город Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-174853/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 27 февраля 2024 года по делу N А40-174853/23
по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Солнцево" (ИНН 7729466410, ОГРН 1157746607402 )
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Башинская Е.А. по доверенности от 15.11.2023,
от ответчика представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Солнцево" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 4 636 676 руб. 14 коп., с учетом принятого судом ходатайства в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 27 февраля 2024 года исковые требования Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Солнцево" удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционного суда ответчик не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ГБУ "Жилищник района Солнцево" (истец) является управляющей компанией, действует на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.08.2015 N 077 000738, выданной Государственной жилищной инспекцией города Москвы.
В управлении ГБУ "Жилищник района Солнцево" в период с 01.09.2022 по 31.03.2023, находился в управлении многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, д. 6, корп. 2, в котором имелись нераспределенные жилые помещения N 2, 3, 4, 5.
По указанному многоквартирному дому заключен договор управления, в соответствии с условиями которого, управляющая организация ГБУ "Жилищник района Солнцево" обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.05.2013 416 "О порядке осуществления деятельности по управления МСКД" управление домом обеспечивается также и посредством заключения договоров теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения с РСО для предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг.
Обязанность по заключению указанных договоров управляющей организацией была выполнена, договоры заключены
По договору N 50 лет-6/2-УК управления многоквартирным домом от 21.09.2020 г., истец согласно п. 3.1.9. может требовать от ответчика (собственник) внесения платы в случае не поступления платы от нанимателя (принимать от собственника плату за жилое помещение, коммунальные и другие услуги согласно платежному документу, предоставленному Управляющей организацией) в установленные законодательством и настоящим Договором сроки.
Пунктом 2.2. договора управления предусмотрено, что управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного договором срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, д. 6, корп.2, предоставлять коммунальные и иные услуги собственникам (нанимателям, арендаторам) в соответствии с п. п. 3.1.2 - 3.1.4 договора, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 3.1.1 договора, управляющая организация, в числе прочего, обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственников в нем в соответствии с целями, указанными в пункте 2.1 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Пунктом 3.1.2 договора предусмотрено, что управляющая организация также обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В случае оказания данных услуг и выполнения указанных работ с ненадлежащим качеством управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет. Работы и услуги по текущему ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме выполняются в соответствии со стандартами утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с п. 3.1.3 договора, в обязанности управляющей организации также входит предоставление коммунальных услуг собственникам (нанимателям, арендаторам) в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ, установленного качества и в необходимом объеме, безопасных для жизни, здоровья потребителей и не причиняющих вреда их имуществу.
Доказательствами того, что управляющая организация ГБУ "Жилищник района Солнцево" надлежащим образом исполнила свои обязательства по оказанию коммунальных услуг "Содержание и текущий ремонт", "Отопление" "Холодное и горячее водоснабжение, водоотведение", "Электроснабжение" в многоквартирном доме по указанному адресу, являются счета по договору теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, платежные поручения об оплате счетов; акты проверки готовности строения к отопительному периоду.
От Департамента городского имущества города Москвы каких-либо жалоб и заявлений по качеству оказанных услуг не предъявлял.
Разделом 2 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП определена ставка планово-нормативного расхода как показатель, отражающий стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Ставки на жилищно-коммунальные услуги утверждаются постановлениями правительства Москвы: от 13.12.2016 N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Информация по нераспределенным жилым помещениям, находящимся в собственности города Москвы получены посредством системы АСУ ЕИРЦ города Москвы, на основании которых ГБУ "Жилищник района Солнцево" были произведены соответствующие расчеты.
Согласно произведенным расчетам затраты на содержание, текущий ремонт, холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление нераспределенных жилых помещений в вышеуказанных многоквартирных домах за период с 01.09.2022 по 31.03.2023 составили 4 636 676 руб. 14 коп.
Направленная ответчику претензия от 25.05.2023 за N ИСХ-576/23 оставлена последним без удовлетворения.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ возникает перед управляющей организацией.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статья 154 ЖК РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: 2) плату за коммунальные услуги.
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты предоставленных услуг в полном объеме, доводы истца не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Довод жалобы о том, что ответчик по делу является ненадлежащим, отклоняется судом.
Применительно к положениям ст.125 Гражданского кодекса РФ, ст.158 Бюджетного кодекса РФ, учитывая разъяснения п.п.1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент городского имущества города Москвы, в отношении жилых помещений - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств в пределах своей компетенции.
Департамент, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы, осуществляет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, а также осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях (Положение о Департаменте городского имущества города Москвы).
Ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы и представляет интересы города Москвы и является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Следующий довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательство того, что нераспределенные жилые помещения принадлежат на праве собственности г. Москве, отклоняются апелляционным судом, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Иные доводы апелляционной жалобы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны исследованными судом доказательствами.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ и правильная оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2024 года по делу N А40-174853/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174853/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА СОЛНЦЕВО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ