г. Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-120919/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управы района Раменки города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2024 по делу N А40-120919/23
по заявлению: ООО "Агроторг"
к Управе района Раменки города Москвы
третьи лица: 1) Префектура Западного административного округа города Москвы; 2) ГБУ МФЦ Города Москвы
об оспаривании бездействия,
при участии от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: Михалюк Г.В. по доверенности от 12.02.2024; от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агроторг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управе района Раменки города Москвы о признании незаконным бездействие, выразившееся в нарушении Управой района Раменки города Москвы срока для рассмотрения обращения о предоставлении государственной услуги; об обязании в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу оказать государственную услугу: "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве".
Решением суда от 01.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Остальные представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Через канцелярию суда от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 30.12.2022 ООО "Агроторг" (далее - заявитель, Общество) в Управу района Раменки города Москвы (далее - ответчик, Управа) через ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" МФЦ района Дорогомилово, было подано Заявление о предоставлении компенсации в форме гранта (далее - Заявление) в размере 100 000 рублей - сумма административного штрафа по делу об административном правонарушении: Постановление Никулинского районного суда г. Москвы N 5-1345/2021 от 08.09.2021.
В подтверждение принятия заявления МФЦ района Дорогомилово выдана расписка рег. N 2432362-2022 от 30.12.2022.
В расписке указано, что вместе с заявлением представлены и приняты следующие документы: документ, достоверяющий личность доверенного лица (паспорт гражданина РФ), доверенность N 87080414/2022 от 30.11.2022, иные документы: постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, заявление, документ подтверждающий уплату штрафа. Заявитель, посчитав, что в нарушении установленного срока органом исполнительной власти города Москвы не принято решение о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта, а также, что бездействие Управы нарушает права юридического лица на получение соответствующих выплат, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Агроторг", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с Положением об Управе района города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, Управа района города Москвы (далее - управа района) - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Правительством Москвы 24.05.2022 было принято Постановление N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - Постановление N 921-ПП).
Постановлением N 921-ПП предусмотрена возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 2.1 Постановления N 921-ПП установлено, что компенсация предоставляется гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, уплатившим административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, на основании постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенных в связи с возбуждением и (или) рассмотрением органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ и статьей 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 921-ПП компенсация в форме гранта предоставляется в заявительном порядке при обращении в многофункциональный центр предоставления государственных услуг.Порядок предоставления мер поддержки регламентирован совместным приказом от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/пр-95/22/210 "Об утверждении Порядка к предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - Совместный приказ).
Согласно п. 4 Совместного приказа компенсация предоставляется на основании заявления о предоставлении компенсации по форме согласно приложениям 2, 3 к настоящему приказу (далее - заявление), подаваемого плательщиком административного штрафа, его представителем (далее - Заявитель, представитель Заявителя) через филиалы Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу в органы исполнительной власти города Москвы, государственные казенные учреждения города Москвы, возбудившие (рассмотревшие) соответствующие дела об административных правонарушениях.
Пунктом 5 Совместного приказа установлены документы, предоставляемые вместе с заявлением о предоставлении компенсации в МФЦ.
В силу пункта 9 Совместного приказа при подаче заявления работник МФЦ:
9.1. Осуществляет прием и регистрацию заявления и документов с использованием автоматизированной информационной системы многофункциональных центров в день обращения с заявлением;
9.2. Обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа;
9.3. Отказывает Заявителю в приеме заявления и выдает по требованию Заявителя уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа при наличии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка.
Взаимодействие органа исполнительной власти города Москвы, государственного казенного учреждения города Москвы с МФЦ осуществляется на основании заключаемых соглашений о взаимодействии.
Согласно пункта 11.1 Совместного приказа Орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы в течение 30 календарных дней для индивидуальных предпринимателей или 60 календарных дней для юридических лиц с момента подачи Заявителем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта.
В силу пункта 11.2. При наличии оснований для отказа в предоставлении компенсации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы в срок 7 календарных дней со дня принятия решения об отказе направляет Заявителю на адрес электронный почты (в случае отсутствия адреса электронной почты - на почтовый адрес), указанный в заявлении, уведомление об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта с указанием причин отказа.
Согласно пункту 13 Совместного приказа Орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы также направляет копию уведомления об отказе в предоставлении компенсации в МФЦ по месту подачи Заявителем заявления в срок не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения об отказе.
Пунктом 17 Совместного приказа установлено, что Органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы, осуществляющими принятие решения о предоставлении компенсаций в соответствии с настоящим Порядком, являются, в том числе, Префектуры административных округов города Москвы (управы районов города Москвы) (п. 17.8).
В соответствии с Положением об Управе района города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, Управа района города Москвы (далее - управа района) - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Из материалов дела следует, что заявление ООО "Агроторг" от 30.12.2023 было принято МФЦ района Дорогомилово выдана расписка рег. N 2432362-2022 от 30.12.2022.
Оснований для отказа в приеме заявления МФЦ не усмотрело, передав заявление с пакетом документов в Управу района Раменки города Москвы.
Между тем, в соответствии с п. 11 Совместного приказа обращение Общества не было рассмотрено Органом исполнительной власти города Москвы.
Учитывая, что представление заявления непосредственно в Управу района Раменки города Москвы ни Постановлением N 921-ПП, ни Совместным приказом не предусмотрена, суд считает, что подача заявления в МФЦ района Дорогомилово и принятие заявления влекут за собой обязанность Органа исполнительной власти города Москвы рассмотреть обращение общества по существу.
При этом физическое не поступление документов в Управу района Раменки города Москвы не имеет правового значения, так как возможность возврата, принятых МФЦ документов, обратно заявителю ни Постановлением N 921-ПП, ни Совместным приказом не установлена, решение об отказе в предоставлении компенсаций не выносилось, заявитель не может повлиять на порядок взаимодействия органа исполнительной власти города Москвы, государственного казенного учреждения города Москвы с МФЦ.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно счел, что не рассмотрение в 60-дневный срок со дня поступления в МФЦ обращения ООО "Агроторг" (30.12.2022) о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве", является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, заявление ООО "Агроторг" подлежало удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права.
При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
С учетом признания незаконным бездействия Управы, суд в целях восстановления нарушенного права заявителя правомерно обязал Управу района Раменки города Москвы восстановить нарушенные права ООО "Агроторг" путем рассмотрения в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу заявления ООО "Агроторг" о предоставлении государственной услуги.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.02.2024 по делу N А40-120919/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120919/2023
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: УПРАВА РАЙОНА РАМЕНКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ", ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ