г. Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А40-219403/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей В.В. Валюшкиной, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Российские железные дороги" и АО "РН-Транс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2024 по делу N А40-219403/23, по иску АО "РН-Транс" (ИНН 6330017677) к ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727) о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Зайцева О.В. по доверенности от 20.12.2023
от ответчика - Мальчук Д.А. по доверенности от 07.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
АО "РН-Транс" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ОАО "РЖД" (далее - Ответчик) пени в размере 14 711 715 руб. 40 коп. просрочку доставки груза на основании ст.ст.29, 33, 97 УЖТ РФ.
Решением суда от 21.02.2024 с ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727) в пользу АО "РН-Транс" (ИНН 6330017677) взыскано 8 000 000 (Восемь миллионов) руб. 00 коп. пени, а также 92 889 (Девяносто две тысячи восемьсот восемьдесят девять) руб. расходов по госпошлине.
В остальной части иска отказано.
ОАО "Российские железные дороги" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что увеличение срока доставки произошло в связи с невозможность приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим исключительно от грузополучателя.
Также считает, что срок доставки обоснованно был увеличен на основании пункта 6.7 Правила исчисления сроков доставки N 245, пени в размере 3 286 117, 76 руб. заявлены необоснованно.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "РН-Транс" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что считает указанное решение необоснованным в части уменьшения суммы неустойки на 43% в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса 2 Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявители доводы своих жалоб поддержали в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, ответчик принял на себя обязательства по перевозке грузов грузоотправителя АО "РН-Транс" по железнодорожным накладным, указанным в расчете к иску.
В обоснование исковых требований истец указывает, что перевозчиком допущена просрочка доставки груза до станции назначения на срок от 1 до 20 дней, что подтверждается прилагаемыми к иску соответствующими транспортными железнодорожными накладными и расчетом исковых требований.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ, ст.25 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правоотношения между Отправителем и Перевозчиком по отправке вагонов сложились в рамках договора перевозки.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными Ответчиком и выданными грузополучателю транспортными накладными, указанными в расчете и приложенными к исковому заявлению.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза Перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 245.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст. 97 УЖТ РФ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными Уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
Претензии истца оставлены ответчиком без удовлетворения, в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика пени в размере 13 977 835 руб. 06 коп.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Довод ответчика о неприеме вагонов станцией назначения по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на станциях назначения по вине грузополучателя (п. 6.7 Правил исчисления сроков доставки N 245) является несостоятельным и подлежит отклонению.
В соответствии с п.6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случаях задержки вагонов на промежуточных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Согласно п.3 Распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р "Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования" (далее - Регламент) при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
В соответствии с Приложением 1.4 Регламента в адрес Клиента, по вине которого произошла задержка вагонов, работниками станции назначения оформляется извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с отметкой о получении.
По отправке N ЭГ470834 к отзыву ответчиком приложено извещение N 613 от 03.03.2023 о задержке вагонов, контейнеров в пути следования ООО "РН-Морской терминал Туапсе", в котором указано, что на основании приказа N 2032 от 03.03.2023 на станции Красавка ПРВ ж.д. в 15 ч. 31 мин. задержан поезд N 3052 индекс 6552-009-5331 в количестве 67 вагонов по причине "01 Неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), владельцев или пользователей путей необщего пользования".
При этом отметки о принятии данного извещения N 613 от 03.03.2023 со стороны грузополучателя ООО "РН-Морской терминал Туапсе" отсутствуют.
Аналогично в предоставленных к отзыву извещениях N 684 от 14.03.2023 по отправке N N ЭГ470834; N 654 от 10.03.2023, N 688 от 14.03.2023 по отправке ЭГ492498; N 692/1 от 15.03.2023, N 701 от 19.03.2023 по отправкам N N ЭГ642264, ЭГ677318, ЭГ706423, ЭГ838205; N 677 от 13.03.2023, N 690 от 14.03.2023, N 692 от 16.03.2023, N 696 от 18.03.2023 по отправке N ЭГ928197 отсутствуют отметки о получении данных извещений со стороны ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
Данные извещения направлены грузополучателю ООО "РН-Морской терминал Туапсе" для ознакомления по электронной почте Dispatcher@tunp.rosneft.ru. Однако в предоставленном договоре N 10/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Туапсе" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги от 27.04.2022 такой способ передачи информации посредством электронной связи на адрес Dispatcher@tunp.rosneft.ru сторонами не предусмотрен.
Таким образом, надлежащих доказательств получения грузополучателем ООО "РН-Морской терминал Туапсе" извещения о задержке/об окончании задержки порожних вагонов по отправкам N N ЭГ470834, ЭГ492498, ЭГ642264, ЭГ677318, ЭГ706423, ЭГ838205, ЭГ928197 в пути следования на станциях Красавка, Кутум ПРВ, Пшехская, Коноково СКВ не представлено.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе по причине: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Однако подтверждающие документы по оплате за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в пути следования по отправкам N N ЭГ470834, ЭГ492498, ЭГ642264, ЭГ677318, ЭГ706423, ЭГ838205, ЭГ928197 ответчиком не предоставлено.
Следовательно, факт задержки вагонов на промежуточных станциях по отправкам N N ЭГ470834, ЭГ492498, ЭГ642264, ЭГ677318, ЭГ706423, ЭГ838205, ЭГ928197 в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "РН-Морской терминал Туапсе" в соответствии с п.6.7 Правил N245 ответчиком не доказан.
Кроме того, в соответствии с п.2.1 (б) распоряжения N 00549-Р-23 от 12 декабря 2023 года "О формировании единых подходов к определению сумм пеней за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов" возможно исключить из просрочки доставки время задержки вагонов/контейнеров в пути следования в случае неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами (1 -й код), при наличии следующих документов: Акт общей формы ГУ-23 подписанный представителем грузополучателя; накопительная ведомость ФДУ-92 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования; решение суда о взыскании с грузополучателя, владельца путей необщего пользования платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
С учетом изложенного, сумма требований по отправкам N N ЭГ470834, ЭГ492498, ЭГ642264, ЭГ677318, ЭГ706423, ЭГ838205, ЭГ928197 заявлена обосновано.
Ответчик также оспаривает сумму требований в размере 954 925,04 руб. по причине оказания услуги по временному размещению вагонов по заявке (просьбе) самого же грузополучателя по причине занятости фронта выгрузки (п.6.7 Правил исчисления сроков доставки N 245).
В соответствии ст. 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
В соответствии с п.6 Правил N 245, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случаях задержки вагонов на промежуточных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Согласно п.7 Правил N 245 о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных п.6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы.
Согласно п.67 Правил перевозок грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом N 256 от 27.07.2020, при составлении перевозчиком акта общей формы в пути следования, о составлении такого акта общей формы делается отметка в накладной.
По вагонам N N 50923002, 75125187, 55714026, 53962098, 50931807, 53931085, 70727086 отправка N ЭГ571804 к отзыву приложен оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда от 08.03.2023 N 2152 следующего содержания: "В связи с обращение Акционерного Общество "Таманьнефтегаз" в соответствии с заявкой N 118265 от 08.03.2023 и договором на оказание услуг по размещению груженых и/или порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) N 3/16-140 от 05.12.2016 разместить на станции Коноково С-Кав вагоны в количестве 68, следующих на станцию назначения Вышестеблиевская С-Кав в составе поезда N 2802 индекс 6548-075-5231 ".
По данному факту на оказание услуги по временному размещению вагонов по заявке грузополучателя АО "Таманьнефтегаз" к отзыву приложена накопительная ведомость ФДУ-92 ВЦ N 130301 "Плата за нахождение на ж.д. путях общ. пользования груженых и порожних вагонов, в отставленных от движения поездах, в соотв. с договором на оказание услуг (отстой в пути следования)" в количестве 38 часов - 2 суток.
На основании вышеперечисленных первичных документов, количество суток по отправке N ЭГ571804 на 7 вагонов уменьшается на 2 суток.
Сумма требований по отправке N ЭГ571804 уменьшена истцом на 122 894,88 руб. и составляет 368 684,64 руб.
По отправке N ЭГ928197 на 26 вагонов ответчиком к отзыву приложен оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда от 13.03.2023 N 66 следующего содержания: "Временно отставленный от движения на основании распоряжения N 2343 от 13.03.2023 поезд N 2716 индекс 6552-017-5331, количество вагонов (контейнеров) 67, в связи с обращением АО "РН-Транс" в соответствии с заявкой N 118695 от 13.03.2023 и договором на оказание услуг по размещению груженых и/или порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) N ОП-1-2016 от 01.09.2016 разместить на станции Коноково С-Кав вагоны в количестве 67, следующих на станцию назначения Туапсе-Сортировочная С-Кав.".
По данному факту на оказание услуги по временному размещению вагонов по заявке грузоотправителя АО "РН-Транс" к отзыву приложена накопительная ведомость ФДУ-92 ВЦ N 160301 "Плата за нахождение на ж.д. путях общ. пользования груженых и порожних вагонов, в отставленных от движения поездах, в соотв. с договором на оказание услуг (отстой в пути следования)" в количестве 49 часов - 2 суток.
На основании вышеперечисленных первичных документов, количество суток по отправке N ЭГ928197 на 26 вагонов уменьшается на 2 суток.
Сумма требований по отправке N ЭГ928197 уменьшена истцом на 464 345,52 руб. и составляет 464 345,52 руб.
Таким образом, исковые требования по накладным N N ЭГ571804, ЭГ928197 истцом уменьшены на сумму 587 240,40 руб., в остальном доводы ответчика несостоятельны и подлежат отклонению.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчиком нарушены сроки доставки груза, истцом правомерно начислены пени на общую сумму 13 977 835 руб. 06 коп.
По правилам ст. 330 Гражданского кодекса РФ с ответчика обоснованно взыскана неустойка.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание данные о размере установленного договором процента неустойки; общей начисленной сумме неустойки; - соглашается с выводом суда первой инстанции, о наличии установленных ст. 333 ГК РФ оснований для ее снижения и отклоняет довод истца.
Положения пункта 1 статьи 333 ГК РФ по существу направлены на установление баланса между применяемой к нарушителю меры ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, но при этом он может представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора. Между тем, истцом надлежащих доказательств суду первой инстанции представлено не было.
На основании изложенного и имеющихся материалов дела апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания неустойки в размере 8 000 000 руб. 00 коп.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2024 года по делу N А40-219403/23 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219403/2023
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"