г. Владивосток |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А24-5331/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-2301/2024
на решение от 19.03.2024
судьи Тюшняковой В.М.
по делу N А24-5331/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства здравоохранения Камчатского края (ИНН 4100019852, ОГРН 1024101039577)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793)
о признании недействительным представления от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9 полностью и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 1024101016708);
при участии в заседании: представители сторон не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Камчатского края (далее - заявитель, Министерство, Минздрав Камчатского края) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю, казначейство) от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Определением от 12.01.2024 суд, руководствуясь статьей 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее - ТФОМС Камчатского края).
Решением суда от 19.03.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, УФК по Камчатскому краю обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт, ссылаясь на пункты 4.3.3, 6.1.1 Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-376, отмечает, что вывод суда первой инстанции о том, что обязательства по обеспечению 100% исполнения планового показателя на Минздрав Камчатского края названным Соглашением не возлагались, не соответствует фактическим обстоятельствам.
По мнению казначейства, несостоятелен вывод суда о том, что пункт 15 Правил N 1125 не является нормой, предусматривающей размер штрафной санкции, т. к. при его применении сумма подлежащая возврату в федеральный бюджет будет превышать саму сумму межбюджетного трансферта.
Заявитель и третье лицо в письменных отзывах с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласились, считают вынесенное решение законным и обоснованным, просят оставить в силе судебный акт первой инстанции.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании приказа УФК по Камчатскому краю от 15.02.2023 N 67 в отношении Минздрава Камчатского края (объект проверки) в период с 26.04.2023 по 26.06.2023 проведена внеплановая проверка достижения значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 989, от 07.08.2021 N 1310, от 07.07.2021 N 1125 (идентификатор контрольного мероприятия: 2023-BK.000.0001-3800.001). Проверяемый период установлен с 2020 по 2021 годы (пункт 2 Приказа от 15.02.2023 N 67).
В ходе проверки Управлением установлено, что в нарушение требований, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1125, объектом контроля в 2022 году не обеспечен возврат средств в размере 16 475 740,86 руб. в федеральный бюджет за допущенные нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта по Соглашению N 056-17-2021-376 (КБК 056090901К1056220540).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 26.06.2023.
По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9, в котором Министерству указано: по пункту 1 Представления устранить нарушение (обеспечить возврат средств в размере 16 475 740,86 руб. в федеральный бюджет за допущенные нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта по Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-376), принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 20.11.2023.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю не позднее 20.11.2023.
Не согласившись с представлением, 14.08.2023 Минздрав Камчатского края обжаловал его в Федеральное казначейство (Казначейство России).
По результатам рассмотрения жалобы 19.09.2023 Федеральным казначейством (Казначейством России) вынесен приказ N 334 о частичном удовлетворении жалобы, в соответствии с пунктом 1 которого сумма средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, снижена с 16 475 740,86 руб. до 4 729 758,42 руб. В удовлетворении остальной части жалобы отказано.
Полагая, что указанное представление является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением, которое было удовлетворено в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу статей 10, 11, 13 БК РФ бюджет фонда обязательного медицинского страхования относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 166.1 БК РФ, Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).
При этом в силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (далее - Стандарт N 1095).
Согласно пункту 7 Стандарта N 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление, в том числе представления и (или) предписания объекту контроля.
На основании пунктов 1, 4, 5.15.1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
УФК по Камчатскому краю является территориальным органом Федерального казначейства и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов, в силу статьи 269.2 БК РФ является полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с этим, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу статьи 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников, правила предоставления и распределения которых устанавливаются соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно подпунктам 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1768-р "О выделении Минздраву России бюджетных ассигнований" Минздраву России в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 4 668 935,9 тыс. руб. на предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, имея в виду оплату случаев проведения указанной диспансеризации застрахованных лиц в 2021 году в соответствии с порядком, установленным Минздравом России, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения
Согласно распределению иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного названным Распоряжением, объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), для Камчатского края в 2021 году составил 33 620 тыс. руб.
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID -19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 1125).
В силу пункта 5 Правил N 1125 результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
Пунктом 7 Правил N 1125 предусмотрено, что при распределении иных межбюджетных трансфертов утверждается объем не распределенных между субъектами Российской Федерации и г. Байконуром иных межбюджетных трансфертов в размере 20 процентов общего объема иных межбюджетных трансфертов (далее - нераспределенный резерв).
Средства нераспределенного резерва направляются на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в случае недостаточности предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и бюджете г. Байконура средств, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты.
Решение о направлении средств нераспределенного резерва принимаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по результатам рассмотрения обращений Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сформированных на основании данных отчетности об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению которых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура предоставляются иные межбюджетные трансферты (далее - межбюджетный трансферт), представляемой территориальными фондами обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно пункту 12 Правил N 1125 перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или администрации г. Байконура, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе, содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленному соглашением, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 1125 бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, использованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31.12.2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (Vвозврата), определяется по формуле:
Vвозврата = Vтр x (1 - Т/S), где:
Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Т - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;
S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 5 статьи 242 БК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 03.08.2021 между Министерством здравоохранения Российской Федерации (Министерство) и Министерством здравоохранения Камчатского края (Субъект) заключено Соглашение о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования от 03.08.2021 N 056-17-2021-376.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 году бюджету Камчатского края иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов (далее - коды БК): код главного распорядителя средств федерального бюджета 056, раздел 09, подраздел 09, целевая статья 01 К 10 56220, вид расходов 540.
Иной межбюджетный трансферт предоставляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации (пункт 1.2 Соглашения).
Согласно пункту 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Камчатского края на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет: в 2021 году 33 620 000 (тридцать три миллиона шестьсот двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Камчатского края в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2021 году 33 620 000 (тридцать три миллиона шестьсот двадцать тысяч) рублей 00 копеек (пункт 2.2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи федерального бюджета) на 2021 финансовый год и плановый период 2022 - 2023 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год.
Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением Субъектом условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также осуществлять оценку результатов предоставления иного межбюджетного трансферта с учетом обязательств по достижению значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего соглашения, на основании данных отчетности, представленной Субъектом (подпункты 4.1.2., 4.1.3. Соглашения).
Подпунктами 4.3.3, 4.3.6 пункта 4.3 Соглашения установлено, что Субъект обязуется, в том числе: обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью; возвратить в федеральный бюджет, не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств иного межбюджетного трансферта в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представление отчетности, является Министерство здравоохранения Камчатского края.
Приложением N 2 к Соглашению предусмотрены значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, в соответствии с которыми количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составляет 6 236 единиц.
В ходе проведения проверки УФК по Камчатскому краю установлено, что средства иного межбюджетного трансферта по Соглашению за счет средств резервного фонда в 2021 году перечислены Камчатскому краю в сумме 33 620 тыс. руб. (платежное поручение от 17.09.2021 N 608421).
Платежным поручением от 17.09.2021 N 613935 Министерством произведено перечисление на лицевой счет ТФОМС Камчатского края денежных средств в сумме 33 620 тыс. руб.
Согласно отчету о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательствах, принятых в целях их достижения по состоянию на 01.01.2022 по направлению расходов на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательном медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, плановое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта по количеству оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составляет 6 236 единиц, фактически достигнутое значение составило 3 180 единиц, отклонение от планового значения составило 3 056 единиц или 49,01%, объем обязательств, принятых в целях достижения результатов предоставления межбюджетного трансферта составляет 33 620 000 руб., неиспользованный объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации - 0 руб.
В связи с недостижением результатов предоставления межбюджетного трансферта, ТФОМС Камчатского края платежным поручением от 31.01.2022 N 661653 осуществил в адрес Минздрава Камчатского края возврат остатка межбюджетного трансферта переданного бюджету Территориального фонда на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COV1D- 19) в размере 23 968 568,87 руб.
В свою очередь, Министерство осуществило возврат в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации остатки межбюджетного трансферта в размере 23 968 568,87 руб., что подтверждается платежным поручением от 04.02.2022 N 699088.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе актом проверки от 26.06.2023.
В то же время, исходя из буквального толкования пункта 15 Правил N 1125, ТФМС Камчатского края должен был осуществить возврат межбюджетного трансферта в сумме 16 475 740,86 руб., то есть, пропорционально количеству невыполненных по углубленной диспансеризации объемных показателей от запланированных объемных показателей.
Вместе с тем, обязанность по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта была выполнена ТФОМС по Камчатскому краю в полном объеме, в доход бюджета Минздрава Камчатского края перечислены неиспользованные денежные средства в размере 23 968 568,87 руб.
При этом, как следует из пояснений представителей Управления, нарушений срока по возврату неиспользованных денежных средств в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации в ходе проверки выявлено не было.
Вместе с тем, УФК по Камчатскому краю по результатам камеральной проверки Министерству была начислена санкция за недостижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта по Соглашению на 31.12.2021 в сумме 16 475 740,86 руб.
В судебном заседании представители Управления также пояснили, что сумма в размере 16 475 740,86 руб., рассчитанная по пункту 15 Правил N 1125 (V возврата = V тр * (1-T/S), 33 620 000 руб. * (1-3180/6236) = 16 475 740,86 руб.) является финансовой санкцией за допущенное нарушение обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта по соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-376, несмотря на возврат ТФОМС Камчатского края в бюджет 23 968 568,87 руб.
Между тем указанный довод является несостоятельным в силу следующего.
Правила N 1125 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и (или) подлежащих углубленной диспансеризации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, в разделе IV которой установлено, что Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Приказом Минздрава России от 01.07.2021 N 698н (далее - Порядок N 698н).
В соответствии с пунктами 4, 7 Порядка N 698н ответственными за проведение углубленной диспансеризации являются руководители медицинских организаций, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты цехового врачебного участка, врачи по медицинской профилактике медицинской организации; углубленная диспансеризация проводится на основании календарного плана проведения углубленной диспансеризации с указанием осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований, дат и мест их проведения, числа граждан
В силу пунктов 11, 12 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе, посредством использования Единого портала и иных информационных систем, обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации; обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации, осуществляющей углубленную диспансеризацию, с использованием медицинской информационной системы медицинской организации или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в течение одного рабочего дня со дня получения актуализированных данных.
Согласно пункту 16 Порядка проведение углубленной диспансеризации осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации.
Применительно к изложенным выше нормам, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по предоставлению необходимой информации для получения трансфертов, а также оформлению соглашения для их получения.
Как видно из материалов дела, Министерством фактически обеспечена реализация пункта 15 Правил N 1125 и пункта 4.3.6 Соглашения N 056-17-2021-376, а именно: как уже указывалось выше, платежным поручением от 04.02.2022 N 699088 Министерство возвратило в федеральный бюджет неиспользованный остаток иного межбюджетного трансферта в сумме 23 968 568,87 руб.
Указанное свидетельствует о том, что заявителем не были нарушены положения пункта 15 Постановления N 1125, равно и не нарушены положения и требования п. 5 ст. 242 БК РФ.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание, что на органы Территориального фонда обязательного медицинского страхования возложена обязанность по возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации полученных согласно Правил N 1125 средств в случае наличия совокупности следующих обстоятельств:
1. если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта;
2. если до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены.
Средства подлежат возврату из бюджета Фонда в бюджет субъекта РФ.
Из изложенного следует, что пункт 15 Правил N 1125 не является нормой, предусматривающей размер штрафной санкции, а представляет собой норму, регулирующую порядок и условия, при совокупности наличия которых ТФОМС обязан произвести возврат полученных средств, произвести расчет подлежащей уплате суммы, а не уплатить сумму сверх суммы трансферта, которая фактически израсходована не была. Иного условия возврата средств Правила N 1125 от 07.07.2021 не предусматривают.
Доказательств обратного суду не представлено, равно как и доказательств, что Министерство здравоохранения Российской Федерации обращалось с требованием к Минздраву Камчатского края о возврате средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 4.3.2. Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-376.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия взаимосвязи между действиями или бездействиями Министерства и ТФОМС и достижением значения результата предоставления межбюджетного трансферта.
В свою очередь, обязательств по обеспечению 100% выполнения планового показателя на Минздрав Камчатского края Соглашением от 03.08.2021 N 056-17-2021-376 не возлагалось.
Следовательно, доводы казначейства о возможности применения к Министерству финансовой ответственности в виде возврата средств в размере 16 475 740,86 руб. в федеральный бюджет за допущенные нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта по Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-376 являются ошибочными и основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9 об обеспечении возврата в федеральный бюджет денежных средств в размере 16 475 740,86 руб. не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционным судом установлено, что Федеральным казначейством рассмотрена жалоба Министерства от 14.08.2023 N 21.08/9225 на представление от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9, вынесенное УФК по Камчатскому краю, по результатом которой 19.09.2023 Федеральным казначейством вынесен приказ N 334 о частичном удовлетворении жалобы, в соответствии с пунктом 1 сумма средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, снижена с 16 475 740,86 руб. до 4 729 758,42 руб. В удовлетворении остальной части жалобы отказано.
При рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции, представитель Министерства указал, что просит признать недействительным только представление от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9 полностью и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в редакции, изложенной в заявлении от 07.11.2023.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.05.2015 N 1119-0 в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 АПК РФ), какое исковое требование и в связи с чем предъявлять в суд (пункты 4 и 5 части 2 статьи 125 АПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 АПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 5 статьи 170 АПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом. Поскольку при изменении предмета или основания иска в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ истец изменяет свой иск, постольку заявленным и подлежащим рассмотрению судом должен считаться именно измененный иск.
Конституционно значимый принцип диспозитивности, из которого вытекает предусмотренное частью 1 статьи 49 АПК РФ право истца изменить основание и предмет иска, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Поскольку в рассматриваемом деле Министерством заявлено требование о признании недействительным представления УФК по Камчатскому краю от 09.08.2023 N 38 -23-06/12-9 именно в первоначальной редакции, ходатайств об изменении предмета заявленных требований с учетом принятия Федеральным казначейством от 19.09.2023 приказа N 334 о частичном удовлетворении жалобы Минздравом Камчатского края не заявлялось, соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое представление УФК по Камчатскому краю в редакции, принятой Казначейством России, согласно приказу от 19.09.2023 N 334, предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках настоящего дела не являлось.
Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Применительно к рассматриваемому спору, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признание недействительным представления от 09.08.2023 N 38-23-06/12-9 является достаточным для защиты нарушенных прав заявителя, ввиду чего необходимость указания в решении на правовосстановительные меры отсутствует.
По изложенному, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Министерством требования в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку УФК по Камчатскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.03.2024 по делу N А24-5331/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5331/2023
Истец: Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерство здравоохранения Камчатского края
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края