвержденным постановлениями администрации Магаданской области и мэрии города Магадана.
2.2. Размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке на основании постановления администрации Магаданской области и мэрии города Магадана в связи с изменениями кадастровой стоимости земельного участка, изменением Порядка определения размера арендной платы, переводом земель из одной категории в другую, изменением разрешенного использования земельного участка.
2.3. Арендная плата за право пользования земельным участком вносится арендатором ежемесячно в размере 1/12 (одной двенадцатой) от годовой арендной платы за землю.
2.4. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь - не позднее 25-го декабря текущего года".
Формула расчета арендной платы в годовом исчислении установлена в приложении N 1 к договору аренды от 16.10.2007 N АН-49-09-03-09462: А = В (кадастровая стоимость земельного участка) * С (процент от кадастровой стоимости земельного участка по видам функционального использования земель) * Кк (корректирующий коэффициент).
Согласно пункту 6.1 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения) при нарушении пунктов 2.4, 5.2.6 договора арендатор выплачивает арендодателю пеню в размере 0,01% арендной платы в месяц за каждый день просрочки платежа, начиная с 10-го числа месяца, следующего за отчётным.
На арендуемом ответчиком земельном участке с кадастровым номером 49:09:031204:19 расположено здание пожарного поста (инвентарный номер 24), которое предназначено для обслуживания расположенного по ул.Речной, 25 в г.Магадане энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (Магаданской ТЭЦ), являющегося пожароопасным объектом.
Для выполнения указанной функции в здании пожарного поста размещается пожарная часть N 12 ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области", которая осуществляет взаимодействие с Магаданской ТЭЦ в части организации противопожарной безопасности, включая проведение проверок противопожарной безопасности и противопожарного водоснабжения на территории Магаданской ТЭЦ согласно разработанному графику, а также в части организации тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории Магаданской ТЭЦ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 15.02.2024 в отношении нежилого здания стрелково-пожарного поста с кадастровым номером 49:09:031205:61, расположенного по адресу: Магаданская область, г.Магадан, ул.Речная, 25, в которой в графе "Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости", указан земельный участок с кадастровым номером 49:09:031204:19.
В выписке из ЕГРН от 06.12.2023 об объекте недвижимости с кадастровым номером 49:09:031204:14 в графе "Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости" указывался объект с кадастровым номером 49:09:031205:61.
Вместе с тем в соответствии с выпиской из ЕГРН от 12.02.2024 об объекте недвижимости с кадастровым номером 49:09:031204:14 в графе "Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости" объект с кадастровым номером 49:09:031205:61 уже отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.10.2023 об объекте недвижимости с кадастровым номером 49:09:031205:211 (местоположение: Магаданская область, г.Магадан, ул.Речная, 25, правообладатель ПАО "Магаданэнерго") объект недвижимости с кадастровым номером 49:09:031205:61 (стрелково-пожарный пост), находящийся на арендованном земельном участке, входит в состав энергетического производственно-технологического комплекса.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Магаданской области, утвержден постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 N 121-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Порядок расчета N 121-пп).
В пункте 3 Порядка расчета N 121-пп установлено, что размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости по формуле: А = В*С * Кк, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 5-9.
В соответствии с пунктом 7 Порядка расчета N 121-пп размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 указанного Кодекса, а также для осуществления пользования недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса, в частности относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582) установлен порядок расчета арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
При этом в пункте 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлено, что до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 Правил N 582, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утверждёнными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу постановления от 16.07.2009 N 582.
При рассмотрении иска судом учтен правовой подход Верховного суда Российской Федерации, отражённый в определении от 21.06.2023 N 307-ЭС22-29274, согласно которому поскольку до настоящего времени ставки арендной платы Росреестром не утверждены, при определении арендной платы за все публичные земли, занятые тепловыми станциями и обслуживающими их объектами, следует руководствоваться ставками арендной платы, утверждёнными приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347.
Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Пунктом 2 приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 установлено, что ставка арендной платы, утверждённая пунктом 1 Приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Из материалов дела следует, что ПАО "Магаданэнерго" в лице филиала "Магаданская ТЭЦ" является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде на территории муниципального образования "Город Магадан".
Согласно утверждённой постановлением мэрии города Магадана от 20.06.2014 N 2219 и актуализированной постановлением от 30.06.2023 N1855-пм схеме теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" на 2014-2029 годы теплоснабжение муниципального образования обеспечивается, главным образом, филиалом ПАО "Магаданэнерго" Магаданской ТЭЦ.
Суд исходил из того, что основным источником доходов ПАО "Магаданэнерго" является выручка от производства и реализации электрической и тепловой энергии. Для указанного общества доходность от деятельности по выработке электрической и тепловой энергии является регулируемой, что подтверждается приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 N 46-2/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Магаданэнерго", на 2019-2023 годы".
При этом вмешательство государства в ценообразование общества даёт ему право на использование компенсационных механизмов, установленных законодательством, одним из которых является установление предельных ставок арендной платы по отдельным видам землепользования.
Учитывая правовую неопределённость распоряжения земельным участком с кадастровым номером 49:09:031204:19, судом при определении расчета арендной платы принято во внимание, что указанный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется ответчиком для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса тепловой энергетической станции (Магаданская ТЭЦ).
Проанализировав выписки из ЕГРН, представленные в материалы дела за различные периоды, суд верно установил, что здание стрелково-пожарного поста с кадастровым номером 49:09:031205:61 располагается в границах предоставленного ответчику в аренду земельного участка с кадастровым номером 49:09:031204:19 и входит в состав самого комплекса тепловой станции Магаданской ТЭЦ. Таким образом предоставленный в аренду ПАО "Магаданэнерго" земельный участок с кадастровым номером 49:09:031204:19 используется для размещения и эксплуатации объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ: для размещения комплекса тепловой станции "Магаданская ТЭЦ".
Принимая во внимание, что ответчик является единственным централизованным источником теплоснабжения города Магадана, суд обоснованно заключил, что арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 51 приложения к приказу Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 установлена ставка арендной платы за 1кв.м для Магаданской области в размере 3,52 руб. По расчёту суда за период пользования земельным участком с 01.12.2017 по 30.04.2023 арендатором внесена арендная плата в общей сумме 42835 руб. 33 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями и что соответствует условиям договора аренды от 16.10.2007 и обоснованному размеру арендной платы. В связи с отсутствием задолженность в иске отказано правомерно.
Кроме того ответчиком заявлено о пропуске Департаментом срока исковой давности в отношении требований за период с 01.12.2017 по 30.05.2020.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с пунктом 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в её удовлетворении). Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней (часть 5 статьи 4 АПК РФ) либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором.
После соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора течение срока исковой давности продолжается (пункт 4 статьи 202 ГК РФ). Правило об увеличении срока исковой давности до шести месяцев в этом случае не применяется.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в суд 21.06.2023, претензия от 18.05.2022 направлена ответчику 20.05.2022. С учётом условия договора аренды о внесении арендной платы до 10-го числа месяца, следующего за отчётным, и принимая во внимание, что течение срока исковой давности в настоящем случае приостановилось на 30 календарных дней, суд пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности в части задолженности за период с 01.12.2017 по 31.05.2020.
В отношении данного вывода апелляционная жалоба доводов не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений сторон. Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеют правовое значение для принятия судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность судебного акта либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.03.2024 по делу N А37-1739/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Воробьева |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1739/2023
Истец: департамент имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана
Ответчик: ПАО "Магаданэнерго"
Третье лицо: ППК "Роскадастр" по Магаданской области и Чукотскому атономному округу, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу