г. Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-282150/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-282150/23
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ФКУ ЦБМТиВС ФСИН России
о признании незаконным решения, об обязании
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьего лица: |
Пушкарева Е.В. по доверенности от 17.05.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Заявитель, ТУ Росимущества, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 15.09.2023 N КУВД-001/2023-23996133/5 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества (гараж на 1 машиноместо), общей площадью 32,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 59, стр. 4., об обязании Управления Росреестра но Москве осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества (гараж на 1 машиноместо). общей площадью 32,9 кв.м, расположенного по адресу; г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 59, стр. 4.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено ФКУ ЦБМТиВС ФСИН России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 в удовлетворении заявления ТУ Росимущества отказано.
ТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ФКУ ЦБМТиВС ФСИН России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
ТУ Росимущества, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей Заинтересованного лица и Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества (гараж на 1 машиноместо), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 59, стр.4.
Сообщением от 15.09.2023 N КУВД-001/2023-23996133/5 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении Объекта (гараж на 1 машиноместо).
Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве ссослалось на то, что государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимого имущества в соответствии частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости, Закон N 218-ФЗ) осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Кроме того, Управление указало, что технический паспорт на Объект подготовленный по состоянию на 19.11.2014, с указанием года завершения строительства - 1992, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлено.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
До вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации ввод объектов осуществлялся:
по нормативным актам СНиП Ш-А. 10-62 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений" 1955 г.;
Постановлению Совмина СССР от 15.09.1962 N 949 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений", СНиП Ш-А. 10-62;
Постановлению Совмина СССР от 13.07.1970 N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов жилищно-гражданского назначения";
Постановлению Совмина СССР от 22.01.1966 N 57 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения";
Постановлению Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О порядке законченных строительством объектов" и подлежали обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями в соответствии с утвержденными проектами, в зависимости от даты года ввода в эксплуатацию или года завершения строительства объекта.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества
Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, статьи 65). Такие решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу подпункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях закреплены в статьи 70 Закона N 218-ФЗ. 6 В соответствии с пунктом 18 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости: год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается. По создаваемым объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51-55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Росреестра 23.01.2017 N П/0027, и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и иными нормативно-правовыми актами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Закона о недвижимости, основным этапом которого является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В данном случае заявление ТУ Росимущества по Москве о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Москва, Улица Верхние Поля, д. 59, стр. 4.было поданы в рамках единой учетно - регистрационной процедуры, предусматривающей одновременную постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности вновь созданного объекта в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона о недвижимости.
В качестве документа основания для постановки на государственный кадастровый учет права представлен Технический план от 02.05.2023.
В качестве документа основания для проведения государственной регистрации права представлена выписка из реестра федерального имущества от 07.06.2023 N 1692/2.
Также с заявлением представлен Технический паспорт на здания подготовленный по состоянию на 19.11.2014, с указанием года завершения строительства -1992.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости при предоставлении документов для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав либо для отказа в осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации прав.
По итогам проведения правовой экспертизы Управлением было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о недвижимости основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (статья 14 Закона о недвижимости).
Относительно Технического Плана суд отмечает следующее.
Согласно пункт 7.3 части 2 статьи 14 Закона о недвижимости одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В силу части 1 статьи 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Как указано в Заключении кадастрового инженера Технический план подготовлен для обращения в Арбитражный суд города Москвы о признании права собственности на вышеуказанный объект, а не с целью постановки на государственный кадастровый учет.
Кроме этого, суд первой инстанции верно отменил, что Выписка из реестра федерального имущества N 1629/1 от 07.06.2023 была сформирована на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), действия которого касалось объектов недвижимости, построенных и введенных в эксплуатацию лишь до 1992 года.
В связи с чем, у Управления Росреестра по Москве при отсутствии документов, подтверждающих факт создания спорного объекта недвижимости, введенного в эксплуатацию в 1992 году, отсутствовали основания для признания вышеупомянутой выписки из реестра федерального имущества в качестве правоустанавливающего документа, на основании которого подлежит внесению в реестр прав ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, что противоречит требованиям части 1 статьи 14 Закона о недвижимости.
В силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании статей 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Государственная регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества в соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении вышеуказанного объекта в Управление не представлено.
В настоящее время возведение объектов капитального строительства регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), которым предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
По информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта недвижимости отсутствует.
В соответствии статьей 69 Закона о недвижимости, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, права, возникшие до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, являются юридически действительными и не требующими дополнительного подтверждения.
До вступления в силу ГрК РФ ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся по ранее действовавшему законодательству. Согласно действовавшим до вступления в силу ГрК РФ нормативным актам (СНиП III-А.2 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений" издания 1955 г.; (СНиП 3.01.04-87. "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84) (ред. от 18.11.1987), Постановление Совмина СССР от 15.09.1962 N 949 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений" (СНиП Ш-А. 10-62 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения"); Постановлению Совмина СССР от 13.07.1970 N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения"; Постановлению Совмина СССР от 22.01.1966 N 57 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения"; Постановлению Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О порядке законченных строительством объектов") законченные строительством объекты подлежали обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями в соответствии с утвержденными проектами, в зависимости от даты года ввода в эксплуатацию или года завершения строительства объекта,
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие ГрК РФ, признаются действительными.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в Управление не представлено надлежащих документов для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права.
По результатам правовой экспертизы 15.06.2023 Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 15.09.2023 с целью представить документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
15.09.2023 ввиду не предоставления документов, Управлением вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем решения Управления Росреестра по Москве от 15.09.2023 N КУВД-001/2023-23996133/5 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-282150/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-282150/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ"